Урок по развивающей системе Л.В. Занкова "Русский язык", 3-й класс: "Склонение имен существительных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

1. Установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.
2. Научить детей определять склонения имён существительных.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока.

1. Постановка темы урока:

– Каким у нас должен быть урок? (интересным, поучительным, весёлым, добрым)

– Тему нашего урока постарайтесь определить сами. У меня на столе лежат карточки со словами, обозначающими признаки предметов. Нужно взять карточку и объяснить орфограмму, а затем образовать однокоренное имя существительное (ответы учитель записывает на доске)

красивый – красота

счастливый – счастье

любимый – любовь

осенний – осень

ненастный – ненастье

невежественный – невежа

искристый – искра

единственный – единство

ежевичный – ежевика

– Из первой буквы каждого слова составьте название темы нашего урока (склонение)

2. Что вы уже знаете о склонении имён существительных?

Ответы детей:

Склонение – это изменение имён существительных по падежам.

Склонение – это постоянный грамматический признак.

Существительные делятся на три склонения.

3. Сегодня нам предстоит решить ещё две задачи (запись на доске):

1. Установить отличительные признаки имён существительных разных склонений.

2. Научиться определять склонения существительных.

4. Фронтальная работа с классом.

– На какие группы можно разделить имена существительные, которые мы с вами образовали от прилагательных? (На три группы – 1-е, 2-е и 3-е склонение)

а) запишите существительные 1-го склонения в первый столбик. Докажите, что они первого склонения (у доски работает ученик)

б) запишите существительные 2-го склонения во 2 столбик и докажите (у доски работает другой ученик)

в) запишите существительные 3-го склонения в 3 столбик, докажите (на доске выставляются опорные карточки)

 

1 склонение

м.р. ж.р.

- а, - я

2 склонение

м.р. с.р.

- о, - е, - ?

3 склонение

ж.р.

на -ь

5. Дифференцированное задание

1 уровень – учащиеся работают по карточкам. Определяют склонение имён существительных.

2 уровень – придумайте и запишите по три слова 1-го. 2-го и 3-го склонения.

3 уровень – (запись на доске) Дописать пословицы. Определить склонение имён существительных.

Нет м..лее дру..ка, чем ……… ……….. .

Человек без Родины, что птица без ………… .

– Что вызывает у вас трудность в определении склонений существительных? (Существительные стоят в косвенных падежах)

– Как определить склонение существительного в косвенном падеже? (Имя существительное в косвенном падеже нужно поставить в начальную форму, выделить окончание, установить род и определить, к какому склонению относится имя существительное)

6. Работа по развитию речи.

а) образуйте словосочетания, подобрав к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные безоблачный, ослепительный, материнский, золотой, зимний, грубый, сладкий, прочный, весёлый (Ответы учащихся)

– Запишите словосочетания, которые вам понравились больше всего?

б) составьте предложение со словосочетанием материнская любовь.

Стихотворение

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас.

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама,мама!

7. Итог урока. Удалось ли нам добиться поставленной цели?

Итак, мы установили отличительные признак имён существительных разных склонений и научились определять склонение существительных в косвенных падежах.

8. Домашнее задание.

Подобрать и записать по пять существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.