"Уроки благотворительности" (методические разработки)

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


1 ведущий:

Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к “братьям нашим меньшим”, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.

2 ведущий:

Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как “доброта”, “милосердие”, “благотворительность”. Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам, воинам-афганцам.

3 ведущий:

Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели.

4-й ведущий:

На планете Земля неспокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны.
Только снова седлали коней.
Не спасет ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жилье.
Человек, полюби человека,
Только в этом спасенье твое! (П. Кобраков)

Учитель:

Истоки благотворительности просматриваются в очень отдаленных от нас временах. Давайте отправимся в далекое прошлое и узнаем, откуда возникло понятие “меценат”.

5-й ведущий:

Итак, мы в Риме до нашей эры. Императором Рима был провозглашен Октавиан. Как “сын божественного Цезаря”, Октавиан был приравнен к богам, и в провинциях ему стали воздвигать храмы. Стремясь оставить о себе добрую память у потомков, Август начал перестраивать Рим, используя средства, какие ранее шли на завоевательные войны. Он окружил себя писателями и художниками, понимая. Август лично присутствовал на публичных чтениях новых произведений и появлялся во время литературных чтений. Чаще всего они происходили у друга Августа — Мецената. Меценат привлекал в свой кружок самых талантливых писателей и поэтов того времени. Он был сказочно богат и щедро вознаграждал тех, кто восхвалял блага нового режима и достоинства самого Августа.

Учитель:

В словаре Ожегова дается следующее определение слов “меценат”, “спонсор” и “благотворительность”. (Работа со словарём)

Учитель:

История России наполнена множеством разнообразных действующих лиц, проявивших себя в делах государственного управления, в военных баталиях, на ниве общественного служения, в областях культурного созидания. Среди них особое место принадлежит отечественной благотворительности, или форме бескорыстного и целенаправленного служения на пользу другим, тому феномену, который десятилетиями предавался искусственному забвению. Доподлинно известно, что щедрую помощь неимущим еще в X в. оказывал киевский князь Владимир Святославович. Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом — и со старыми и малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей (что в то время было памятным событием) . Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые почему-нибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье.

Выступление 1-й группы учеников:

Тема: Развитие благотворительности в России.

1-й ученик:

Деятельность по упорядочению и государственному регулированию благотворительности была начата при Екатерине II. При ней были учреждены первые светские учреждения подобного рода. Складывается система сословной опеки. К концу XVIII—началу XIX в. относится создание крупнейших государственных организаций, занятых делами призрения бедных. Это, во-первых, Ведомство учреждений императрицы Марии, созданное в 1797 г. женой императора Павла I Марией Федоровной. Со временем это учреждение превратилось в так называемое министерство благотворительности, которому к концу XIX в. подчинялись многие сотни богаделен, школ, сиротских домов, больниц, мастерских, различных училищ. Вторая крупнейшая государственная организация - Императорское человеколюбивое общество - была организована по инициативе Александра I в 1816г. Обе эти организации существовали в значительной степени на казенные субсидии, но также и на пожертвования частных лиц.

2-й ученик:

В XVIII — первой половине XIX века в Российской империи, главным образом в двух столич-ных городах — Петербурге и Москве, было создано несколько крупных учреждений общест-венно-культурного назначения. Наиболее известным было учреждённое по инициативе Алек-сандра III Императорского Русского музея, открывшего свои двери для посетителей в 1898 г.

3-й ученик:

Во второй половине XIX в. благотворительность получает невиданный доселе размах, приобретает новые формы и виды, а сеть благотворительных заведений охватывает буквально всю Россию. К 1917 году в России имелось более 12 тысяч благотворительных учреждений различного назначения. Именно в этот период благотворительность в России стала тем социальным феноменом, многие проявления которого до сих пор вызывают восхищение и удивление. Имена Бахрушиных, Сабашниковых, Третьяковых, Солдатенкова, Морозовых, Боткиных, Щукиных, С.И.Мамонтова, И.Д.Сытина, Н.В.Мешкова и целого ряда других видных отечественных предпринимателей неотделимы от просветительства и культурного созидания в нашей стране.

4-й ученик:

В России человек мог заслужить общественное признание знатностью рода, высокими чинами, общественной деятельностью, ратными подвигами, научными и литературными занятиями и многим другим, но никак успехами в коммерческой области. В общественном сознании бытовало довольно пренебрежительное отношение к богатству вообще и к предпринимательским доходам в частности.

