Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Звук"

Разделы: Русский язык


Цели:

- формирование информационно-коммуникативных навыков, развитие информационной культуры;
- систематизация и обобщение теоретических понятий по теме «Фонетика»;
- формирование навыка использования фонетического закона для развития орфографической зоркости.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Учащимся необходимо было выявить все возможные чередования в общих морфемах предложенных слов.

-весть-
-город-

Перед уроком два ученика выносят результат своей домашней работы на доску. В начале урока учащиеся 5 класса проверяют и сверяют свой результат с записанным на доске, а учащиеся 4 класса производят фонетический разбор одного выбранного ими слова в ряду родственных слов город или весть. Затем учитель предлагает ответить всем учащимся на следующие вопросы:

  • Кто доволен выполнением домашнего задания? Почему?
  • У кого возникли трудности? В чем они заключались?
  • Над чем надо работать?
  • Кто обращался за помощью к одноклассникам, родителям?
  • А кому пришлось заглянуть в тетрадь открытий?
  • Есть ли вопросы к одноклассникам?
  • Кому необходимо что-либо уточнить?

Формулирование темы урока и цели учащимися на основе домашнего задания (5 класс) и классного задания (4 класс). Ученики должны выявить основные теоретические понятия, с которым они работали, и рассказать об их назначении.

Тема: звук.

Цель: повторить и обобщить теоретические знания по теме «Фонетика»; научиться применять фонетический закон для развития орфографической зоркости.

Составление схемы по теме «ЗВУК» с использованием компьютера учителем и учащимися 5 и 4 классов на основе вопросов:

  1. Какой раздел лингвистики мы начали изучать?
  2. Что такое фонетика?
  3. Что такое звуковая оболочка?
  4. Из чего состоит звуковая оболочка?
  5. Какую фонетическую единицу изучает фонетика?
  6. Что такое звук? В чем заключается его работа?
  7. Из чего состоит звук?
  8. На какие две группы делятся звуки?
  9. Что такое гласные звуки?
  10. Что такое согласные звуки?
  11. По каким признакам различаются согласные звуки?
  12. Какими могут быть согласные звуки по звучности, по твердости-мягкости и по месту образования?
  13. Какие бывают речевые разновидности?
  14. Что такое чередование?
  15. Какие существуют виды чередований?

Примечания:

- в полученной схеме должны быть отражены смысловые связи между теоретическими понятиями;
- предлагаемая работа может проводиться как коллективно, так и индивидуально.

Вопросы для обсуждения могут задавать как учащиеся 5 класса, так и 4 класса, и учитель.

  • Кто доволен своей работой?
  • Кто допустил ошибки?
  • Кто может помочь?
  • Понятно ли в чем была ошибка?
  • Какие из теоретических понятий вам понадобились для выполнения домашнего задания (5 класс) и классного задания (4 класс)? Выделите любым цветом на схеме.

Оцените свое домашнее задание (5 класс) и задание (4 класс) по листу самоконтроля.

Примечание: предлагаемый лист самоконтроля находится в конце рабочей тетради, по нему каждый ученик ежедневно оценивает результат своей домашней работы. Критерии оценки выработаны учащимися.

Фиксация способа действия при выполнении домашнего задания (учащиеся могут выполнять задание в группах, парах или индивидуально на компьютере или в тетради).

Способ действия (алгоритм)

  1. Составить ряд родственных слов или ряд форм слов.
  2. Найти и выделить общую морфему.
  3. Записать транскрипцию.
  4. Найти чередование.
  5. Определить вид чередования.

Кто хочет сегодня заработать «5»? Вперед!

Предлагаются задания в соответствии с каждым пунктом алгоритма.

Прогностическая оценка фиксируется на полях.

  1. Устно подобрать ряд родственных слов (4 класс). Трава, гора, стол, лес.
  2. Найти и назвать корень в словах: настенный, созвездие, удивительный, тихонько, мышь, подъезд, она, самый. (Учащиеся могут предлагать свои варианты)
  3. Записать транскрипцией слова: весна, трава, грязь, небо, молния.

Примечание: поставить итоговую оценку тем учащимся, у которых полученный результат совпадает с прогностическим («5» и «4»). Если есть ученики, которые не справились, то они получают индивидуальные задания до конца урока.

Пункты 4 и 5. Каждая пара получает задание, где ученик 4 класса ищет общую морфему и записывает транскрипцию, а ученик 5 класса проверяет транскрипцию, находит чередование и определяет его вид.

  1. морозы – мороз
  2. зову – сову
  3. река – речной
  4. метро – быстро
  5. место – местный
  6. стол – стул
  7. скрипеть – сделаю
  8. носить – ноша

Примечание: в задании есть «ловушки».

Сверим с доской.

- Кто справился?
- Кто допустил ошибки? В чем они заключались?
- Для чего нам необходимо было выполнить это задание?

Работа с компьютерной программой «Фраза» 5 класс, тема «Безударные гласные»

Задания для 5 класса – вариант 164, для 4 класса – 163.

Оценивание своей работы.

Рефлексия – итог урока.

Домашнее задание на выбор:

  1. Упр. 44, 45
  2. Создание аналогичных карточек-заданий для одноклассника.
  3. Индивидуальная работа по заданиям, предложенным учителем.
  4. Доказать, что слова сказать – слизать различаются рядами позиционно-чередующихся звуков.

Примечание: на основе предварительного просмотра учащиеся прогнозируют цели и задачи на следующий урок.