"Математический калейдоскоп" (игра-конкурс) для учащихся 6-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Формировать интерес к математике.
  • Развивать внимание, сообразительность, находчивость.
  • Научить работать в команде.

Подготовка к математическому калейдоскопу

За две недели до проведения игры в кабинете математики были вывешены  вопросы для подготовки всем шестиклассникам:

1. Вычислительный навык:

а) Отлично знать таблицу умножения.
б) Уметь переводить смешанное число в неправильную дробь.
в) Уметь выделять целую часть из неправильной дроби.
г) Переводить обыкновенную дробь в десятичную, десятичную в обыкновенную.
д) Хорошо знать все действия с десятичными дробями том числе деление десятичной дроби на 10,100, 1000 и т.д., умножение десятичных дробей на 10. 100,1000 и т. д.
е) Уметь выполнять все действия с обыкновенными дробями, уметь их сокращать.

2. Знать признаки делимости на 2; 3; 5; 9; 10

3. 3нать по теории:

а) формулы: s = Ut;  S = a2;   S = ab; P = 4a;  P = 2(a + b);
б) делители;
в) кратное;
г) простые и составные числа
д) уметь сравнивать дроби

Оборудование:

1. На ватмане написаны слова:

а) Математический калейдоскоп
б) “Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий!”.

2. Два волейбольных мяча
3. Мел, магниты
4. Карточки с заданиями
5. два теннисных шарика, две ракетки
6. Песочные часы
7. Аудиозаписи
8  Математические газеты

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Представление команд:

6 А класс

Эмблема

1. Березовский В. – капитан
2. Короткова О.
3. Журавлёва Н.
4. Корабельникова
5. Мамыкина К.
6. Шеина Т.
7. Агаркова К.
8. Белов С.

6 Б класс

Эмблема

1. Власова К. – капитан
2. Черных Н.
3. Незнамова Н.
4. Игумнова Н.
5. Лебедев Ю.
6. Ребров С.
7. Розыбаев А.
8. Возовиков

II. Выступления команд

Выступает 6 А:

“О математике”

Выступает 6 Б:

“Знаете ли вы?”

1. Короткова О.

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.

1.Власова К.

Знаете ли вы что:
на 1 взмах крыльев пчелы уходит 0,005сек. времени.
Значит за 1 минуту получается 12000 взмахов.

2. Мамыкина К.

И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука –
Ма-те-ма-ти-ка

2. Незнамова Н.

Космический корабль за 0,01сек. проходит 1 км. пути.

3. Березовский В.

Почему корабли
Не садятся на м ель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель.

3.Игумнова Н.

После укола только через 0,02 сек. тело начинает чувствовать боль.

4.Шеина Т.

Потому что,потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка.

4.Черных Н.

За 1,25 сек. – луч доходит от Луны до земной поверхности.

5.Журавлёва Н.

Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать,
Надо прежде всего
Ма-те-ма-ти-ку знать.

5.Лебедев Ю.

20 сек. – это время, за кототорое радиокомментатор успевает сказать 100 слов.

6.Корабельникова Ю.

И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка.

III. Конкурс “Разминка команд”

Каждой команде в течение 1 мин. задаются вопросы. За правильный ответ присуждается 1 балл.

Вопросы 6 А

(слова на букву “К”)

1. Геометрическая фигура, четырёхугольник.
2. 1000 метров – это ...
3. Число. которое делится на а без остатка.
4. Геометрическая фигура, площадь которой вычисляется по формуле: S = a2
5. Число, определяющее положение точки на числовой прямой.
6. Есть у растения и у уравнения.

Вопросы 6 Б

(слова на букву “Д”)

1. Арифметическое действие
2. Число на которое делят.
3. Он есть у окружности.
4. Она живёт в двухэтажном доме. Бывает правильной и неправильной.
5. Они бывают обыкновенными и ...
6. Её можно измерить с помощью линейки у отрезка.

IV. Эстафета “Вычислителей” (с мячами между коленями).

На листах записывают задания. Члены стоят в колонне по одному Первые номера каждой команды держат мячи между коленями. По сигналу они прыжками достигают досок с листочками, решают, ответы фломастером, возвращаются и передают мячи вторым номерам.При этом мяч нельзя придерживать руками, если падает поднимают и с того места продолжают дальше.

1. Вычислите:

3 1/4 + 27,75 65,5 + 3 1/2

2. Вычислите:

3/4 • 11/10 • 4/3 5/11• 112/100 •11/5

3. Вычислите:

3/4 • 280 3/7• 210

4. Найдите:

2/5 от 25 2/7 от 49

5. Вычислите:

9 – 3 7/13 8 – 2 5/7

6. Вычислите:

17,1 : 0,01 15,2 • 0,01

7. Вычислите:

11 1/3 • 3 22 1/2 • 2

Пока жюри подводит итоги по 1 и 2 конкурсу, даются задания болельщикам. Кто сделает получает жетон – плюс своей команде и личное первенство. Заранее написать на доске:

1. Ослица и мул шли вместе, нагружённые мешками равного веса. Ослица жаловалась на тяжесть ноши. “Что ты жалуешься? – сказал мул.– Если ты дашь мне один твой мешок, моя ноша станет вдвое больше твоей, а если я тебе дам один свой мешок, наши грузы сравняются”. Сколько мешков было у мула и ослицы? (5 м. – ослица и 7 м. – мул.)

