Урок "Жизнь и быт саамов" (национально-региональный компонент)

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  • Образовательная – формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова.
  • Развивающая – формирование элементов исследовательской деятельности, формирование у учащихся умения самостоятельно добывать знания и делать выводы, развивать умение соотносить общее и частное.
  • Воспитательная – прививать любовь к малой Родине, уважение к коренному населению Кольского полуострова.

Оборудование:

 Карта – контур Кольского полуострова (на доске и на столе у каждого ученика) (Приложение 1).

Книги: саамские сказки «Семилетний стрелок из лука», И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера», В.В.Дранишников «Рассказы по истории Кольского края».

Рисунки жилищ саамов (на доске) (Приложение 2, 3, 4).

Понятия на карточках (на доске):

Лапландия

Саами

Лопари

Вежа

Тупа

Кувакса

Сейд

Чудь

Лист исследования (на столе у каждого ученика) (Приложение 5).

Макеты лабиринта и сейда. (Приложение 6)

Перечень использованной литературы (Приложение 7).

Типология урока: формирование новых ЗУН.

Тип урока: интегрированный.

Форма организации учебного процесса: исследование.

Мировоззренческая идея: формирование целостной картины мира составной частью которой является Кольское Заполярье.

План:

Расселение саамов.

Основные занятия саамов.

Жилища саамов.

Религия саамов.

Борьба с внешними врагами.

Класс разбит на 3 группы ученых. В каждой группе учащиеся получают задания за две недели до урока:

1.

Археологи:

основные занятия саамов,

орудия труда,

жилища.

2.

Историки

гипотезы происхождения саамов,

борьба с врагами.

3.

Географы

места, где селились саами,

назвать и показать по карте,

почему именно здесь?

4.

Этнографы

современная жизнь саамов.

5.

Краеведы

борьба с врагами,

с кем и почему боролись,

жилища саамов.

6.

Исследователи

занятия саамов,

почему много внимания уделялось приметам,

религия.

7.

Литературоведы

название селений саамов,

образ жизни,

жилища саамов.

8.

Библиографы

выступление по одной из книг,

саамские сказки «Семилетний стрелок из лука»,

И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера»,

В.В.Дранишников «Рассказы по истории Кольского края».

У каждого ученика на груди бейдж с ролью ученого.

Вступительное слово учителя:

С незапамятных времен рассказывали: где-то на севере Европы есть таинственная Лапландия – страна холода и мрака. Люди там ходят в звериных шкурах, без промаха стреляют из лука и умеют колдовать.

Ученик–литератор:

Да, Лапландия страна

И мрачна и холодна,

Лишь полярное сияние

Вспыхивает иногда.

Но в Лапландии живет

Стойкий северный народ.

Из оленя каньги шьет,

Ловко он хингу плетет,

Старый мудрый их шаман

Прогоняет ураган

В тундру нас ведет окас

По морю везет карбас.

 

Учитель:

Сегодня наш урок пройдет в форме заседания научного совета.

Мы попытаемся узнать, что это за таинственная Лапландия и что за люди там живут? А помогут нам саамские сказки. Сказки – это один из письменных источников наших знаний о жизни саамов. Ведь что саами видели вокруг себя, про то они пели и сочиняли.

 

 

В своей работе мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках, во время экскурсии в краеведческий музей. Сегодня на уроке мы выступим в роли ученых, исследующих Лапландию. В каждую группу входят: историки, археологи, литературоведы, этнографы, географы, краеведы, библиографы, исследователи.

 

Учитель:

Исследовав учебный материал, саамские сказки, мы должны выяснить где селились саамы, каковы у них были основные занятия, где они жили, во что верили, с кем боролись. Все должно быть аргументировано и подтверждено фактами.

Перед каждым из вас лежит лист исследования, который к концу урока должен быть заполнен.

Учитель:

Территорию севернее Полярного круга, от Беломорья на востоке до Норвежского моря на западе называли Лапландия. Географическое название Лапландия перестало употребляться только в нашем веке.

Учитель:

Работа со словарями в предложенной литературе.

(на партах словари, на доске понятия, ученики записывают в лист исследования).

Лапландия – страна, где жили лопари.

Саами – древние жители Кольского полуострова (И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера» стр.9).

Мы ездили с вами в Мурманский областной краеведческий музей и там узнали, как по-другому назывались древние жители Кольского полуострова.

Лопари – древние жители Кольского полуострова (И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера» стр.128).

