"Русь называют Святою"

Разделы: Внеклассная работа


Русь Святая зовет,
Звон плывет, как встарь.
Русь Святая живет,
Пока звонит звонарь.

Иеромонах Роман.

Цель: познакомить студентов со значением словосочетания “Святая Русь”, смысл которого непосредственно связан с внутренним миром православного человека.

Задачи: 

  • формировать духовный мир студента, его нравственные принципы силой воздействия слова “святость”;
  • воспитывать потребность сознавать себя русским человеком и признавать Святую Русь как нормальное состояние русского государства;
  • развивать духовный потенциал студентов на литературных, музыкальных и художественных произведениях, пронизанных любовью к Родине — Святой Руси.

Оборудование:

  • икона преподобного Сергия Радонежского;
  • репродукции картин М. Нестерова “Святая Русь”, И. Глазунова “Вечная Россия”;
  • магнитофон.

Литература:

  1. Арсентьев Д. З. Родной язык — живоносный источник добра и любви: Хрестоматия для 5-9 классов. — Орел, 2003. — 64 с.
  2. Бирич И. А. Философская антропология и образование: На путях к новому педагогическому сознанию. — М., 2003. — 272 с.
  3. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.
  4. Щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога. — М., 1986.

Ход урока

Звучит фрагмент песни “Бом, бом, бом” иеромонаха Романа в исполнении Ж. Бичевской (1 куплет с припевом).

Начать надо с того, чтобы осмыслить, что означает слово “Русь”. Рассматривая ряд исторически родственных слов русый, роса, рослый, русло можно сделать предположение о том, что Русь — это русло, по которому течёт жизнь рослого, т.е. крепкого русого, или светлого, чистого, как роса, славянина.

Но есть у слова “Русь” и другое значение. На Севере, где старые люди говорят по-старинному, до сих пор Русью зовут светлое, солнечное место, да и всё светлое: русая девушка, русая рожь (спелая, светлая). Значит, Русь — светлое место, Русь — страна света.

Почему же Русь называли святою ? Что вкладывалось в понятие “святая”?

Да, поистине велик русский народ… Это — тот народ, который дал праведников, подвижников, великих святых, тех, кого мы называем земными ангелами и небесными “человеками”…

Вот перед нами просветитель земли русской, равноапостольный Владимир Святой… Вот преподобный Сергий Радонежский… Это были путевожди, духовные наставники, воспитатели русского народа, великого духа народного… Он по ним учился любить Бога, любить брата своего, страшиться греха, нечестия, порока, жаждать добра, святости и правды. От этого-то русский народ и стал поистине народ-богоносец и русская земля — Русью Святой.

Давайте всмотримся в репродукцию картины Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) “Святая Русь”:

(показ репродукции картины)

  • В чем, по-вашему, суть этого полотна?
  • Что вас поразило в этой картине?
  • Как здесь проявлена святость Руси?

Русская земля и поныне — Русь Святая. Она свята не по святости, конечно, жизни своей. Много греха, много пороков вошло в жизнь её. Но по святости своих идеалов, своих светлых порывов, своей веры, своих чаяний и желаний — она и поныне Русь Святая.

Мы привыкли считать святыми людей духовно возросших, чистых, высоко нравственных. Наверное, и понимание Святой Руси связано с этими словами.

Почему это оказалось возможным?

[Звучит фрагмент 3-й части Сюиты № 3 Василия Сергеевича Калиникова

(1866-1900/1901), звучание 1 мин., 40 сек.]

Безусловно, решающее воздействие здесь оказало принятие христианства, с которым на Русь пришло и книжное знание. Русскому народу был предложен близкий по духу и смыслу старославянский язык, на который святым Константином (в монашестве Кириллом) были переведены тексты Священного Писания.

Кириллу принадлежит создание славянской азбуки — глаголицы, буквы которой он составил, используя три элемента: круг — как символ целостности и бесконечности, крест — как символ богочеловека Иисуса Христа и треугольник — символ Святой Троицы.

Глаголица изначально была создана как провиденциальная (священная, тайная) азбука и, хотя просуществовала она недолго, но была воспринята её преемницей — кириллицей, которой мы пользуемся и поныне.

  • Как вам показалось, созвучны ли прослушанный вами текст и музыкальный фон?
  • Что выражает музыка Василия Калиникова?
  • Какие главные мысли созвучны в тексте и в музыке?

