Процедура с одним параметром

Разделы: Информатика


Цели урока: научить анализировать объект, выделяя в нем настраиваемые параметры; описывать в процедуре настраиваемые параметры; задавать значения фактических параметров при вызове процедуры.

План:

1.Вступительное слово.

Сегодня мы продолжаем работу в среде Лого. Для разминки выполним несколько упражнений. Посмотрите на слайд 1. Ответим на вопрос: что нарисует Черепашка, выполнив следующие команды:

По повтори 10 [вп 20 нд 20 пр 90 вп 20 лв 90] пп домой;
По повтори 15 [пр 90 вп 20 лв 90 вп 20] пп домой;
По повтори 3 [вп 50 пр 60 ] пп домой.

Взгляните на слайд 2. Здесь необходимо найти ошибки, совершенные при записи программы:

[вп 20 нд 20 пр 90 вп 20 лв 90] повтори 5;
Повтори 20 раз [вп 10 нд 10];
Повтори 100 (пр 90 вп 20 лв 90 вп 20).
Это линия вп 10 нд 10 конец;

Это двойной бантик
По бантик пр 90 бантик пп домой
Конец;

Это букваП
По вп 100 пр 90 вп 50 пр 90 вп 100 пп домой
Конец;

Обнаружив ошибки, вспомним правила записи и вызова процедур, чтобы в дальнейшем их не совершать, (слайд 3):

- Программа имеет заголовок, в котором указано ее имя.

- Программа содержит тело, в котором на языке программирования описан алгоритм.

- Программа имеет конец, который является признаком завершения текста программы.

- Каждая часть процедуры записывается на новой строке.

- Если на Листе программ обнаружена хотя бы одна ошибка, то ни одна процедура этого Листа работать не будет.

2. Изучение нового материала.

Попробуем решить представленную задачу. Вначале проанализируем ситуацию: рисунок состоит из квадратов разной величины, квадраты имеют общую точку начала движения Черепашки.

 Составить процедуру на доске.

Решение:

Это квадрат1
Повтори 4 [вп 50 пр 90]
Конец

Это квадрат2
Повтори 4 [вп 30 пр 90]
Конец

Это квадрат3
Повтори 4 [вп 10 пр 90]
Конец

Назвать части процедуры.

Квадрат1
Квадрат2
Квадрат3

Согласитесь, что решение достаточно длинное. У нас три квадрата. А если их будет 20 или 100? А можно ли сделать решение короче? Давайте подумаем, что между процедурами общего и чем они отличаются?

Мы видим, что все три процедуры почти одинаковы. Но что в них отличается? Верно, длина стороны квадрата, все остальное – одинаково.

Помните, как мы решали задачу с квадратом, используя линейный алгоритм. Решение было очень длинным. А когда узнали команду цикла, все стало намного короче.

Программная среда Лого позволяет также создать процедуру с изменяемым параметром. Выглядит она так:

Запишите в рабочей тетради дату и тему урока “Процедура с одним параметром”. Перепишите решение задачи с экрана.

Это квадрат :Z <— имя формального параметра

Повтори 4 [вп :Z пр 90]

Конец

Квадрат 50

Квадрат 30 <— фактический параметр

Квадрат 10

:Z – это имя формального параметра, 50,30, 10 – это фактический параметр, указываемый после имени вызываемой процедуры.

 Запишите в тетради следующую схему:

А что означают эти термины?

Откройте стр.261 в учебнике и найдите определение формального и фактического параметра, правила записи и вызова процедуры с параметром.

Теперь поработаем над новыми понятиями. На доске записано две задачи:

Это шестиугольник :Z Это треугольник :X
Повтори 6 [вп :Z пр 360 / 6] Повтори 3 [вп :X пр 360 / 3]
Конец Конец
  • Назовите заголовок и тело программы.
  • Назовите формальные параметры, почему ты так решил?
  • Назови фактические параметры, почему ты так решил?
  • Как вызвать эту процедуру?

3.

В тетради отступили 3 клеточки и сделали запись “Домашняя работа”, записали читать тему 7.6., стр. 259-262, выполнить упр. 7.67., 7.68., эти задачи аналогичные тем, которые мы с вами решили, и будем решать.

4. Практическая часть.

1. Набрать задачу с квадратами и получить рисунок на экране.

2. Составить и набрать программу рисования трех вложенных пятиугольников, получить рисунок.

3. Составить и набрать программу рисования трех вложенных окружностей левосторонних и правосторонних, получить рисунок. Фактические параметры окружности возьмите равными 0,5; 1; 1,5.

Как мы найдем программу Лого?

5. Подведение итогов урока.

Повторим, какие новые понятия мы рассмотрели сегодня на уроке? Верно, формальные и фактические параметры, рассмотрели правила записи и вызова процедуры с параметром.

Итак, сегодня мы с вами научились решать задачи с параметрами. Без знаний, полученных на уроке, мы с вами подобные задачи решали бы не рационально. До свидания, урок окончен.

Самоанализ урока по теме

“Процедура с одним параметром”.

Урок начался с разминки по теме предыдущего урока. Предложенный тип задач – по программе представить её результат - является более сложным, чем другой тип – по рисунку самому составить программу. Разминка плавно перешла в повторение опорных понятий и актуализацию новой темы.

На этапе изучения нового материала была создана проблемная ситуация, которая была решена в результате анализа ситуации и использования опыта прошлых уроков. Работа с новыми понятиями была организована при помощи учебника и тетради. Для дополнительной проработки новых понятий были использованы плакаты на доске и схемы.

Домашнее задание было выдано заранее.

Практическая часть позволяет ученику самостоятельно применить вновь полученные знания, следовательно, еще раз повторить новые понятия. Если в ходе выполнения задания возникают ошибки, то ученик старается их исправить, вспоминая учебный материал. За практическую часть все без исключения ученики получили оценки. Эта работа, как правило, сопровождается откликом со стороны учащихся и выполняется на высоком эмоциональном фоне, что повышает самооценку и настроение ученика.

Весь урок сопровождался компьютерной мультимедиа презентацией.

В конце урока мы подвели итоги и выставили оценки.

Приложение