Осенняя экскурсия по городу "Золотая осень в нашем городе"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цели экскурсии:

Образовательные:

  • побуждать активность и интерес детей к деятельности по охране и улучшению окружающей среды (городской территории);
  • углублять и систематизировать знания об окружающей среде, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе;
  • познакомить с приспособленностью растений к изменяющимся условиям окружающей среды.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать умение видеть и понимать её красоту;

Развивающие:

  • подготовка к проведению самостоятельных наблюдений;
  • развитие практических умений и навыков по определению растений с использованием формы листьев, вида семян, цвета и вида коры древесного ствола;
  • развитие умений исследовательской работы и элементов творческой деятельности.

Задачи экскурсии:

  • познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений;
  • выявить биологический смысл осенних изменений в жизни растений
  • познакомить с признаками антропогенного ландшафта, в сравнении ландшафтом природным;
  • познакомить с экологическими факторами: биотическими, абиотическими и антропогенными;
  • научить различать культурные и дикорастущие растения;

Оборудование:

Секаторы, гербарные папки, газетная бумага, бумажные пакеты для сбора семян, записные книжки и простые карандаши, фотоаппараты.

План проведения экскурсии:

  • Выбор маршрута экскурсии.
  • Организационный момент.
  • Выход на место проведения экскурсии.
  • Беседа о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений.
  • Самостоятельная работа в группах по заданию.
  • Подведение итогов работы на экскурсии.

Рекомендации к проведению осенней экскурсии:

Место проведения экскурсии руководитель выбирает заблаговременно.

Выбранный маршрут и объекты экскурсии должны соответствовать целям и содержанию экскурсии.

На экскурсии полезно обратить внимание на безответственное поведение людей к облику природы своего города – мусор, поломанные молодые деревца, затоптанные насаждения. Еще более важно обращать внимание на правильно спланированный ландшафт, ухоженные посадки и клумбы, озелененные промышленные предприятии.

Выбор маршрута экскурсии:

Маршрут начинается со школьного участка, затем проходит по небольшому участку леса (пример природного ландшафта). Продолжается в молодом сквере города (пример антропогенного ландшафта с посадками деревьев 3-5-летнего возраста). Затем для маршрута выбираются улицы и дворы с разнообразными деревьями более зрелого возраста и нехарактерными для нашей природной подзоны видами (наш город расположен в подзоне хвойно-широколиственных лесов).

Организационный момент:

Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии, правилах безопасности при использовании секаторов.

Выход на место проведения экскурсии и беседа о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений:

Экскурсию целесообразно начинать с беседы, в процессе которой руководитель активизирует знания, которые уже имеют учащиеся о временах года, об изменениях в жизни растений в связи с наступлением осени, о приметах осени: созревание и рассеивание плодов и семян, отмирание наземных частей травянистых растений, изменение окраски листьев у деревьев, листопад.

“Осень — время подготовки и перехода растений к зимнему покою, ухода на зимовку всех холоднокровных животных, отлета перелетных птиц. И основные наблюдения над осенней жизнью природы и заключаются в изучении тех изменений в жизни растений и животных, которые происходят в связи с приближением зимы, и тех приспособлений, которые вырабатываются у животных и растений в особых условиях предзимнего периода. Как и весной, осенью особенно ярко проявляются взаимосвязи растений и животных, зависимость всего живого от условий окружающей среды.

Листопад.

Еще в середине лета на березах кое-где пестреют отдельные желтые листочки. В августе на иной березе издали видна целая желтая прядка: сплошь пожелтевшая ветка. Но это еще не осенние листья.

Листья начали желтеть. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается, и тем чаще вы будете срывать его полностью — со всем черешком. И вот — вы лишь взяли лист пальцами, чуть шевельнули ими, даже не потянули,— и лист отделился от ветки. Вы только дотронулись до него.

“Ничего удивительного,— скажете вы.— Уж если в тихий осенний день, когда даже легкого ветерка нет, желтые листья сами падают с дерева, то, конечно, сорвать такой лист нетрудно. Его и не рвешь, а просто снимаешь с ветки”.

А почему же не “снимался” тот же лист летом? Почему, когда вы пытались оторвать его, то разрывалась пластинка, разрывался черешок, но основание листа оставалось на ветке?

Посмотрите на то место, где черешок прикрепляется к ветке. Здесь видно маленькое утолщение — “листовая подушечка”. Она выглядит одинаково и среди лета у зеленого листа и осенью у листа пожелтевшего. Но одинаковой она выглядит только снаружи.

Оторвите черешок от ветки летом и рассмотрите в лупу конец его, место отрыва (основание подушечки). Конец неровный и скорее матовый, чем глянцевитый. Снимите с дерева желтый лист. Конец подушечки ровный и гладкий, глянцевитый. Летом конец выглядел поврежденным в месте отрыва, осенью — никаких следов повреждения не видно.