Что такое Лапландия?

Кто такие лопари, лонь?

Какое другое есть название др. жителям Лапландии?

Учитель:

Продолжаем заседание научного совета.

Слово предоставляется историку.

Историк:

Существует много гипотез, легенд о происхождении саамов. Когда-то их считали, чуть ли, не прямыми потомками израильтян. Потом родилась другая версия – саамы пришли с юга Европы через скандинавский полуостров. Есть и другая точка зрения – о предшественниках саамов в Зауралье, Поволжье. Но не приходится сомневаться, что саами – древнейшие жителя Кольского полуострова.

И.Ф.Ушаков «История Кольского полуострова Севера».

 

Учитель:

Слово предоставляется этнографу.

 

Этнограф:

Сейчас саами – одна из самых маленьких северных народностей. До начала 30х годов ХХ века саамов звали лапландцами или лопарями. По мнению этнографов эти названия финского или шведского происхождения. Исследователь Т.Итконен выводит слово «лопарь» от финского Lape (сторона), другой ученый Е.Итконен – связывает его со шведским словом Lapp (место). Русские исследователи Д.Островский и В.Львов писали, что «лонь» означает «край», «предел», а «лопарь» - «человек, живущий на самом краю земли».

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.

 

Учитель:

Историческая судьба коренных народов Севера привлекает к себе пристальное внимание как исследователей России, так и ученых мира. В быстро развивающемся мире возникает опасность исчезновения малочисленных народов и культур, уникальных по своей сути, создаваемых в течении длительного исторического периода. Одной из самых маленьких народностей является саами, которые проживают на северо-западе России, на Кольском полуострове и относятся к 26 малым народностям Крайнего Севера. Самобытная культура саамов и сама способность к выживанию в тяготейших условиях Заполярья вызывают искренний интерес и глубокое уважение к ним.

Саами проживают в нескольких государствах. Из 50 тысяч сегодня в Норвегии – 30 тысяч, в Шведции – 15 тысяч, в Финляндии – 14 тысяч, в России – 2 тысячи. У саамов единая культура и язык, назависимо от гражданства.

Н.Н.Харузин – признанный авторитет этнографии саамов.

 

Этнограф:

Ловозерский район – самый большой в Мурманской области он занимает около трети Кольского полуострова. Это основное место жительства саамов России (показывает на карте).

Свое название район получил по имени большого и красивого озера Ловозера и возникшего близ него саамского селения Луявр–сийт (по-русски «погост Ловозеро»). Здесь протекает река Поной протяженностью 426 км. В районе находятся такие населенные пункты как – Ловозеро, Краснощелье, Ревда. Сегодняшнее Ловозерье – многонациональный край, живая летопись истории малых народов нашей Родины.

 

Учитель:

Итак, где же селились саами?

Найдите подтверждение в книге саамские сказки «Семилетний стрелок из лука» (ученики зачитывают ответы).

 

Ученики:

На берегах рек

стр.14

стр.51

стр.96

 

У озер

стр.74

стр.90

 

На морских берегах

стр.18

 

У заливов

стр.13

 

Учитель: Почему именно здесь селились саами?

Как назывались селения?

Найдите ответ в словаре.

Ученик: Погост

Учитель: О чем говорят эти факты?

 

Вывод:

Саами вели полукочевой образ жизни в поисках рыбы, животных, часто меняли места. Селились по берегам рек, озер, на побережье. Жили погостами.

 

Учащиеся отмечают в листе исследования, а на контурной карте места стоянок.

 

Учитель:

Ребята занимались исследованием основных занятий саамов.

Приведите факты, где говорится о занятиях саамов.

 

Ученики:

Занятия саамов

саамские сказки «Семилетний стрелок из лука»

И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера»

рыбная ловля

стр.61, стр.71, стр.90, стр.92

стр.8

охота

стр.56, стр.71, стр.76, стр.93

стр.8

оленеводство

стр.51, стр.54, стр.48, стр.76, стр.92

стр.8

 

Учитель: Что вам известно об этих занятиях?

Предложите, чем занимались женщины?

 

Вывод:

Основные занятия – рыбная ловля, охота, оленеводство.

Записываем в лист исследования.

 

Учитель:

По рисункам на доске опишите жилища саамов.

Найдите определения перечисленных понятий в словаре саамских сказок «Семилетний стрелок из лука» на страницах 107, 108, И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера» на страницах 127, 128. Подтвердите фактами, какими были жилища саамов.

