Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного по теме: "Причастие". В гостях у Феи цветов"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи
  • закрепить навыки правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами
  • совершенствовать навыки морфологического разбора причастий.

Оборудование:

  • портрет Феи цветов
  • мультимедийное оборудование
  • фрагмент из “Вальса цветов” П.И. Чайковского
  • красочные карточки с заданиями
  • опорные схемы “Повторили”

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, мои юные друзья! Я рада видеть вас в этом уютном классе.

2. Сообщение темы и целей урока.

Говорить мы с вами сегодня будем об удивительной части речи, о которой Михаил Васильевич Ломоносов сказал так: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”. (Эпиграф на доске).

Тема нашего урока: “Обобщение по теме “Причастие”. В гостях у Феи цветов”.

Мы должны обобщить все, что успели узнать о причастиях и их использовании в речи.

Фея цветов (рисунок на экране) приглашает нас прогуляться по ее владениям, насладиться красотой природы, ибо, по словам Сервантеса, “красота обладает силой и даром вносить мир в сердце” (второй эпиграф записан на доске), а помощниками нашими будут причастия.

3. Погружение в музыку, создание эмоционального фона урока.

Сейчас прозвучит фрагмент “Вальса цветов” Петра Ильича Чайковского. Погружаясь в мир мелодии, представьте себе, что же происходит там, в сказочном королевстве.

Звучит музыка.

Какое настроение она у вас создала?

4. Повторение признаков прилагательного у причастия.

Фея цветов предлагает выполнить первое задание: на экране даны прилагательные и причастия. (Прочитать слова на экране: торжественная, завораживающая, таинственная, волнующая, манящая, чарующая, чудесная, радостная, переливающаяся, зазывающая.)

Выпишите причастия, которые помогут нам понять, какая прозвучала музыка.

Как вы будете выбирать? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета, а причастие – признак предмета по действию. У причастий есть характерные суффиксы, с помощью которых они образуются от глагола. Прилагательные в большинстве своем образуются от существительных.)

Один ученик выходит к доске и записывает причастия в столбик, суффикс выделяет.

* Запись на доске и в тетрадях: Музыка - завораживающая, волнующая, манящая, чарующая, переливающаяся, зазывающая.

А какие признаки объединяют прилагательное и причастие? (Согласуются с существительным в роде, числе и падеже, отвечают на одинаковые вопросы, имеют те же окончания.)

5. Повторение признаков глагола у причастий.

Продолжим нашу работу.

Один ученик идет к доске и записывает предложение, объясняя орфограммы.

С нежными лучами восходящего солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся Фея цветов.

- Подчеркните причастия как члены предложения и определите глагольные признаки (вид, время, возвратность).

Какого времени не может быть у причастия? (Будущего)

А какие причастия могут выполнять синтаксическую роль сказуемого? (Краткие причастия.)

- Мы выполнили задания Феи. Что же нам удалось повторить о причастии?

(Признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий в предложении).

А теперь дадим определение причастия.

Причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и прилагательного. (Некоторые ученые считают причастия самостоятельной частью речи.)

- Прикрепить на доску: Повторили признаки прилагательного и глагола у причастия.

6. Работа на карточках. Повторение типа причастий и правописания суффиксов.

- Фея любит, когда ей дарят цветы. Давайте соберем букет для нее, но не забудем и о причастии: определим, действительное оно или страдательное, и вставим пропущенные гласные в суффиксы.

- Вспомним, как определить тип причастия. (Действительные называют действие, которое выполняется самим предметом, страдательные – действие, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета.)

- Цветущая поляна просторна, пойдем по ней, собирая букет. Вы работаете прямо в карточке. (Задание представлено и на экране.)

 

 

- Что же мы повторили, выполнив это задание?

Прикрепить на доску:

Повторили: Действительное и страдательное причастия. Суффиксы причастий

- А как вы думаете, красивый у нас получился букет?

- Важна ли красота в жизни человека? (Она радует, восхищает, успокаивает душу.)

7. Повторение понятия “причастный оборот”; знаки препинания при причастном обороте.

- Посмотрите еще раз на карточку. В чем особенность сочетаний слов: дышащий свежестью гладиолус, колеблемая ветром хризантема, озаряемый солнцем цветок?

