Урок граждановедения на тему: "Суд – правоохранительный орган". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели урока:

  1. Сформировать представление учащихся о том, что такое правоохранительные органы: суд, милиция, прокуратура, адвокатура)
  2. Выявить роли участников современного судебного процесса.
  3. Сделать выводы о справедливости современного суда в ходе исторической ретроспективы видов судов (первобытный, суд в Древнем Риме, рыцарский поединок, княжеский суд на Руси).
  4. Развивать умения учащихся анализировать тексты источников, определять главное в их содержании, аргументировать свою позицию.
  5. Способствовать воспитанию уважения к закону, деятельности правоохранительных органов, правам и свободам окружающих людей.

Основные понятия:

Правоохранительные органы
Суд
Милиция
Прокурор
Адвокат
Присяжные заседатели

Оборудование урока:

Учебник «Основы граждановедения». 5 класс (авторы Королькова Е.С. и др.)

Тексты источников

Мультимедийный проектор, слайды презентации (приложение 1)

Схема «Правоохранительные органы»

Костюмы для инсценировок

Тип урока:

Комбинированный

Использованные технологии:

Традиционная
Проблемная
Игровая
Компьютерная

Оргмомент.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы находимся в гостях – в другой школе – лицее, в другом классе – не своем, но это никак не помешает нам провести творчески и плодотворно наше занятие. А самое интересное, что мы с вами в гостях, и у нас гости. Давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем себя и гостей (аплодисменты).

- Молодцы! А теперь тихонько садимся на свои места.

(Слайд 1)

Повторение изученного.

(Слайд 2)

Инсценировка.

Открывается дверь, появляется профессор Знайкин.

Знайка: - Что вы тут все собрались?

Дети: - Открытый урок.

Знайка: - Какой такой открытый? Что вы тут открыть нового – то можете?

Дети: - А ты кто?

Знайка: - Я – профессор Знайкин.

Дети: - Да ты не Знайкин, ты – Зазнайкин!

Учитель: - Ну что ж, уважаемый Знайкин, проходите, садитесь, а мы, ребята, докажем, что уже многое знаем про жизнь нашей Родины – России.

Индивидуальные задания.

  1. Заполни схему.
    Демократия
    …                  …
    (прямая и представительная)
  2. Расскажи первый куплет Гимна РФ.
  3. Нарисуй российский флаг. Что обозначает каждый цвет?
  4. Выбери из предложенных Герб РФ. Назови его основные элементы.
  5. Составь предложение со словами: выборы, государство (2 человека).

Фронтальный опрос.

Игра «Азбука».

Подберите слова из изученных тем на заданные буквы и объясните их.

«Р» - … (Россия, Родина, Русь, россияне, родные, республика)
«О» - … (Отечество, общество, Отечественная война)
«Н» - … (народ, Невский, Наполеон, Нобелевская премия)
«Г» - … (гражданин, Гагарин, город, городище)
«З» - … (закон, запрещает, защита, зиждется)

Проверка выполнения индивидуальных заданий по государственной символике.

Инсценировка.

Учитель: - Ну как, уважаемый Знайкин, убедились, что наши ребята очень грамотные и работоспособные?

Знайка: - Ладно, ладно, ухожу. Пойду настоящих лентяев искать и уму - разуму их учить.

Профессор Знайкин уходит.

Новый материал.

Итак, мы доказали Знайкину, что мы совсем не лентяи и что мы многое знаем и умеем. Но еще большего мы не знаем. Поэтому наш урок сегодня – это очередная ступенька на лестнице знаний. Каждый из вас эту лестницу пройдет по-своему, со своей скоростью, но все мы вместе доберемся до ее вершины и станем грамотными, разносторонне грамотными людьми.

Но вот что мы будем изучать на уроке - это пока тайна за семью замками. И открывать эти замочки мы будем вместе.

(Слайд 3)

Работа с документами.

(Приложение 2)

- Перед вами лежат отрывки из источников. Прочитайте их внимательно и определите, каким общим словом можно назвать эти документы. (Закон)

Если учащиеся не справляются – игра «От первой до последней буквы»: з---н.

- Итак, один замочек открыли. (снимается один замок)

Практическая работа.

- Оградитесь законом от зла и насилия.

- Можно ли это сделать? (Нет)

- Объясните пословицу: «Ему закон не писан».

- Значит, просто бумага с записанными законами нам не поможет. Закону нужны помощники.

- Такими помощниками являются правоохранительные органы.

Работа над понятием.

- Запишите словосочетание в тетрадь.

- Закройте глаза, повторите про себя эти два слова. Скажите это словосочетание соседу по парте, вдумайтесь, прочувствуйте.

- Из каких частей состоит слово «правоохранительные»? (право, охранять)

- Что такое право?

Право – установленные государством правила поведения. (Запись в тетради)

- Еще два замочка открываем.

Схема «Правоохранительные органы».

- Кто знает, что относится к правоохранительным органам? (Милиция, прокуратура, адвокатура, суд)

- Проверьте себя. (открывается схема)

- Нами открыты последние 4 замка.

Тема, цели урока.

(Слайд 4)

Запись темы урока в тетрадь: Суд – правоохранительный орган.

- Главная цель – изучить историю судов и участников современного суда.

ПЗ: Какой из видов судов вы считаете самым справедливым и почему?

Работа над понятием «суд».

