Модель ученического самоуправления "Страна Школярия"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство


1.1. Общая схема органов ученического самоуправления

Самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей для достижения значимых целей.

По отношению к личности выделяются четыре основные функции:

  • Обеспечение гармонии во взаимоотношениях в коллективе;
  • Умение сочетать индивидуальные и коллективные виды деятельности, объединять усилия педагогов, детей, родителей для результативной деятельности;
  • Помогает определить перспективы на основе диагностики;
  • Помогает осознанию ответственности за дела и судьбы людей.

Основная цель ученического самоуправления, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности.

Цель создания модели детского самоуправления: упорядочение деятельности, содействующей развитию социально активной личности, готовой к жизни в современных условиях.

Задачи модели:

  • Создать условия для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников;
  • Увеличить число детей и подростков, принимающих участие в организации внутришкольной жизни.
  • Научить ребят самостоятельно устранять дефицит общения;
  • Сформировать умение сочетать личные и групповые интересы;
  • Формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • Выработать правила и законы совместной жизни в Стране “Школярия”.
  • Формировать уважительное отношение к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;

Прогнозируемые результаты

  1. Повышение уровня воспитанности.
  2. Учет администрацией школы возможности детского самоуправления.
  3. Расширение связей с родителями, вовлечение их в игровую деятельность Страны “Школярия”.
  4. Активизация сотрудничества, детей и взрослых.
  5. Увеличение числа творческих групп взрослых для работы с детьми.
  6. Вырабатывать навык анализа прогноза сферы своей деятельности.
  7. Сформированность социально-активной личности готовой к жизни в современных условиях.
  8. Полное внедрение модели планируется осуществить в течение 2005 – 2008 годов.

Позиционный блок.

Используя опыт новых технологий и учитывая имеющиеся модели самоуправления в ноябре 2003 года было принято решение о создании игрового государства “Страна “Школярия”. В течение года была сформирована символика: флаг, гимн, герб. Страна Школярия имеет три республики: “Детство” (1-4-е классы), “Отрочество” (5-8-е классы), “Юность” (9-11-е классы). С интересом было предложено объединить классы в города. Взрослыми должны быть представлены такие виды деятельности, чтобы участники игры смогли осознать необходимость активной жизненной позиции, пусть в игровой форме, но понять, что качество жизни в государстве зависит в какой-то мере от каждого отдельного гражданина. Проведение игры без постоянного педагогического руководства невозможно. Эти усилия должны принести свои результаты в виде активности и ответственности школьников. Предполагается, что в дальнейшем учащиеся сами будут заинтересованы в организационной работе при подготовке и проведении различных образовательных и воспитательных мероприятий.

Кроме этого, школьники получат начальный опыт государственной деятельности в качестве президента, министров, мэров городов, функционирующих в игровом государстве.

Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:

1. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

2. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

3. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

4. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

5. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

6. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

Организационный блок.

Структура самоуправления в школе трехуровневая:

Первый уровень – ученическое самоуправление в классе, которое предполагает: высший орган – собрание класса – города, из которого выдвигается совет класса. Члены совета класса имеют свой “портфель”: “Учеба”, “Культура”, “Спорт”, “Труд”, “Информация”, “Правопорядок”. Возглавляет класс – город – мэр города.

Второй уровень – школьное ученическое самоуправление, которое предполагает: высший орган – собрание жителей Страны “Школярия”, из которого выдвигается Школьная Дума. Школьная Дума имеет министерства:

  • Министерство науки и образования
  • Министерство правопорядка
  • Министерство здравоохранения и спорта
  • Министерство информации
  • Министерство труда и заботы
  • Министерство культуры и досуга

Возглавляет Школьную Думу – президент.

Третий уровень - общешкольное самоуправление. Совет школы. Он состоит из членов (учащихся) Школьной Думы, педагогов и родителей. Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

Содержательный блок.

Основные функции органов ученического самоуправления:

Совет школы:

  • Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления .
  • Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школы.
  • Вырабатывает и формирует предложение ребят по совершенствованию работы.
  • Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты.

