Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме: "Путешествие по страницам лесной книги" (Учимся говорить и писать выразительно)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • показать возможности употребления средств художественной выразительности в речи
  • научить учащихся употреблять различные средства художественной выразительности при создании творческих работ.

Оборудование:

красочно оформленные страницы “Лесной книги”

схема “Узнай спрятанное слово”

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. Мотивация урока. Комментирование домашнего задания.

Отгадайте загадку (эпиграф к уроку)

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.

- Правильно, это лес. Сегодня мы с вами будем путешествовать “По страницам лесной книги”. Надеюсь, вы узнаете много интересного и нового для себя. А помогут вам в этом средства художественной выразительности. Результатом вашей работы станут домашние сочинения “О чем я узнал, путешествуя по лесу?”

- Прочитаем второй эпиграф: “Речь должна быть правильна, логична, ясна, кратка, а главное – наглядна”. (Аристотель)

- Как вы понимаете слова Аристотеля? (Слово учителя: “Художником слова называют писателя, и под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, переливы цвета, смену настроений, разнообразные впечатления”.)

- Путешествуя по лесу, выполняя задания, вы будете стараться сделать вашу речь ясной, правильной, выразительной.

- А какие художественные средства помогут вам выполнять задания, вы узнаете, выполнив первое задание “Спрятанное слово”.

3. Лексическая работа “Узнай спрятанное слово”: учащиеся угадывают слово по его значению и объясняют орфограммы в этом слове. (Учащиеся по очереди выходят к доске, остальные работают в карточках)

А) Значение этого слова “поедаемое” (Подсказка: “Хорош был клевер, да скотина весь потравила”) – трава (словарное слово)

Б) Название красивой маленькой птички, в переводе с латинского “царь маленького государства”, “царевич” - королек (сочетание –оро-)

В) Она – предвестница дождя, кричит во влажную погоду – иволга (влажная погода по-иному – волглая)

Г) Другое название этого растения – Иван-чай - кипрей. (Первоначально происхождение этого слова связывали с названием острова Кипр)

Д) Слезы царевны Волхвы, опечаленные тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти - ландыш (сущ. мужского рода 2 склонения, после шипящей на конце слова “ь” не пишется)

- Какое слово получилось? (ТРОП)

- Объясните значение данного слова. (Тропы – это слова в переносном смысле, используются для создания художественного образа.)

- Какие тропы вы можете назвать? Дайте им определение и приведите примеры. (Учащиеся объясняют значение слов: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, перифраз.)

4. Творческая работа: дополните текст подходящими по смыслу словами, не забудьте об употреблении тропов; объясняйте орфограммы. Потом нужно будет озаглавить текст.

________________________

Лес словно ____________ (сказка). Он полон ___________ и ___________ (тайн и загадок, чудес). О чём шумит он _______________ (кудрявой) листвой? О чём шепч...тся на заре ________________ (могучие, величественные) дубы и _______________ берёзки (стройные красавицы, подружки, нарядные, прелестные)?

Будь не только ___________ (добрым) гостем в лесу, но и _______________ (верным, заботливым) другом. И тогда лес протян...т тебе свои ветки, как _____________ (сотни рук и тысячи ладошек). И ты увид...ш... в нем много чудес.

- Выразительно прочитайте текст, который у вас получился. Как его можно озаглавить? (Будь лесу другом!)

- Какие тропы вы использовали? Для чего? (Они украсили текст, сделали образ леса более зримым, живым, он стал похож на живое существо.)

- Какова основная мысль текста? (Будь лесу другом, и тогда он тогда расскажет тебе обо всех своих тайнах.)

5. Конструирование предложений по схеме.

– А какую роль лес играет в жизни людей и животных? (Дети приводят примеры.)

Давайте расскажем об этом, составив предложения по предложенной схеме.

О чем говорит эта схема? Какой знак препинания требуется?

Схема предложения: сущ. в И.п. – сущ. в И.п.

Лес –

Лес –

Лес –

(Варианты, предложенные детьми: Лес – дом для птиц и зверей. Лес – кладовая ягод, грибов, растений. Лес – защитник воздуха, водоемов, почвы. Лес – приятное место для отдыха. Лес – добрый друг всего живого.) Записывая предложения, учащиеся объясняют орфограммы и пунктограммы.

- Какой троп вы использовали, составляя предложения? (Перифраз)

- Для чего? (Перифраз помогает устранить повторы, показать наше отношение к лесу, роль леса в жизни людей и животных, в лесу не просто живут звери и птицы, а это дом для них, и лес – добрый друг всего живого.)

6. Продолжаем наше путешествие по страницам лесной книги. А вот и “Поляна лесных загадок”. (Учащиеся заранее получили задание подобрать загадки про деревья и сделать рисунки. Ученик загадывает загадку, класс отгадывает, и затем ученик прикрепляет свой рисунок на плакат.)