- Это причастия с зависимыми словами. Причастный оборот.

- Следующее задание от Феи: конструирование предложений – включить в предложения причастные обороты из слов для справок. Записать, выделить причастные обороты и объяснить знаки препинания.

Карточка.

Конструирование предложений с причастными оборотами

Задание: выберите из слов для справок подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, расставьте знаки препинания.

1. Цветок – удивительное творение природы.

2. Белоснежная черемуха похожа на облако.

3. Лепестки астры напоминают лучики звезды.

4. Цветы согревают сердца и лечат души.

5. Человек не может быть жестоким.

Слова для справок: опустившееся на землю, украшающие нашу жизнь, радующий красотой и изяществом, выросшей из пылинки, имеющий в руках цветы.

Вот что должно получиться:

Цветок, радующий красотой и изяществом, - удивительное творение природы. Белоснежная черемуха похожа на опустившееся на землю облако. Лепестки астры, выросшей из пылинки, напоминают лучики звезды. Цветы, украшающие нашу жизнь, согревают сердца и лечат души. Человек, имеющий в руках цветы, не может быть жестоким.

- Давайте еще раз скажем: когда же причастный оборот выделяется на письме запятыми? (Прикрепить на доску: Повторили причастный оборот)

- А зачем нужно уметь использовать в речи причастия? (Причастия делают нашу речь более выразительной, красочной).

8. Домашнее задание.

- Вот мы и справились со всеми заданиями Феи, проявив упорство и настойчивость, показали свои знания по теме “Причастие”. Фея приготовила вам сюрприз. Откройте конверты, лежащие у вас на партах. Это подарок от Феи – цветок эдельвейс – символ любви, счастья и мужества. Он растет высоко в горах, достать его очень трудно. Это редкий цветок, он занесен в Красную книгу. Дома Фея просит вас еще немного потрудиться и выполнить одно из заданий.

Вы можете вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные и причастия, подсказки – на лепестках цветка. Обозначить суффиксы причастий, расставить знаки препинания.

А можете по аналогии с данным текстом написать о вашем любимом цветке, употребляя конструкции с причастиями.

Эдельвейс – символ любви, счастья и мужества. _______________ красотой обладает этот ______________________ цветок, растущий среди громоздящихся вокруг него скал. Мелкие белые корзинки ______________________________________ не сразу привлекают к себе внимание. Они окружены серебристо-сероватыми листьями, _______________________________ и придающими особую прелесть этому горному растению. ________________________ путешественники с _________________________ сердцем ползут за ним по скалам. Человек _______________________________ обретет мужество и удачу.

9. Заключительной работой на нашем уроке станет составление автобиографии причастия.

Каково значение слова “автобиография”? (Сам описываю свою жизнь)

Давайте возьмем причастие из нашего первого предложения. Работа выполняется в карточке.

Карточка.

Автобиография причастия Радующий

Я, причастие ________________, обозначаю _________________ ________________________, происхожу из семьи частей речи: ________________________и _______________________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:_________________________________________________________. Я – причастие _________________ времени, ________________________ вида, ____________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “______________”, свою синтаксическую роль “___________________”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме __________________ рода, ________________________ падежа, ___________________________ числа. В предложении выполняю роль _____________________________.

__________________________________________________________________

Результат работы будет следующий:

Автобиография причастия Радующий

Я, причастие Радующий, обозначаю “признак предмета по действию”, происхожу из семьи частей речи: глагола и прилагательного. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: время, вид, возвратность. Я – причастие “настоящего времени”, “несовершенного вида”, “невозвратное”. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “какой”, свою синтаксическую роль “определение”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме мужского рода, именительного падежа, единственного числа. В предложении выполняю роль “определения”.

10. Давайте подведем итоги нашего урока.

- Что нам удалось сегодня повторить? (Все, что знали о причастиях).

- А почему в качестве второго эпиграфа выбраны слова Мигеля Сервантеса “Красота обладает силой и даром вносить мир в сердце”? (Мир цветов таинственный и чудесный. Цветы украшают нашу жизнь, радуют нас, поднимают настроение. Любуйтесь красотой, но и оберегайте ее!)

- Выставление и комментирование оценок.

- Спасибо всем за урок.