Урок окружающего мира в 3-м классе по теме: "Кто такие птицы?" (проблемное обучение)

Разделы: Начальная школа


Программа: “Школа 2100”.

Педагогические технологии: проблемное обучение

Цели урока:

  • усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями;

  • научить приводить примеры птиц.

Задачи:

  • познакомить учащихся с птицами, учить выделять существенные признаки природных объектов, учить выдвигать гипотезы и пути решения этой проблемы;

  • развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы); развивать воображения и творческие способности;

  • развивать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого;

  • продолжать работать в группах.

Оборудование: лупы, конверты с набором перьев, клочок шерсти, коллекция насекомых, муляж птицы, иллюстрации изображений летучий мыши, белки-летяги, карточки с названиями особенностей строения птицы, “Голоса птиц”

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний:

1.Напишите название каждой группы по ее характеристике:

А) животные, состоящие из одной клетки

                   

(простейшие)

Б) животные с членистым наружным скелетом:

                         

(членистоногие)

В) наземные членистоногие с восемью ногами:

         

Пауки

Г) активно ползающие животные, имеющие тело с хорошо развитыми мышцами:

         

Черви

Д) мягкотелые животные с собственным домиком в качестве скелета:

               

Моллюски

Е) сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями:

                 

Насекомые

2.. Давайте вспомним несколько групп животных, заполним таблицу, обозначая знаком “+” свойство, которое есть у данной группы животных:

Свойство

Группы

рыбы

животных

земноводные

пресмыкающиеся

Позвоночник

+

+

+

Покров из чешуи

+

-

-

Голая кожа

     

Орган дыхания – жабры

     

Орган дыхания – легкие

     

Конечности – плавники

     

Конечности – ноги

     

холоднокровноые

     

– Какое разнообразие вокруг нас! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета!

Вот бы посмотреть! Взлетаем! Взмахнули руками! Сильнее машем! Машем! Не получилось? Тогда садимся и продолжаем урок. Нет, сделаем еще попытку!

Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?/
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?

Э.Мошковская

Дети встают. Машут руками. Подражают голосам птиц.

– Опять не вышло? Почему?

– Люди давно хотели летать как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку исполнить мечту о полете.

3. Постановка проблемы.

– Ребята, о ком мы будем говорить? Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? Почему они летают? Давайте на уроке и попробуем решить эту проблему: кто такие птицы и почему они летают

– А каких летающих животных, кроме птиц, вы знаете? (насекомые, летучие мыши). Но кто летает быстрее, выше, дальше, чем они?

– Посмотрите на таблицу и скажите, чья скорость полета все-таки выше: насекомых или птиц? летучих мышей или птиц? А почему?

Кто быстро может летать:

Альбатрос – 70 км/ч
Пчела – 29 км/ч
Летучая мышь – 50 км/ч
Златоглазка – 2,2 км\ч
Стрекоза – 30 км/ч
Майский жук – 11 км/ч
Черный стриж – 180 км/ч
Ласточка – 65 км/ч
Скворец – 81 км\ч
Сокол – 350 км/ч

– Итак, мы посмотрели и сравнили, сделали вывод: что всё-таки быстрее летают птицы. Давайте попробуем ответить на вопрос: а почему птицы летают быстрее насекомых и летучих мышей?

4. Пути решения проблем

Для этого поработаем в группах и попробуем найти объяснения:

1 группа: Почему птицы летают быстрее, дальше и выше насекомых?

2 группа: Почему птицы быстрее, чем летучие мыши?

3 группа: Почему не летают пингвины и страусы?

4 группа: Что помогает птицам летать?

5. Работа в группах

1группа: Сравнивают насекомых и птиц,

Делают вывод: у насекомых наружный скелет – он защищает от хищников, мешает росту, значит, у них нет мышц, которые позволили бы быстрее летать, а у птиц – внутренний скелет – он дает опору мышцам, значит, мышцы для полета у них хорошо развиты.

Например, у стрекозы крылья прозрачные, а у птиц они покрыты перьями.