5-й ученик:

Деятельность многих выдающихся благотворителей документально засвидетельствована. Отметим ряд случаев. Крупный сахарозаводчик Н. А. Терещенко пожертвовал на различные цели около 5 млн. рублей. Только в Киеве на его средства строились Политехнический институт, детский приют, ночлежный дом, городская канализация, дом бесплатных квартир, больница для рабочих. Московским купцам Петру и Сергею Михайловичам Третьяковым наша страна обязана возникновением крупнейшего художественного собрания - Третьяковской галереи, которая создавалась их трудами и средствами несколько десятилетий и была подарена городу Москве в 1892 г

6-й ученик:

С.И.Морозов. Большую роль он сыграл в становлении Художественно-общедоступного театра. В 1898 он стал одним из директоров и пайщиковтеатра. Им был сделан самый крупный вклад в собранный для существования театра капитал — 10 тыс. руб. Много средств отводилось Морозовым на улучшение социально-бытовых и производственных условий рабочих. При строительстве новой фабрики возводились цеха улучшенной планировки, строились новые казармы и больница. Для престарелых рабочих открывалась богадельня. Символом искренней любви, глубокого уважения к нему и доброй памяти стала икона Саввы Стратилата, созданная на средства работников Никольской мануфактуры в церкви Рождества Богородицы села Нестерова близ Орехово-Зуева.

4-ученик:

Представителями известной московской купеческой семьи Бахрушиных только за 20 лет, было пожертвовано на нужды городского самоуправления около 4 млн. рублей. Причем только строительство больницы на Сокольническом поле для неизлечимых больных обошлось почти в 500 тыс. рублей. Число подобных примеров можно множить и множить.

7-ученик:

А если вспомнить годы Великой Отечественной войны.

Тысячи танков были построены на средстве трудящихся. Колхозник Ферапонт Петрович Головатый на свои трудовые сбережения в 1942 году приобрел самолет и передал его своему земляку летчику Еремину. А через полтора года, когда Ф. П. Головатый узнал, что самолет вышел из строя, купил и подарил летчику-земляку второй самолет, который назвал “На окончательный разгром врага”. Майор Еремин, сражаясь в небе Сталинграда, Ростова, Таганрога, Мелитополя, Николаева и Крыма, сбил 23 вражеские машины и стал Героем Советского Союза.

Выступление 2-й группы учеников.

Тема: Из истории развития благотворительности в Самаре

1-й ученик:

Толстой Лев Николаевич (1828—1910) — великий русский писатель. В связи с лечением кумысом и приобретением с этой целью хутора в Самарской губернии (ныне Алексеевекий район Самарской области) неоднократно посещал Самару и села в окрестностях хутора Толстых (Гавриловка, Патровка) . Великому писателю принадлежит заслуга организации помощи голодающему крестьянскому населению губернии во время голода 1873 и 1891— 1892 гг.

2-й ученик:

С.А.Шкот открыла в Самаре в 1867 году частный пансион, в котором, в первый же год его существования, училось 15 девочек. Судя по объявлению, сделанному Софьей Андреевной, это была частная школа для девиц высшего и среднего сословий, в которой обучали русским предметам, французскому и немецкому языкам, музыке, рисованью и рукодельям”

3-й ученик:

“Обратиться к ознакомлению с положением общественной благотворительности в нашем городе, как имеющей своей задачей тоже помощь страждущему и бедствующему человечеству. Такого человечества в Самаре, конечно, не мало”

4-ученик:

“Общество попечения о бедных. Оно открыто 23 октября 1873 г. В первый год своего существования Общество, под председательством Ларисы Аристарховны Реутовской, имело прихода 5273 рублей, из которых израсходовало: на помощь нуждающимся 2998 р., отчислило в запасный капитал 1673 р. и остальные 601 р. оставило в оборотном капитале. Кроме того; Общество имело приношения: одеждой, мукой, чаем, сахаром и тому подобным.

5-й ученик:

“Александровская общественная богадельня, основанная известным в Самаре своими жертвами на пользу общую почетным гражданином И. М. Плешановым, в память избавления ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА от угрожавшей ему опасности 25 мая 1876-го, в Париже. Для устройства этой богадельни И. М. Плешанов пожертвовал свои два деревянных дома, с садом и службами, а для обеспечения существования богадельни основным капиталом внес 25 билетов 2-го внутреннего с выигрышами займа”

Выступление 3-й группы учащихся.

