Урок развития речи во 2-м классе с использованием информационных технологий "Подробное изложение текста"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • развивать речь, творческое воображение детей;
  • учить подробному написанию изложения с опорой на “шахматный” порядок опорных слов, речевые модели;
  • воспитывать интерес к урокам развития речи в курсе русского языка через применение современных технологий.

I. Организация класса

Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты иди за партой стройно
И веди себя спокойно.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.

Презентация 1

Презентация 2

Звуки к презентации (архив .zip)

II. Вводная беседа

У. – Дорогие ребята! К нам по электронной почте пришла телеграмма. К сожалению, часть телеграммы потерялась в пути и, чтобы узнать сообщение старика-Лесовика, отправимся в лес. Произнесём волшебное заклинание.

Слайд 1.

Телеграмма Лесовика: “Дорогие друзья! В месяц лютого холода и голода помните о своих слабых друзьях – птицах и животных…”

Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

(Хоровое чтение: 1 раз – вслед за учителем, 2 раз – выразительно).

У. - Вот и оказались мы в лесу. Вверху на сосне мелькает пушистый хвост. Кто это?

Отгадаем загадку и узнаем главного героя нашего урока.

Слайд 2.

Этот маленький зверек
Цветом словно огонёк,
По веткам ловко скачет,
В дупло орешки прячет.

Слайд 3.

Изображение белки

У. – Что вы знаете о белке?

Д. – Белка любит лакомиться лесными орехами, желудями, а также ягодами и грибами.

Кое-что она запасает на зиму.

У. – Сколько дупел она готовит?

Д. – 8 или 9. Если в нескольких дуплах запасы погибнут, белочка отыскивает запасные дупла, чтобы перезимовать.

У. – Зачем ей нужен хвост?

Д. – Он служит ей парашютом, когда белка прыгает с дерева на дерево. При помощи хвоста она предсказывает погоду. Если она замкнула дупло хвостом и сидит в дупле, значит будет холодно.

Слайд 4, 5, 6

Иллюстрации из жизни белок.

Слайд 7 - озвученный

Белка: Молодцы ребята! Вы столько обо мне знаете. Лесовик предупредил меня о вашем путешествии. Чтобы узнать окончание телеграммы вам нужно написать изложение.

Вот текст. Удачи!

III. Устная работа над текстом изложения

Слайд 8. Текст с цветным выделением орфограмм

Мы (с) папой гуляли (в) парке. Вдруг на дорожку выскочил пушистый зверёк. Это была ручная белка. Я ей бросил орех. Она схватила его и быстро зарыла (под) сосной.

Так белочка делала свои запасы.

У. - Что такое текст?

- Что такое тема текста?

(Дети отвечают)

- Составим план из вопросов (запись на доске).

1. Кто гулял в парке?

2. Кто выскочил на дорожку?

3. Кем был этот пушистый зверек?

4. Что я ей бросил?

5. Что белка сделала с орехом?

6. Для чего она спрятала орех под сосной?

Одновременно идет работа над выделенными орфограммами устно.

Учитель должен объяснить ребятам, что использование вопросного плана значительно облегчает воспроизведение текста по памяти, так как ответ частично повторяет вопрос.

Например: Кто гулял в парке?

Мы с папой гуляли в парке.

Можно также использовать текст – модель. Он подойдёт детям, умеющим хорошо пересказывать текст, обладающим хорошей памятью.

На доску вынесены опорные слова в “шахматном” порядке.

Мы с папой ……….? в парке
Вдруг
На дорожку выскочил
………?
это ручная белка
……….?
бросил орех
она
схватила зарыла
………?
делала запасы

У.: Используя вопросный план, текст-модель и опорные слова, перескажем текст устно.

Обратите внимание, что повтор одного и того же слова можно исключить. В тексте нужно заменять его словами, близкими по значению.

белка – она – зверёк – белочка

Физминутка

IV. Написание изложения:

Последнее чтение учителем. Написание изложения.

Написавшие дети выходят к доске и зачитывают работу.

Построение предложений, выражающих главную мысль текста, по схеме.

Например: Так белочка делала свои запасы, чтобы пережить зиму.

Она спрятала орех под сосной, потому что так делала свои запасы.

Дети записывают понравившиеся предложения.

Итог урока

  • Что самое главное мы для себя можем вынести из текста изложения?
  • Как мы должны поступать?
  • Чему можем поучиться у белочки? (быть трудолюбивыми, дружелюбными, тепло одеваться в мороз).

Слайд 9

Телеграмма Лесовика: “Дорогие ребята! В месяц лютого холода и голода помните о своих маленьких слабых друзьях – птицах и животных. Ваша помощь и забота поддержат их в зимнюю стужу”.