Конспект урока по окружающему миру в 3-м классе по теме: "Вода и её свойства"

Разделы: Начальная школа


Тема : «Вода и её свойства».

Цели :

1. Познакомить учащихся с физическими свойствами воды. Рассмотреть виды водоёмов. Доказать присутствие воды в живых организмах, её жизненную необходимость для всех объектов живой природы.
2. При выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Развивать память, мышление; расширять кругозор учащихся.

Оборудование :

физическая карта полушарий, глобус;
лоток с лабораторной посудой;
полоски цветной бумаги;
соль, сахар, гуашь, сода, толченый мел, песок, нефть;
спиртовка, держатель, кусочки древесины, дольки мандарина;
чистая и грязная вода, бумажный фильтр;
компьютерная презентация к уроку.

I. Введение в тему.

< Приложение 1. >

Учитель:

На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Как зовут? Где живу?
Что собой представляю?
Для чего всем нужна я?
На вопросы ответить
Сама капля не сможет.
Ждёт она, не дождётся,
Когда мы ей поможем.

II. Виды водоёмов.

1. Учитель: Ребята, мы должны помочь растерявшейся Капельке вспомнить её имя, свойства и значение для жизни на Земле.

Для начала отгадайте загадку и таким образом узнаете, как зовут незнакомку.

(Дети отгадывают загадку: вода.)

2. Учитель: Незнакомку на самом деле зовут Капелькой воды, и она будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков. Тема сегодняшнего урока: «Вода и её свойства».

Учитель: Почему же воду так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили очень похожие сказки. Сложилась коллективная версия, с которой мы сейчас ознакомимся.

Ученик зачитывает сказку: «Почему воду так назвали?»

Мы придумали так:

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился:

«Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода».

3. Учитель: Второй вопрос, интересующий Капельку воды, где она живёт. Как вы думаете, где может жить капелька воды?

(Дети дают разнообразные ответы: в реке, в луже, в море, в стакане с водой.)

Учитель систематизирует ответы детей, демонстрируя различные виды водоёмов.

(Демонстрация слайдов сопровождается показом по карте упоминающихся объектов: озёр, рек, морей, океанов.)

4. Многоликая вода.

Учитель: Вода может быть очень разной:

(На слайдах №17-19 вторая половина появляется по щелчку после того, как дети дают свою версию о противоположном проявлении воды.)

тихим озером и бурным водопадом;

лёгким облаком и тяжёлым айсбергом;

III. Знакомство со свойствами воды.

Учитель: Капелька просит нас помочь ей узнать, что она собой представляет.

Практическая работа.

На каждом столе оборудование для опытов.

(Слайд №20 содержит вопросы, касающиеся свойств воды. После того, как дети в ходе практической работы найдут ответ на вопрос, по первому щелчку мыши вопрос исчезает, по второму щелчку появляется ответ.)

Выявляются свойства:

1) бесцветная;

(Сравнить с цветными полосками.)

2) прозрачная;

(Опустить в стакан с водой стеклянную трубку.)

3) не имеет запаха и вкуса;

4) жидкость, принимающая форму сосуда, в котором находится;

(Перелить воду из стакана в колбу.)

5) сжимается при охлаждении;

6) расширяется при нагревании;

(Данные свойства рассматриваются на опытах, описанных в учебнике на с.51.)

7) хороший растворитель; (гиперссылка на слайд 21)

8) очищается при помощи фильтра.

(Загрязнённую воду попустить через фильтр, сделанный из воронки и специальной бумаги.)

– Какое значение в нашей жизни имеет это свойство?

(Воду можно очищать, а потом только использовать для питья.)

9) бывает в трёх состояниях; (гиперссылка на слайд 22)

Учитель: Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Рассмотрим модель молекулы воды.

IV Физкультминутка.

(Дети рассказывают слова и выполняют движения.)

Для друзей природы
Нет плохой погоды.
Если вдруг на улице
Тучей небо хмурится,
И весёлый дождик
Капает на нас,
Мы раскроем зонтик,
Сделаем кораблик,
Его в ручей опустим,
Скажем: «В добрый час!»