Осенью в основании черешка появился так называемый отделяющий — пробковый — слой. Он словно перегородкой отделил черешок от ветки, и только несколько сосудистых пучков прорезывают эту перегородку, соединяют черешок (а через него и лист) с древесиной ветки. На них, на этих тонких волоконцах, и держался в последние дни лист. Чуть заметный порыв ветерка, и волоконца обрываются, лист падает. Села на лист роса, он стал тяжелее — и волоконца оборвались, лист упал. При полной пробковой перегородке лист легко отделяется от ветки.

Очевидно, не внезапно теряет листья дерево: растение подготавливается к листопаду. Впрочем, эта подготовка заметна даже издали: как правило, постепенно изменяется окраска листа.

Береза и липа желтеют, розовеют листья бересклета, пунцово-красными становятся листья узорчатые рябины. Оранжевые и багровые листья осин, пурпуровые – черемухи, пунцовые – вишни… Много ярких красок у осенних растений: желтых, оранжевых, красных, пурпуровых, фиолетовых…

И все же не все листья желтеют. До снега зеленеет сирень: хоть ее листья давно убиты морозом, они зеленые. Зелеными опадают листья ольхи, чернеющие после заморозков. Да и у осины листопад начинается при зеленых листьях, и лишь позже, когда дерево наполовину облетело, осина багровеет.

Яркая окраска осенних листьев – результат ослабления деятельности листа, внешний признак затухания его жизни.

Листопад и связанная с ним смена листьев - приспособление, выработавшееся на протяжении тысячелетней истории у теряющих на зиму листья древесных пород. Он – приспособление к зиме: не только холодному, но и, главное, сухому времени года.” (Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. Научно-художественная литература. – М.: Детская литература, 1975.)

Далее экскурсия проходит на участке смешанного леса на окраине города (пример природного лесного ландшафта).

На этом этапе экскурсии необходимо рассмотреть организацию лесного сообщества, выяснить некоторые формы взаимодействия составляющих его компонентов.

Ребятам предлагается назвать знакомые им растения, их жизненную форму. Затем в процессе беседы необходимо установить особенности организации природного сообщества: ярусность, близкое расположение растений друг относительно друга, видовое разнообразие, разный возраст растений.

Далее обсуждаются экологические факторы, влияющие на жизнь растений в лесу. Акцентировать внимание следует на антропогенной группе факторов: утоптанная земля на тропинках, выступают корни деревьев; выжженные участки кострищ; сломанные ветки; бытовой мусор.

Ребята записывают в блокноты необходимые сведения и собирают материал для гербария.

Продолжение экскурсии – сквер города (растительное сообщество, созданное человеком):

Беседу следует начать с выявления различий между природным сообществом и сообществом, созданным человеком: в сквере все деревья почти одного возраста и имеют одинаковую высоту; посажены ровными рядами, на большом расстоянии друг от друга; относятся к одному виду (клен остролистый); между деревьями на газоне размещены клумбы с однолетними декоративными растениями; вдоль тротуаров высажен кустарник, заботливо обстриженный озеленителями города.

Далее экскурсия проходит по некоторым улицам города:

Следует обратить внимание, что во многих дворах ранней застройки города посадки деревьев и кустарников проводилось неорганизованно. Часто местные жители приносили из ближайшего леса саженцы и озеленяли территории между домами. Сообщества растений здесь состоят различных видов смешанного леса и культурных сортов деревьев и кустарников. Но есть среди таких посадок и пришельцы из южных районов: белая акация, скумпия (или желтинник или париковое дерево), тополь белый; и декоративные гибриды: тополь гибридный (тополь белый ? тополь пирамидальный Болле), ель колючая голубохвойная и др.

Во время работы по сбору и гербаризации растений предлагается дать возможность учащимся самостоятельно описать растения по следующему плану:

  1. Название растения (родовое).
  2. Место его произрастания в природе или культурных посадках.
  3. Группа, к которой относится растение по особенностям внешнего строения (дерево, кустарник, травянистое растение).
  4. Форма и цвет листьев, расположение их на побеге.
  5. Строение плода, приспособленность к распространению.
  6. Значение растения в жизни человека и в природе.

Подведение итогов работы на экскурсии:

При подведении итогов работы по экскурсии следует обратить внимание на изменение растений в связи со сменой времени года и предложить всем желающим провести самостоятельные наблюдения в природе.

Задание для самостоятельного наблюдения “Особенности осенних изменений растений города”:

  1. Опишите, как изменяется окраска листьев у деревьев и кустарников осенью.
  2. Отметьте, в какие сроки происходит у них осеннее расцвечивание листьев?
  3. Проследите, когда происходит листопад у разных древесных и кустарниковых растений.
  4. Одинаковы ли сроки листопада у деревьев одного вида, но растущих в разных условиях?
  5. Выясните, какие вечнозеленые деревья и кустарники растут в нашем городе.
  6. Соберите и засушите листья деревьев с различной осенней окраской.

Заключительная беседа об экскурсии проводится в кабинете, проверяется выполнение заданий по звеньям, просматриваются собранные растения и укладываются на хранение в гербарные папки.