Урок по окружающему миру на тему: "На заре человечества". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема урока: На заре человечества.

Цель урока: рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

Задачи урока:

1. Дать представление о первобытных людях, их успехах в продвижении цивилизации.

2. Усвоить понятие первобытный, древний, современный человек.

3. Развивать кругозор учащихся и устную речь.

4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

5. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

6. Формирование диалектического мировоззрения на основе выявления единства и многообразия.

Оборудование:

1. Выставка книг по теме “По следам прошлого”.

2. Выставка творческих работ учащихся.

3. Презентация “На заре человечества” с

использованием ИКТ.

4. Экран, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учащиеся демонстрируют свои рисунки разумного космического пришельца.

! Проблемная ситуация:

Учащиеся читают диалог Лены и Миши на с. 72.

– Попробуйте предположить, как же происходило формирование человека.

(Ответы учащихся)

– По данному вопросу существует несколько мнений. Сторонники одного из них считают, что человек был создан тем или иным божеством. Материалы при этом использовались разные, но многие считали, что это была глина. Однако как раз глины нет в составе нашего тела.

Другие сторонники утверждают, что когда-то из Космоса прилетели пришельцы и осели на нашей Земле. Изучение останков древнейших людей показывают, что по уровню своего развития они никак не могли пересекать космические пространства. Даже мы сейчас делаем только первые шаги для этого.

Третьи ученые считают предками человека – обезьяноподобных животных. Их мнение на данном этапе развития науки наиболее обосновано.

С-2. Чем же человек отличается от животного?

(Ответы учащихся)

III. Сообщение темы урока.

Правильно! И сегодня на уроке мы с вами и поговорим о зарождении и становлении человечества.

С-3. “На заре человечества”

С-4. “Первые предки”

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали около 25 миллионов лет назад и назывались дриоптеки.

С–5. “Древесные жители”

Это были древесные животные, напоминающие по своему

строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели

не только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало

линии животных, ставших впоследствии предком человека.

С-6. Почему современного человека называют разумным?

(Ответы учащихся)

– Правильно, потому что у него есть разум, хорошо развита речь, он отвечает за совершенные им поступки.

С-7. Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?

(Ответы учащихся)

– Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

С-8. В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой – то обработке?

(Ответы учащихся – первобытные люди употребляли в пищу сырую добычу.)

– На рисунке изображены неандертальцы. Женщины вместе с детьми собирают растительную пищу и поддерживают огонь костра, в то время как мужчины с помощью орудий труда находят добычу.

В этот период территорию на севере Евразии занимал ледник. Около него в холодных, но богатых степях жили мамонты. Охотились на них большими группами (мужчины одного племени).

С-9. Почему охотились сообща?

Добыть столь крупное животное в одиночку невозможно. Чтобы справиться с животным, его загоняли в ловушку и убивали с помощью копий или специально заготовленных ножей.

С-10. Первые орудия труда

Первыми орудиями людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.

С-11. Орудия труда сделанные людьми.

С-12. Каково было основное занятие древних людей?

(Ответы учащихся – охота и рыболовство.)

– Охота и рыбная ловля требовали большой силы и ловкости.

Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или

соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта.

С-13. А чем еще могли заниматься первобытные люди?

(Ответы учащихся)

– Собирательством – умения разбираться в разных растениях и собирать съедобные, а так же обменом добычей – с другими племенами.

С –14. Как вы думаете, могла ли семья выжить в одиночку?

(Ответы учащихся)

– В одиночку семья прожить не могла. Чтобы вместе охотиться и защищаться от хищников, люди жили племенами.

С-15. В чем жили неандертальцы?

(Ответы учащихся)

С – 16, С– 17, С-18. Археологам удалось найти удивительные с виду жилища охотников. Их строили из бивней, черепов и огромных костей мамонтов, а сверху покрывали шкурами. Находили их следы проживания в пещерах.

С-19. Вследствие чего возникла религия?

(Ответы учащихся)

– Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах.