V Сколько воды на Земле?

1. Работа со слайдом 24.

Учитель: Капелька воды интересуется, много ли её подруг, таких же капелек воды есть на Земле?

– Если быстро вращать глобус, какого цвета он вам покажется? (Голубого.)

– Что обозначают на физических картах голубым цветом? (Водоёмы.)

Так происходит потому, что на глобусе больше голубого цвета, чем коричневого и зелёного, так как на самой Земле больше воды, чем суши.

Так выглядит поверхность Земли из космоса. (Фотография на слайде.)

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.

2. Где прячется Капелька воды?

(Слайд №25 содержит гиперссылки (картинки) на слайд № 26, на котором даны пояснения к иллюстрациям. На слайде №26 по первому щелчку мыши открываются комментарии к картинке с фруктами, по второму – с деревом, по третьему – с минералом, по четвертому – с коровами. После того, как все комментарии открыты, переход по управляющей кнопке далее.)

Много воды и в теле человека.

VI Значение воды в жизни человека и всего живого.

Учитель: По мнению учёных, жизнь на Земле зародилась именно в воде. И сейчас ни один живой организм без воды не выживет.

1. Учитель: А теперь поможем Капельке узнать, зачем она нужна человеку. Как вы думаете?

(Ответы детей обобщаются при помощи слайдов 28–34.)

Слайд №28 содержит гиперссылки, обозначенные на диаграмме кругами с цифрами. После прочтения 7-го пункта диаграммы по управляющей кнопке перейти вперёд.

2. Вода – место обитания многих видов растений и животных.

VII Закрепление изученного по теме: «Вода».

1. Игра «Найди лишнее».

На слайде три объекта. Дети выбирают, какой из них лишний и объясняют по какому признаку. По щелчку мыши лишняя из трёх картинок исчезает.

айсберг ледник озеро

река дождь снег

наст лужа лёд

болото море испарение

конденсация таяние вода

2. Кроссворд «Рыбка», составленный Мишкиной Наталией.

Задания кроссворда читаются строго по порядку, ответы открываются по щелчку мыши.

По горизонтали:

3. Крупный грызун, который строит плотины на реке. 6. Серебряные капельки утром на траве. 7. Покрутилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. 8. Из чего в деревнях достают воду? 10. Им славится Лондон. 11. Из чего эскимосы строят свой зимний дом – иглу. 12. Дрейфующая в море ледяная гора. 15 .Кусочек моря с рыбками в помещении. 18. Кто бежит, журчит, спешит по весне? 19. Пушистая вода в небесной вышине. 21. Насекомое, бегающее по воде. 23. Болотный деликатес аистов. 25. Зубастая речная охотница. 27. Бегущая в пропасть горная река. 28. Болотная жительница из русских сказок.

По вертикали:

1. Тигровая, китовая, серая или синяя жительница океана. 2. Его ждут в летнюю жару. 3. Где зимой учат плавать? 4. Чем питается синий кит? 5. Очень «плохая» погода на море. 6. Чудо, совершаемое дождём при ярком солнечном свете. 8. Самец, который носит детей в сумке-инкубаторе в море. 9. Последствие подводного землетрясения. 10. Самый большой океан на Земле. 13. Сказочная красавица из моря. 14. Ледяная морковка на краю крыши. 15. Коралловый остров. 16. Домик моллюска. 17. Драгоценные морские бусинки. 20. Освежающее украшение парков и скверов. 22. В ластах, маске, с аквалангом путешествует по морским глубинам. 24. Летние ледяные шарики. 26. Здесь живут медузы и осьминоги.

3. Слово «вода» в русском языке.

4. «Хитрые» вопросы Капельки.

(Каждый последующий вопрос появляется по щелчку.)

VIII. Итог урока.

– Перечислите свойства воды.

– Какие виды водоёмов вы знаете?

– Какое значение имеет вода для всего живого?

IX. Домашнее задание:

– проработать материал учебника на с.49– 52;

– подобрать пословицы о воде.