2. С помощью пяти единиц и знаков арифметических действий написать 100. Как? (111 – 11 = 100)

3. В автобусе вам попался билет с номером 524127. Попробуйте не меняя порядка цифр, расставить между ними знаки математических действий так, чтобы в итоге получилось сто. (5 : ( 2 :  4) • (1 + 2 + 7) = 100 5 (2 + 4 + 1 • 2 • 7) = 100)

4. Кто может назвать пять дней недели, не называя ни числа, ни названия этих дней недели? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

V. Конкурс “Найди ошибку”

Зачеркни числа которые не делятся

  • команда 6 А на 9 и 5

342

57

72

125

63

123

80

640

44

648

87

75

74

375

53

432

630

80

  • команда 6 Б на 3 и 2

59

35

68

45

372

222

51

243

127

91

101

78

582

92

47

621

285

56

IV. Конкурс “Художников”

Передвижение на ватманских листах. Нарисовать с помощью цифр и геометрических фигур собаку. Каждый рисует один элемент. Пока жюри подводит итоги, работают болельщики.

V. “Конкурс теоретиков” (с ракетками и теннисными шариками, пронести не уронив).

Задание на ватманских листах, решают или сразу дают ответ фломастерами.

1. S – путь t – время U – скорость – ? 1. U – скорость S – путь t – время – ?
2. Р кв = ?

S кв = ?

3. S пр = ? 

Р пр = ?

4. Записать все делители 36. (1, 2, 3, 4, 6, 9, 12, 18, 36) Записать все делители 42. (1, 2, 3, 6, 7, 14, 21, 42)
5. Записать 6 чисел кратных 3. (3, 6, 9, 12, 15, 18) Записать 6 чисел кратных 4. (4, 8, 12, 16, 20, 24)
6. Сравните 1/5 и 1/7 Сравните 1/9 и 1/6
7. Подчеркнуть простые числа

24, 2, 36,13, 42,18

Подчеркнуть составные числа

2, 15, 24, 19, 23,7

Пока жюри подводит итоги, идёт работа с болельщиками

VI. Занимательные задачи для болельщиков (зачитывает ведущий)

  1. Один человек купил трёх коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла? (По земле.)
  2. Мельник пришёл на мельницу. В каждом из 4-х углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается: Сколько ног было на мельнице? (2 ноги мельника.)
  3. В заглавии каких литературных произведений встречаются названия чисел? (3 поросёнка, 3 мушкетёра, 12 стульев, 7 козлят.)
  4. Расстояние между двумя телеграфными столбами равно 50 метров. Сколько столбов нужно установить на расстоянии 500 метров? (1 + 10 = 11, 1-й в начале.)
  5. Горели 7 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось?
  6. Ребята пилят бревно на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длинной 5 метров? (За 4 минуты.)

VII. Конкурс “Филологов” (домашнее задание)

Участники конкурса говорят по-очереди пословицы, поговорки содержащие числа, математические термины. Побеждает та команда, которая последняя говорит пословицу или поговорку.

  • Семеро одного не ждут.
  • Один в поле не воин.
  • Семь раз отмерь – один отрежь.
  • Старый друг лучше новых двух.

Пока жюри подводит итоги, идет подготовка к заключительной части калейдоскопа (художественной). Болельщики решают нерешённые задачи.

VIII Конкурс “Домашнее задание”

Каждый класс исполняет:

  1. Пантомиму: “2 – по математике, реакция родителей”.
  2. Песню, содержащую числа, математические термины.

Пока жюри подводит итоги – музыкальная пауза.

IХ. Дополнительные задания болельщикам

1. Числовой ребус (помещён на доске).

В слове ЗАДАЧА вместо букв подставьте цифры (одинаковым буквам должны соответствовать одинаковые цифры, разными буквами – разные цифры), а между некоторыми из них – знаки арифметических действий так, чтобы получилось верное равенство. (ЗАДАЧА = 1989)

2. Числовые головоломки:

  • пользуясь пятью “2” и знаками действий, запишите число 28;
  • пользуясь четырьмя “2” и знаками действий запишите 111.

3. Запишите число 31 пользуясь знаками действий и

  • пятью “3”;
  • шестью “3”;
  • пятью “5”.

Х. Подведение итогов

Заключительное слово учителя. Благодарность всем участникам математического калейдоскопа за активность, заинтересованность, любознательность. Член жюри: Павлова В. (ученица 10 класса) награждает команду-победительницу, лучших игроков, отмечает лучших болельщиков.