С-20. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

Ученые считают, что человек не просто повторял то, что было создано природой. Он наделял созданные им образы сверхъестественной силой.

С-21. И верил в то, что они помогут ему на охоте, избавят от болезней, сохранят и увеличат род.

С-19. Не сумев разгадать загадку смерти, человек стал верить в загробный мир. Рядом с умершими люди клали посуду, оружие.

С-22. Украшения, а над могилами знатных родственников насыпали высокие курганы, строили каменные надгробья.

С-23. Как человек использовал и добывал огонь?

(Ответы учащихся)

– Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. огонь дал человеку то, что нет в природе.

С-24. Как люди перешли от присвоения к производству?

(Ответы учащихся)

– Древний человек брал у природы то, что она давала, и то, что мог взять. В поисках пищи он был вынужден часто переходить с одного места на другое. Даже удачная охота не могла надолго обеспечить человека пищей. Ведь мясо быстро портилось. Да и переносить его на большие расстояния было трудно. Сбор плодов, семян и кореньев диких растений требовал больших усилий. К тому ж человек не мог уходить далеко от воды. Голод и жажда были его главными врагами.

Наблюдая за растениями, человек обратил внимание на то, что они растут в определенных условиях, и научился обрабатывать землю так, чтобы брошенные в нее семена стали давать урожай. Это позволило ему дольше жить на одном месте.

C-25. Но жизнь человека изменилась только тогда, когда он приручил диких животных, которые обеспечили его молоком и мясом и стали сопровождать его при переселении с одного места на другое. Собранные семена можно было хранить многие годы, что почти избавило человека от опасности голодной смерти.

Наполненные водой во время дождя скорлупа ореха, следы животных, лужи, подтолкнули человека к созданию посуды. Обожженные в огне глиняные горшки и кувшины улучшили его быт.

Так человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему. Ни одно животное на земле не прошло этот путь.

C-26. Путь пройденный человеком Чарльз Дарвин назвал эволюцией.

С-27. Сравните внешние особенности современного человека и древнего.

Древнейший человек и современный человек.

  • По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче.
  • Так же как и современный человек древний ходил прямо.
  • В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу.
  • По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши.
  • Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса.
  • Кроме развитой челюсти, еще развит орган обоняния.
  • В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга..

IV. Закрепление.

С-28. Мы познакомились с первобытной историей, которая длилась многие сотни тысяч лет.

Вначале – полулюди – полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце – такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома.

В начале – существа, еще не умевшие говорить; в конце – творцы эпических сказаний.

Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

– Попробуйте и вы проверить свои знания и ответить на вопрос

КАК человек, меняя мир, сам в мире изменился?

С-29, С-30. Соотнесите людей и животных.

Найдите сходство и различие.

С-31. Как природа подсказывала человеку? Подумайте и ответьте, какие наблюдения подтолкнули человека к изобретениям?

С-32, С-33. Соотнесите внешний вид людей и орудия труда.

С-34. Выберите предмет, который помог человеку первоначально использовать огонь.

С-35. Назовите те предметы, которые нельзя сделать без использования огня.

С-36. Соотнесите древние и современные способы получения огня.

С – 37 Как использовал человек прирученных животных?

– Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.

V. Итог урока.

– Подведем итог нашего урока.

– Что нового узнали на уроке? что является главным условием исторического развития человека?

(Ответы учащихся)

Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала,
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшок,
Кувшины, чашки, плошки,
А чтоб не набивать живот,
Корзины сплел, лукошки.
Всю Землю он преобразил,
Везде следы оставил,
Работал, не жалея сил,
Царем Землею правил.
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался,
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся.
Придумал чудо– инструмент,
Держал его в секрете,
Теперь уже владеют им
И взрослые, и дети.
А как давно летать мечтал!
Все крылья подводили!
Но вот загнал огонь в металл –
Померяйся с ним в силе!
Чтоб мысли, думы передать,
Словами сделать звуки,
И нам, чтоб прошлое понять,
Взять нужно книги в руки.

Презентация