- Подберите однокоренные слова к слову «суд». (Судья, рассудок, судьба, рассуждать, рассудить)

- Составьте кластер и запишите в тетради.

- Сделайте вывод, что делает суд? (определяет, виновен человек или нет, если виновен – выносит наказание).

Работа по группам. Инсценировка.

- Ребята, на прошлом уроке вы получили опережающее задание – найти материал об истории судов и подготовить небольшие инсценировки. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Но для начала представители от каждой группы пройдут в костюмерную и выберут соответствующие элементы костюмов.

Дается одна минута на подготовку.

- Сели, закрыли глаза. Представьте, работает машина времени и на огромной скорости переносит нас на тысячелетия назад. Мы мчимся с огромной скоростью. 1-я остановка – древнейшее прошлое человечества – первобытность.

(Слайд 5)

1 группа.

На поляне собралось древнее племя по очень важному поводу.

Вождь: - В нашем племени произошло ужасное событие. Кто-то съел мамонта, добытого таким тяжелым трудом всего племени. Мы обречены на голод.

- Кто же виновник этого бедствия?

- Отвечайте! (Молчание) Я так и знал и поэтому пригласил Великого шамана. Он найдет вора!

Появляется шаман. Исполняет ритуальный танец под звуки бубна.Указывает на одного из племени.

- Боги указывают на тебя, несчастный!

Вождь: - Позор тебе! Мы изгоняем тебя из племени!

- Мы вновь на машине времени. Теперь мы включаем обратный ход – и вот мы уже в Древнем Риме.

(Слайд 6)

2 группа.

Учитель: В Древнеримском суде участвовали судья, обвинитель, обвиняемый, присяжные заседатели и просто зеваки.

На стуле сидит судья, к нему обвинитель тащит за руку обвиняемого.

Обвинитель: Уважаемый претор! Я обращаюсь к тебе с жалобой на моего соседа- купца, который задолжал мне деньги и не хочет отдать долг.

Обвиняемый (жалобно): О, уважаемый претор, граждане Рима! Посмотрите на меня, моих бедных детей! Я лишился всего, у меня нет денег даже на похлебку!

Обвинитель: Он лжет! У меня есть свидетель, который проходил вчера мимо твоего дома и слышал доносившийся оттуда запах жареного мяса.

Присяжные заседатели: Виновен! Виновен!

Судья: Я лишаю тебя, купец, гражданских прав и ссылаю тебя и твою семью в отдаленную провинцию на 2 года. Твой дом пойдет на уплату долга.

- Третья остановка – средние века.

(Слайд 7)

3 группа.

Герольд, два рыцаря.

1 рыцарь: О, благороднейший герольд! Я обвиняю этого недостойного в том, что он посмел охотиться в моих владениях и в моем лесу убил моего зайца!

2 рыцарь: Ты лжешь! Я охотился на своей земле, заяц был из моего леса!

Герольд: Я назначаю на завтра в 6 утра дуэль, на которой и решится, кто прав, а кто нет!

Бой на мечах. Один рыцарь упал, второй подошел, сорвал шлем, занес меч. Спрашивает:

- Признаешь ли ты неправоту или предпочитаешь смерть?

- Я хочу жить! Разлом шлема побежденного

Победитель: Я был прав!

- А теперь обратимся к истории своей страны – княжеский суд.

(Слайд 8

4 группа.

Славяне – князь, два крестьянина.

Князь: - Что вас привело ко мне, смерды?

Крестьяне: - Доброго здравия, княже!

1 крестьянин: - Прошу тебя суд судить!

Поклон

- Третьего дня пополудни разгорелся у нас спор о земелюшке – кормилице. Ведь он- то негодник межу посмел перенести на пол сажени. Урезал, отобрал земелюшку, обидел хрестьянина.

Князь: - Сужу я по законам Великого князя нашего Ярослава Володимировича и присуждаю: ты – смерд, уплатишь за порчу межевого знака 12 гривен, а мои дружинники завтрева поутру установят межу по совести.

Обобщающая беседа

- На что опираются судьи при вынесении решения? (на закон)

- Какой из этих видов суда нельзя назвать судом в полном значении этого слова? (первобытный)

- Почему? (не было письменных законов)

(Слайд 9)

Работа с документами

(Приложение 3)

- Прочтите документ 2 - 5 (по вариантам) и определите основных участников современного суда. Какую роль выполняет каждый из них?

Инсценировка «Суд над злом»

Прокурор: Я обвиняю зло в том, что оно сеет смуту, беззаконие, ложь, несправедливость, раздор. Я прошу суд навсегда изолировать зло от людей и присудить ему пожизненное заключение.

Адвокат: Я считаю, что зло заслуживает такого наказания. Но зло порождает зло. И без него мы не узнали бы, что такое добро, правда и справедливость. Ведь все познается в сравнении.

Присяжные заседатели: Виновен, но требует снисхождения.

Судья: Приговариваю зло устранить все, что оно натворило в современном мире и подружиться с добром.

Обсуждение проблемного задания

Какой суд вам показался наиболее справедливым? Почему?

Первичное закрепление

Составьте предложение с любым новым термином сегодняшнего урока.

Итоги урока

(Слайд 10)

Поставьте себе оценки за урок.

Домашнее задание.

Параграф 11, вопрос 4 (письменно) – что значит независимый суд?

(Слайд 11)