2 группа: Сравнивает летучую мышь с птицей и делают выводы: что все тело у птицы покрыто перьями. А у мыши шерстью. Чтобы летать, наверное, нужен легкий скелет. Нам кажется, что скелет у птиц легче, чем у летучих мышей, да еще у летучих мышей крылья как бы натягивающее (кожистое) вещество между пальцами рук, плеча и тела.

У птиц нет зубов, это делает их легче.

По ходу выводов, которые делают сами дети, вывешиваю карточки:

Скелет состоит из легких трубчатых костей.

Вместо зубов – легкий клюв.

Полетные мышцы развиты больше.

Но главное изобретение – это, конечно, перья.

3 группа: Проводит опыты: опускает перо и клочок шерсти в воду и делают выводы: перо не намокает. Значит, птицы их чем-то смазывают (предположим, жир). Рассматривают перья под лупой и делают вывод, что перо состоит из стержня, а от него отходят волоски, хвоинки на еловой лапке, есть крючочки, вот почему перья такие прочные. Приложили перышко к щеке – стало тепло – значит, они нужны для тепла. Отрезали кончик пера – внутри пусто, значит, перо легкое.

После этого показываю всем иллюстрацию: перо в увеличенном размере: опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, похожие на еловые хвоинки, а бородочки имеют крючочки, как застежка. Вот почему перья такие легкие, прочные, упругие и теплые.

При движении крыла вверх – перья свободно пропускают воздух. При движении крыла вниз перья опираются на воздух. Учитель берет лист бумаги, держит его за край, 2 ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе.

– Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.

Ребята. Для полета нужна энергия. Предположите, что используют птицы в качестве “горючего” при перелете? Птицы много едят и быстро переваривают пищу. Энергия запасается в жировых отложениях. Но жир мало весит.

Ребята, благодаря тому, что легкие и сердце хорошо развиты. Обмен веществ у птиц идет очень быстро: они – теплокровные. Температура птиц постоянная более +40 С. Поддерживать такую температуру в зимние морозы помогает пушистое оперение, оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.

4 группа:

В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Почему?

+ Страусы достигают в высоту 2 метра и весят около 150 кг. Большой вес не позволяет им летать.

– Но почему же они тогда птицы?

+ Потому, что они покрыты оперением, клюв.

А у пингвинов передние конечности изменились и превратились в ласты. Они ходят на двух лапах и плавают очень быстро, на лапках есть плавательные перепонки.

– Молодцы. Замечательно!

Вывод: Так кто же такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями).

6. Работа с учебником

– Ребята, а какое сейчас время года? Кто вестники весны? Грач – это какая птица? (перелетная). Назовите еще перелетных птиц, а по какой причине они улетают в теплые края? (не хватает корма)

– На стр. 30 отметьте буквой П перелетных птиц, буквой О – оседлых.

– Как можно помочь оседлым птицам пережить зиму?

– Что происходит с птицами с приходом весны?

Горячая пора – сезон размножения. Самцы занимают для своей будущей семьи лучшие участки и пением сообщают другим, что место занято. Самка выбирает самца. Строит уютное гнездо, откладывает яйца – не все сразу, а по одному в день. Чтобы не потерять способность к полету, – насиживает их. Птенцов выхаживают обычно оба родителя.

У наземных и околоводных птиц птенцы рождаются зрячими. Они покрыты пухом. Бегают и ищут корм. Они везде следуют за матерью, которая их охраняет и греет.

Птенцы древесных птиц и хищников рождаются совершенно беспомощными. Родители долго опекают их.

7. Подведение итогов.

-Вы теперь специалисты, скажите, чего мы не знали? Что нового для себя открыли?

8. Рефлексия

– Как красиво звучат голоса птиц! Послушайте голоса птиц. Может быть, кого и узнаете.

На доску прикрепляются рисунки птиц, чьи голоса звучат

– На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, эти знания помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы и вы воскликните: “Мир прекрасен!”

Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: “Я думал, я старался, я делал открытия!”

Приложение 1

Приложение 2