Тема: Благотворительность в нашем городе

1-й ученик:

Ежегодно во многих странах мира, в том числе в России, проходит акция “Весенняя неделя добра”. Традицией стало её проведение и в нашем городе. С 17 по 22 апреля в ней приняли участие 128 человек. Адресную помощь получили 466 пенсионеров и инвалидов. Активное участие в акции приняла и православная церковь. Иерей храма Табынской Божией Матери отец Сергий причастил 78 престарелых граждан города. Перед праздником Светлой Пасхи в Управлении социальной защиты населения в рамках акции прошла благотворительная ярмарка. Предшествовала ей большая организационная работа. Принимались новые и бывшие в употреблении вещи от граждан. Большую поддержку оказали сотрудники отдела по потребительскому рынку, частные предприниматели.

2-й ученик:

Активно участвовал в “Весенней неделе добра” и Центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов “Подбельский”. На протяжении полутора месяцев его специалисты принимали детские вещи, игрушки, книги, которые приносили как сами сотрудники, так и инвалиды, проходящие курс реабилитации.

3-й ученик:

Тамара Григорьевна Мурунова - это наш местный поэт, автор многочисленных рассказов, статей и миниатюр. С гордостью сказано. А почему нет? Она, прикованная к инвалидной коляске на долгие - долгие десятилетия, сумела преодолеть оторванность от общества людей и зависимость от всех и добилась успеха. Она является членом Союза журналистов России, Союза профессиональных литераторов России, лауреатом “Именной премии губернатора Самарской области” за 2002 год в номинации “Литература и искусство”. С её творчеством познакомили горожан Олег Лемякин и Г.П. Гладышева (о ней был снят фильм) и показан по ТВ-9. Учащиеся Октябрьской школы (родины Муруновой) реализовали замечательный социальный проект, в рамках которого оказали огромную помощь автору по распространению её книги “Тишину прогоняю песней”.

4-й ученик:

Детский реабилитационный центр "Незабудка" был открыт девять лет назад. Ежегодно его воспитанники, педагоги и почетные гости собираются на именины. Не стал исключением и нынешний год. Праздник прошёл в теплом семейном кругу, дети и взрослые подготовили концертную программу. К дню рождения было приурочено открытие бани после реставрации. За помощь в проведении восстановительных работ руководство центра благодарно администрациям города и района, 000 “Волга – лес”, МУП “Похвистневоэнерго”, 000 “Монтажник”, ЧП “Стройторг” и многим другим.

5-й ученик:

У Валентины Васильевны Гайс свои двое взрослых детей, внук. А ещё - работа и работа. Как-то, уходя в отпуск, она, посоветовавшись со своими детьми, решила взять из центра ребёнка, так сказать на "каникулы". Специалисты предложили ей оставить малыша у себя не на один месяц, а на три. Она согласилась и со своим внуком поехала за ребёнком. Но у мальчика был родной брат. Он тоже находился в "Незабудке". Навстречу Валентине Васильевне они вышли вместе и со слезами на глазах тот, второй, протягивая к ней ручки, проговорил: - А меня? И она не смогла устоять. Так у неё в доме появились братья Женя и Саша. Одному было пять, другому семь. А потом как-то само собой получилось, они стали звать ее "мамой". Вернуть их назад она уже не смогла. Вот так и переросли трехмесячные каникулы в три года.

1-й ведущий:

Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными.
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша Планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом! (П. П. Елфимов)

Звучит песня “Руку мне дай”.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА “БРЕЙН-РИНГ”

Цели и задачи:

  • развитие интеллектуальных способностей;
  • знакомство с содержанием Федерального закона “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”

Ход игры

В просторном помещении располагаются столики и стулья по количеству команд. Каждая команда состоит из 6 - 8 игроков. В течение игры команды одновременно отвечают на вопросы ведущего.

1. Ведущий зачитывает всем командам вопрос, называя его порядковый номер.

2. После текста вопроса ведущий дает команду “Время!”, что служит сигналом начала отсчета времени, отведенного игрокам на обсуждение. Совещание по командам проходит в течение одной минуты.

3. После окончания времени, отведенного командам на обсуждение, команда, первая подавшая сигнал отвечает вслух.

4. После этого ведущий объявляет правильный ответ и зачитывает следующий вопрос.

5. За правильный ответ команда получает один балл.

