Методические рекомендации к проведению занятий кружка "Юный художник" (нетрадиционные способы рисования на бумаге и ткани "Батик")

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Приложение 4

Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

Отбор детей в изостудию достигается следующими мероприятиями:

  1. Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность или только один из ее видов /рисование, лепка, аппликация/.
  2. Из определения воспитателя, кого в группе он считает наиболее способным по изобразительной деятельности.
  3. Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
  4. Желание родителей и детей.
  5. Способности детей к изобразительной деятельности.

Наиболее эффективным является разделение детей на три группы, это позволяет использовать индивидуальный подход.

  1. Дети, проявляющие интерес к изобразительной деятельности. У них хорошие навыки, их интересует результат деятельности. Они легко определяют содержание рисунка, находят интересные решения, способы изображения, всегда дополняют чем-то интересным даже предложенную тему. Чаще всего это эмоциональные дети, которые любят заниматься с воспитателем,.
  2. Дети, проявляющие интерес к изобразительной деятельности под влиянием взрослого или товарищей из первой группы. У детей навыки могут быть лучше или хуже, они менее эмоциональны.
  3. Дети, не имеющие четкой реакции на деятельность "нравится" - "не нравится". Иногда проявляют интерес к деятельности или к одному из видов, особенно если заинтересовало содержание. У них часто слабые навыки, боятся рисовать.
  4. Детям первой или второй группы рекомендуется посещать кружок «Юный художник»
  5. Детям третьей группы предлагаются индивидуальные занятия по специально - разработанной программе в помощь по овладению навыками и умениями изобразительного искусства.

Основная цель:

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Использование техники росписи по ткани «Батик» и его видов, с применением нетрадиционных способов рисования на бумаге.

Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:

1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
6. Обучать детей различным приемам преобразования ткани и бумаги, посредством нетрадиционных способов.
7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
9. Познакомить с новым видом прикладного искусства «Батик», закрепить полученные знания и навыки.
10. Дать возможность понять его преимущества, особенности, почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
- Принцип интегративности (синтез искусств).

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, сангина, уголь.
5. Гуашь.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Рамы разных размеров или пяльцы.
13. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
14. Клей ПВА.
15. Фен.
16. Соль, сода.
17. Аптечный парафин или восковые свечи.
18. Специальные краски для батика.
19. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
20. Кнопки.

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий). Первый этап рассчитан на детей 5-6 лет (старшая группа), второй – на детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Этапы обучения:

1 этап – (первый год обучения – старшая группа) «Каждый ребенок – художник». Приложение 1

Цель:

Обучающая:

  1. Сформировать технические навыки и умения использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию;
  2. Познакомить с разнообразными изобразительными материалами;
  3. Дать основы живописи;
  4. Показать нетрадиционные способы рисования.

Развивающая:

  1. Активизировать интерес к занятиям рисования;
  2. Формировать положительное отношение к различным видам искусств;
  3. Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитывающая:

  1. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему и развитие творчества.

2 этап – (второй год обучения – подготовительная группа) «В мире творчества».

Цель:

Обучающая:

  1. Знакомство с художественными особенностями батика и его видами.
  2. Приобретение умений и навыков работы в разных видах декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная обработка ткани);
  3. Применение различных видов декоративно-прикладного искусства в оформительской практике.

Развивающая:

  1. Развивать творческое воображение;
  2. Уметь пользоваться знакомыми способами изображения по бумаге и на ткани.

Воспитывающая:

  1. воспитание и развитие эстетической культуры;
  2. приобщение к организации предметно-пространственной среды и приобретение художественных навыков в разных видах декоративно-прикладного и оформительского искусства.

В качестве основных тем выступают времена года: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге и ткани («Батик»). Приложение 2

Программа рассчитана на 32 занятия в год (16 академических часов).

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в старшей группе - 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Примерный перспективно - тематический план занятий кружка «Юный художник». 1 год обучения

месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя

Октябрь

Тема: «Краска и цвет» (4 часа)
Цвет и образ Рисуем кистью полоски, точки, кружки. Летят воздушные шары. Три новых цвета на волшебном цветке.

Ноябрь

Как делать фон по рисунку. Бумажный веер

(светлые и темные краски).

Домик и дерево днем и ночью. Почувствуйте себя волшебником. (живопись по мокрой бумаге)

Декабрь

Тема: «Работа с линией» (2 часа)

Линия. Линия с характером. Как зовут твоего героя? Сказочный лабиринт.

Январь

Тема: «Работаем с формой» (4 часа)

Форма. Какие бывают формы? Форма, похожая на рыбу. Превращение кружков.

Февраль

Маленькие строители. Как из мячика сделать ромашку? Рисовальный конструктор Как в пятне увидеть зверя.

Март

Тема: «Композиция» (1 час)

Тема: «Развивающее задание» (1час)

Расположение фигур на листе бумаги. Веселые квадратики. Лоскутный коврик. Украшения и игрушки из бумажных тарелочек.

Апрель

Тема: «Делаем вместе» (1 час)

Тема: «Работаем с ритмом» (1 час)

Этот огромный космос. Красивые купола. Ритм. Веселые строчки. Чудесное ритмопревращение.

Май

Тема: «Подводим итоги» (2 часа)

Древнее животное. Волшебный огонь. Вазы на полке. Задание с одноразовыми тарелочками.

2 год обучения

месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Октябрь

Приглашение в «Творческую мастерскую» (2 часа)

Знакомство с техникой «Батик» Приложение 2 Художник и его инструменты Приложение 5 Фон (теплые и холодные тона) Моя первая картина (батик)

Ноябрь

Тема: «Сказка про осень» (2 часа)

Витражи для замка волшебницы – Осени (печатаем листьями) Каким бывает небо в природе и на картинах художников (по сырому) Необычные деревья
(тушь)
Поздняя осень в парке
(пейзаж на батике)

Декабрь

Тема: «Зимняя сказка» (6 часов)

Витражи для замка Зимушки - Зимы

(акварель по сырому)

Дворец Зимы

(гуашь, холодная гамма цветов)

Волшебные деревья

(раздувание, тушь)

Карнавальные маски

(свободная роспись)

Январь

Береза, белая подруга

(граттаж)

Продолжение работы Пейзаж зимы холодной…

(батик)

Продолжение работы

Февраль

Букет в холодных тонах

(узелковый батик)

Продолжение работы

Приложение 3

Зимний ковер

(штамп)

Подарок папе

(трафарет)

Март

Тема: «Весенняя песня» (4 часа)

«Подари мне платок…»

(батик - свободная роспись)

Продолжение работы Витражи для замка Весны (восковые мелки, акварель) Замок Весны

(акварель по сырому фону)

Апрель

«Весна – красна»

(пастель )

Живая клякса

(кляксография)

Все вокруг оживает…

(монотипия)

Запах весны

(Батик )

Май

Тема: «Подводим итоги» (2 часа)

Волшебство красок.

Сказочные цветы в сказочном саду.

Линия, какая она?

Страна фанталия.

Живопись в природе

«Волшебная поляна»

Красота орнамента.

«Ковер-самолет»