По округе славится
Зеленая красавица:
Сарафан – как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка – с опушечкой,
С острою макушечкой. (Ель)

Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)

Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость,
И садам – украшение,
И дроздам – угощение. (Рябина)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)

Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

- Пока мы отгадывали загадки, деревья закружились в хороводе. Давайте попробуем представить, как танцуют деревья. (Приглашаю по одному учащемуся от каждой группы – они образуют творческую группу “Юных писателей”, которая и составит рассказ “Хоровод деревьев”. Не забывайте использовать средства выразительности.)

7. Редактирование текста.

- Пока наша творческая группа работает, мы тоже не останемся без дела.

Впереди – “Ягодная полянка”.

Слышите: спорят деревья! О чем же? (Читаем по ролям.)

- Я вкуснее всех, - сказала ежевика.

- Ты колючая, иголки у тебя, как у ежа, - сказала калина.

- Слаще меня нет! – сказала калина.

- Я самая душистая, - сказала земляника.

- Сколько раз поклонишься, прежде чем наберешь полное лукошко земляники, - сказала калина.

- Что можно сказать об этом тексте? (Постоянно повторяется слово “сказала”).

- А почему вы считаете, что это плохо? (Деревья спорят, а в любом споре не просто говорят, а кричат, возмущаются, горячатся. Слово “сказала” не передает характер ягоды, ее настроения)

- А у кого, как вы думаете, самый скверный характер? (У калины. Она похожа на ворчливого человека, которому не угодишь.)

- А знаете ли вы, что ягоды калины очень полезны: они богаты витаминами, сок снимает головную боль, помогает при простуде?

- Что нужно сделать, чтобы исправить текст? (Подобрать синонимы, они тоже делают нашу речь яркой, выразительной).

- Давайте отредактируем текст. (Можно подобрать следующие синонимы: промолвила, воскликнула, возмутилась, съязвила, прошептала, вознегодовала.)

- А теперь прочитаем уже отредактированный вариант, старайтесь голосом передать характер каждой ягодки.

- С какой же целью выполняли мы это задание? (Научиться употреблять в речи средства выразительности.)

8. Проверка творческой работы “Юных писателей”

Мы с вами хорошо потрудились, а что же наша творческая группа, справилась ли она со своим заданием? Давайте проверим. (“Юные писатели” читают получившиеся тексты, учитель выполняет роль “связного”)

Первой танец начала берёзка. (Словно молодая красавица, вскинула березка гибкие веточки, похожие на руки балерины, тряхнула кудряшками, зазвенели сережки, и закружилась березка в танце.)

А вот в центр вышла рябина. (Стремительно кружится она в танце, ярко горят на ней красные кораллы.)

Выбежала в круг ель. (Выбежала в круг ель – зеленая красавица: сарафан у нее как колокол, шапочка с опушечкой. Кружится, ножкой притоптывает, никто не может с ней сравниться.)

Только осинка стоит в сторонке. (Только осинка стоит в сторонке: боится, веточки ее дрожат, из глаз катятся слезинки, как жемчужинки.)

Подошел к ней дуб. (Подошел к ней дуб – добрый молодец, могучий богатырь. Протянул он к красавице осинке свои ветки – сильные руки и закружил по опушке.)

- Понравился ли вам текст, созданный вашими одноклассниками? Чем? (Дети говорят о том, что юным писателям удалось показать характер каждого дерева, использовали для этого олицетворения, сравнения, перифразы – приводятся примеры.)

9. И последнее наше с вами задание – диктант по аналогии. Мы – в “Бюро добрых услуг”. Давайте расскажем о животных, для которых лес, действительно, дом.

Учитель читает по одному предложению о волке, дети по аналогии составляют предложения о лисе.

1. Волк – серый разбойник. (Лиса – рыжая плутовка.)

2. Показывается он на полянке, и звери убегают без оглядки. (Показывается лиса на поляне, и все глаз отвести не могут от такой красавицы.)

3. У волка широкая морда, злые глаза, короткий хвост. (У лисы острая мордочка, хитрые глазки, длинный пушистый хвост. Хвост – гордость лисы.)

4. Волка в народе называют “вором”, “серым”. (Лису в народе величают по отчеству – Патрикеевна).

- Какие средства художественной выразительности помогли вам составить рассказ о лисе? (Ученики называют и перифраз “Лиса – рыжая плутовка”, и эпитеты “злые глаза”, “хитрые глазки”.)

10. Подведение итогов урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- О чем мы сегодня говорили? Что узнали?

- Соответствуют ли эпиграфы всему ходу нашего урока?

- Какие задания выполнять было интересно? Какие трудно?

- Выставление оценок за урок с обязательным комментарием.

11. И прежде чем закрыть нашу “Лесную книгу”, сделаем последнюю остановку около “Родника лесных сюрпризов”.

- Мы говорили о бережном отношении к природе, к лесу, ко всему живому. И теперь каждый из вас может подарить своему товарищу сюрприз, который приготовил дома.

Общее название – “Берегите природу”, а вот в какой форме сделать сюрприз, каждый решал сам. (Учащиеся обмениваются своими поделками, а 2-3 учащихся успевают зачитать и комментарий к ним.)

- Спасибо всем за урок.