6. Игра состоит из 20-24 вопросов, после первой половины вопросов целесообразно устроить пятиминутный перерыв.

7. Победитель определяется по сумме основных баллов.

Ведущий имеет право: накладывать определенные санкции на участников игры и на всех присутствующих в зале.

Пакет вопросов

1) Что понимается под благотворительной деятельностью?

2) Перечислите цели благотворительной деятельности.

3) Когда и кем был принят в нашей стране Закон “О благотворительной деятельности”?

4) Из каких нормативных актов состоит законодательство о благотворительной деятельности?

5) Кто выступает участниками благотворительной деятельности?

6) Кто такие благотворители?

7) В каких формах осуществляются благотворительные пожертвования?

8) Кого называют добровольцами?

9) Кого называют благополучателями?

10) Какая организация является благотворительной?

11) В каких формах создаются благотворительные организации?

12) Какой орган является высшим органом управления благотворительной организацией?

13) Кто несёт ответственность за деятельностью филиалов и представительств?

14) Что может являться источниками формирования имущества благотворительной организацией?

15) Что может находиться в собственности благотворительной организацией?

16) Что такое благотворительная программа?

17) Что включается в смету благотворительной программы?

18) В каких формах органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку участникам благотворительной деятельности?

19) С какого момента благотворительная организация имеет право на налоговые и иные льготы, установленные законодательством?

20) Какие сведения должны содержаться в ежегодном отчёте благотворительной организации о своей деятельности?

21) Каков порядок рассмотрения споров между благотворительной организацией и гражданами и юридическими лицами, перечислившими ей средства на благотворительные цели?

22) Какими путями может осуществляться международная благотворительная деятельность?

23) Каков порядок благотворительной деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации?

24) Каков порядок перерегистрации благотворительной организацией?

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИГРА “ГОРОД БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ”

Цели и задачи:

  • азвитие коммуникативных компетентностей;
  • знакомство с историей благотворительности.

Ход игры

Команды получают маршрутные листы. Задача каждой команды пройти по станциям города, выполнить задания и набрать максимальное количество очков. Набравшая наибольшее количество очков команда становится победителем игры.

Первая станция: УЛИЦА ИСТОРИЧЕСКАЯ

Команды отвечают на вопросы.

1) Назовите имена известных благотворителей XIX века.

2) Как называется организация, созданная по инициативе Александра I в 1816 году.

3) Происхождение слова “меценат”.

4) При каком правителе были созданы первые учреждения по регулированию благотворительной деятельности?

5) Назовите имена известных благотворителей XX века.

6) Перечислите названия благотворительных организаций, созданных в дореволюционной Самарской губернии.

7) Как называлось Ведомство, учрежденное женой императора Павла I?

8) Кто из российских императоров уделял большое внимание благотворительной деятельности?

Вторая станция: ПЕРЕУЛОК ФРАЗЕОЛОГИИ

Команды дают определения словам:

1) Меценат.

2) Благотворительность.

3) Спонсор.

4) Милосердие.

5) Благополучатель.

6) Благотворительная организация.

7) Благотворительная программа.

Третья станция: ПЛОЩАДЬ ТВОРЧЕСТВА

Команды рисуют эмблему благотворительности.

Четвёртая станция: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Команды соотносят портреты известных благотворителей России с их именами.

Пятая станция: ПРОСПЕКТ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ

Команды делают сообщение об одном из знаменитых благотворителях России, подготовленное дома заранее к игре.

КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО “ГАЛЕРЕЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ”

Цели и задачи: актуализировать внимание учащихся на идеях и примерах благотворительности.

Ход игры

Название коллективно-творческого дела “Галерея” уже определяет его суть - формирование выставки-галереи тематических рисунков. Мероприятие лучше проводить одновременно в нескольких классах, чтобы выставка получилась достаточно объемной, а конкурс динамичным.

Этапы организации и проведения КТД:

1 этап. Формирование рабочих групп участников.

2 этап. Формулировка темы, порядка работы, распределение рабочих мест, реквизита, определение времени для работы.

3 этап. Создание участниками рисунков.

4 этап. Рисунки вывешиваются в зале, рекреации, коридоре. Экспертный совет, в состав которого должны войти представители администрации, педагогического коллектива, школьники, оценивает работы и выбирает победителей. При оценивании работ важно обращать особое внимание не столько на художественное оформление, сколько на идею, содержание.