Конспект урока русского языка в 3-м классе (УМК "Школа-2100") по теме: "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Дидактические:

  • наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;
  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • формирование элементарных лингвистических компетенций.

Развивающие:

  • развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
  • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
  • воспитание навыка самостоятельности;
  • формирование чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Организационный момент

Чистописание

Написание верхнего и нижнего соединений с гласной о (об ов ог од ож оз ой ок)

Словарная работа

На доске карточки со словарными словами с пропущенными буквами

огромный газета осина голубой волшебный

рисунок орех хозяин всегда

1 ряд работает устно с учителем, а 2 и 3 ряды записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму.

Работа с 1 рядом:

  • Приготовьте свои карточки, я показываю слово, а вы - пропущенную букву, один из вас дает комментарий по выбору своей буквы (3 слова проговариваются, остальные только показываются).
  • Составьте устно предложения со словом хозяин разные по цели высказывания

Работа 2 и 3 рядов проверяется после сбора тетрадей.

  • Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе словарных слов.
  • Какое получилось слово? (прикрепляется карточка со словом горох). Запишите его с комментированием.
  • Подумайте над лексическим значением этого слова. Горох – это растение семейства бобовых.
  • Давайте назовем грамматические признаки слова горох. (им. сущ., неодуш., м.р., ед.ч.)

Постановка и решение проблемной ситуации

  • Составим предложение со словом горох. Что такое горох? (Горох – это растение). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).
  • Где растет горох? (Горох растет в поле). Запишем это предложение (1 у доски)
  • Что готовят из гороха? (Из гороха варят суп). Запишем (1 у доски)
  • Прочитайте получившийся текст.
  • Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами)
  • Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении заменяем словом него)
  • Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО
 
ИМЕНИ

– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

Сообщение темы и постановка целей урока

– Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

  • Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

Открытие нового.

  • Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр. 290, 291 на стр. 56 вашего учебника.
1 ряд – упр.291
2 и 3 ряд – упр.290.
сам. работа (1 мин.)

Проверяем упр.290. Какие слова вы вставили в 1 предложение? (я). Слово я называет героя или только на него указывает? (указывает) и т.д. и т.п.

  • Проверяем упр.291. (один ребенок читает текст и называет подчеркнутые местоимения и слова которые они заменяют)
  • Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
  • Прочитайте вывод в учебнике на стр. 196. Это определение надо выучить к следующему уроку.

 

  • Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.
  • На какой вопрос отвечает слово гусь? А местоимение, его заменившее?
  • Значит 1 сходство: местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка ?МЕСТ = ?СУЩ)

 

  • Мы переходим к реализации следующей цели: формирование навыка употребления местоимения, т.е. формированию наших лингвистических компетенций.
  • К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.
  • Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.
  • На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед.числа.
  • Если я иду с Сашей, то как скажем о себе? (мы)
  • Я беседую с Гошей. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.
  • При беседе с Гошей и Настей я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
  • Каким местоимением можно заменить слова ручка, карандаш, яблоко?
  • Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед.ч. могут иметь род)

 

Применение новых знаний на практике

– Переходим к применению новых знаний на практике. Для этого выполним упр. 293. упражнение будем выполнять по рядам. 1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 ряд – местоимением она, 3 ряд – местоимением оно (по 1 человеку от каждого ряда работают у доски).

Закрепление

  • Переходим к закреплению. Продолжаем развивать навык употребления личных местоимений, совершенствуем лингвистические компетенции.
  • Я приготовила текст для редактирования. Запишите название этого текста в тетради «Обезьяны». Прочитайте текст. Подумайте какие предложения надо редактировать и почему. (под комментирование учащегося)

Итог

  • Какая задача стояла перед нами на уроке?
  • Поставленные задачи мы выполнили. На следующем уроке продолжим формирование наших лингвистических компетенций при употреблении местоимений с предлогами.