Школьная Дума

  • Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу.
  • Организует самообслуживание учащихся и дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.
  • Устанавливает шефство старшеклассников над малышами, учащихся над ветеранами, инвалидами.
  • Рассматривает и утверждает положение, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в классах.
  • Организует выпуск школьных газет.
  • Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решение об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.
  • Организует соревнования между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги.
  • Утверждает состав делегации учащихся школы на районное мероприятие.

Президент – глава Страны “Школярия”

  • Обеспечивает согласованность действий всех органов ученического самоуправления.
  • Координирует деятельность Министерств.
  • Следит за соблюдением правил игры всеми участниками, в том числе взрослыми.

Министерство науки и образования

  • Создает условия для учебной деятельности школьников.
  • Собирает информацию об учебном процессе.
  • Руководит ученическим научным обществом.
  • Проводит интеллектуальные мероприятия.

Министерство здравоохранения

  • Отслеживает показатели медицинских осмотров учащихся.
  • Отвечает за подготовку и проведение спортивных мероприятий.
  • Занимается сбором информации о спортивных достижениях учащихся школы.

Министерство труда и заботы

  • Распределяет классы для дежурства по школе.
  • Помогает администрации в обеспечении порядка в школе.
  • Организует проведение уборки помещений школы.
  • Отвечает за благоустройство территории школы.
  • Оказывает помощь младшим и организовывает заботу о ветеранах.

Министерство информации

  • Формирует имидж школы.
  • Организует выпуск школьной газеты.

Министерство правопорядка

  • Отвечает за дежурство по школе.
  • Знакомит учащихся школы с правилом безопасного поведения.
  • Осуществляет контроль за выполнение требований внутреннего распорядка.

Министерство культуры и досуга

  • Отвечает за подготовку и проведение вечеров отдыха, праздников, интеллектуальных игр, выставок конкурсов.

Собрание класса – города

  • Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
  • Рассматривает и утверждает план работы класса-города.
  • Выбирает совет класса.
  • Заслушивает отчет о выполнении решений класса отдельными учениками.

Управленческий блок

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять:

Анализ осуществляется на всех уровнях в школьном самоуправлении. На первом уровне в классных коллективах анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом.

Результаты планирования – это ответ на вопрос: “Что делать?” (в классе, в школе).

Организация – ответ на вопросы: Кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.

Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседы, изучение школьной документации и работ учащихся.

Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционировании системы, если она откланяется от нормы.

Технологический блок

Формы и методы работы органов самоуправления:

  • КТД, традиционные школьные дела и праздники (День Знаний, День Учителя, Осенний калейдоскоп, Вечер школьных друзей, Мастерская деда мороза, Вахта Памяти, 8 марта, Последний звонок, Выпускной бал).
  • Деловая игра (“Мозговой штурм”, “Избирательная кампания”).
  • Школа юного лидера
  • Экскурсии
  • Оформление классных уголков, стендов
  • Выпуск школьных стенгазет
  • Спортивные соревнования
  • Акции (“Я - гражданин России”, “Копейка”, “Кормушка”)
  • Конкурсы плакатов, стенгазет, сочинений (Мой семейный архив, Мы против СПИДа, Марийский край, Лес в творчестве юных, Гимн и герб Страны “Школярия”).
  • Рейды (Опоздания – это нарушения, Чистота спасет мир, Береги учебник)

Нормативно-правовой блок

  • Конституция Российской Федерации;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • Программа развития воспитания в системе образования Республики Марий Эл на 2004 – 2007 годы;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Устав муниципального образовательного учреждения “Средняя школа №3
  • п. Советский”. Зарегистрировано в новой редакции Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РМЭ от 28.06.2002 года;
  • Положение о Совете школы МОУ “Средняя школа №3 п. Советский”;
  • Положение о педагогическом совете МОУ “Средняя школа №3 п. Советский”;
  • Положение о Школьной Думе МОУ “Средняя школа №3 п. Советский”;
  • Правила для учащихся МОУ “Средняя школа №3 п. Советский”