Ученики:

вежа

кувакса

тупа

стр.14,8

стр.58,22

стр.10

Записывают в лист исследования.

 

Учитель:

В основе всех сказаний – реальное и мифическое представление о жизни, окружающем мире. Издревле люди пытались понять: почему идет снег, воет вьюга, полыхает северное сияние, олени уходят с одного места на другое. Жители Кольского полуострова верили в сверхъестественную силу. Они пытались влиять на различные явления природы. Помогали им в этом северные колдуны (инсценировка: в костюме шамана с бубном выходит ученица и читает стихотворение «Нойд».

Шаман:

Нойд – я, северный шаман.

Вызываю ураган.

Лихо в бубен я стучу

Травами людей лечу.

Учитель:

Магия – колдовство. Саамы верили тундровым шаманам – нойдам, которые пользовались большим авторитетом. Они умели общаться с сейдами и получали от них чудодейственную силу; могли исцелять недуги, вызывать и прекращать дожди и ветры, прогонять насекомых и т.д.

В верованиях саамов большую роль играли сейды. Сейды – это камни, в которые превратились люди, олени, звери. Сейд имел человеческие черты. Так сейдозёрский сейд имел темно-карие глаза, а на пальцах видны перстни. Сейд нужно задабривать, приносить им подарки, около сейда нельзя громко говорить, а тем более ругаться. Сейд был объектом почитания всего населения, связано это, по-видимому, с почитанием предков, старейшин. Слово «сейд» связано с понятием сейт – род – окрик, испуг, гнев на родственников – вот причина окаменения или единственный выход при преследовании врагами. Взамен внимания сейд загоняет в сети рыбу, помогает на охоте. За невнимание, насмешки и грубость сейд жестоко наказывает виновных не только лишением промыслов, но и болезнями, даже смертью. Одухотворяли силы природы – Солнце, по их мнению, ездило по небу на медведе и оленях, у него, как и у людей, есть мать, сестра, жена, дочь. Северное сияние саамы представляли как отголоски душ умерших родных и в пору «волшебного свечения неба» предпочитали прятаться.

 

Найдите определения перечисленных понятий в словаре саамских сказок «Семилетний стрелок из лука» на страницах 45, 22, 90, И.Ф.Ушаков «История Кольского Севера» на странице 11:

сейд (Приложение 6)

нойд

лабиринт

Учитель:

Макет лабиринта мы с вами делали на занятиях кружка «Наш край».

Для чего служили лабиринты?

Записывают в лист исследования.

 

Вывод:

Саами были язычниками, поклонялись сейдам. От них зависел успех на промысле, благополучие в жизни, чтобы задобрить сейдов, приносили им в жертву часть добычи.

Учитель:

Ребята, обратите внимание на лист исследования, какое понятие мы с вам и еще не рассмотрели?

Ученики:

Чудь.

Учитель:

Найдите определение в словаре.

Записывают в лист исследования.

 

Учитель:

Послушайте отрывок из саамской сказки «Саам – богатырь» стр.90-93.

(зачитывается отрывок).

У этого эпизода историческая основа. Какая?

Ученики:

Борьба с внешними врагами.

Учитель:

Из века в век саамам приходилось бороться с врагами, которые стремились оттеснить рыбаков, охотников, оленеводов к северу, отнять у них добычу.

С тех пор на Колькой земле остались кровавые горы, кровавые острова и пороги, названия которых, напоминают о тех временах, жестоких сечах со шведами, норвежцами, датчанами…

Приведите примеры борьбы из саамских сказок, которые вы прочли дома.

 

Давайте проверим наш лист исследования и подведем итоги.

(ученики зачитывают результаты объектов исследования и понятия).

 

Сегодня мы с вами попытались исследовать жизнь и быт саамов. Вы очень хорошо поработали. Но мы не смогли бы всего этого сделать не будь у нас великолепных книг наших краеведов И.Ф.Ушакова и В.В.Дранишникова.

Библиографы рассказывают об И.Ф.Ушакове и В.В.Дранишникове и их книгах.

 

Учитель:

Итак, подведем итоги нашего урока.

На уроке вы должны были узнать о жизни и быте саамов.

Молодцы! Огромную работу провели наши ученые.

(комментарии оценок).

 

Домашнее задание:

Нарисовать саамский флаг, найти текст гимна саамов, изготовить карту «Памятники первобытной эпохи на Кольском полуострове».

Спасибо за урок! До следующей встречи.