На Русь с принятием христианства пришли рукописные священные книги богослужебного характера, а также книги для душеполезного чтения. И русский народ, который очень ценил книги, вплоть до XVII–го столетия читал исключительно духовную литературу.

Это не могло не сказаться на общем духовном настрое русского человека. кроме того, для него было привычным и необходимым посещение храма, непосредственное участие в церковной службе, язык которой в то время был близок и понятен.

Необходимо принять во внимание, что как и в то время, так и сегодня, наш родной язык на одну треть состоял и состоит из старославянских элементов: слов, приставок, суффиксов, оборотов речи, что и делает его языком высоко нравственным, несущим высокое духовное осмысление Творца, Его последнего творения , его (человека) предназначения и цели жизни.

Это очень глубоко понимали и чувствовали высоко духовные русские люди, в частности, — Сергий Радонежский, который в общем-то и был творцом создания Руси Святой, будучи её духовным светочем и промыслением, организовав с помощью своих учеников православных приделов России, основавших монастыри по разным городам и весям.

(Звучит Адажио соль минор Томазо Альбинони, звучание 1 мин., 40 сек., чтение на фоне музыки.)

Эти его деяния, совершенно незаметные для русского народа, тем не менее, вылились в его духовную силу, с помощью которой он и выстоял те тягости и трудности, которые в дальнейшем предстояли на его пути.

Нам сегодня сложно понять все трудности, потEги и тягости священного пути Сергия, но хоть каким-то образом осмыслить его крестный путь можно вместе с удивительным поэтическим высказыванием Федора Ивановича Тютчева:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

В первой поэтической строфе поэт отмечает наиболее, с его точки зрения, яркие черты края русского народа: бедные селенья, которые были на Руси всегда, в том числе и в наше время; скудную природу — она действительно скудна (кстати, слово скудный исторически родственно слову щадить, что в то время означало “быть скупым, довольствоваться малым”), наша природа скудна, скупа по сравнению с пышной и многоликой природой южного края; одно из самых характерных качеств русского народа — его долготерпенье: коротать жизнь в бедных селеньях, жить в бедности (а бедность связано со словом беда), терпеть беды, лишения на фоне скудной природы, но тем не менее этот край для нас, русских, родной!

И вот в этой нищете, наготе смиренной нечто сквозит и тайно светит, что недоступно пониманию иностранцев, живущих в гораздо лучших бытовых условиях и поэтому с гордостью и высокомерием взирающих на русский народ. Они озабочены бытовыми проблемами и не могут понять того, что у русского человека иные ценности — он жив верой. Верой в то, что Христос с ним, Он благословил эту землю, что Он, как и русский народ, вместе с ним в рабском, то есть таком же нищенском виде, исходил весь этот край — ведь русский человек в душе своей — вечный странник.

Да, поистине велик русский народ… Это — тот народ, который дал праведников, подвижников, великих святых, тех, кого мы называем земными ангелами и небесными “человеками”…

Вот перед нами просветитель земли русской, равноапостольный Владимир Святой… Вот преподобный Сергий Радонежский… Это были путевожди, духовные наставники, воспитатели русского народа, великого духа народного… Он по ним учился любить Бога, любить брата своего, страшиться греха, нечестия, порока, жаждать добра, святости и правды. От этого-то русский народ и стал поистине народ-богоносец и русская земля — Русью Святой.

Русская земля и поныне — Русь Святая. Она свята не по святости, конечно, жизни своей. Много греха, много пороков вошло в жизнь её. Но по святости своих идеалов, своих светлых порывов, своей веры, своих чаяний и желаний — она и поныне Русь Святая.

Это хорошо выразил в своем замечательном полотне известный российский художник Илья Сергеевич Глазунов (род. в 1930 г.)

(показ фрагмента картины)

  • Кого вы узнали на этой репродукции?
  • Какие иконы, изображенные здесь, вам знакомы?
  • Какое впечатление у вас от этой картины?

Но всю глубину и значительность тайного смысла Святой Руси, который нам с вами нужно и необходимо осмысливать, может быть выражен в словах песни иеромонаха Романа Тамберга “Русь называют святою”.

Русь называют Святою.
Поле да лес, да вода.
Церковь над тихой рекою,
И в два оконца изба.
Разрезал небо пополам
Закат багряной полосою,
И над российскою землёю
Свет тихой славы воссиял.
Взметнулись к небу стаи птиц,
Всё громче голос колокольный,
Проснулся в поле ветер вольный,—
И тихо травы полились
Тихо о чём-то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.
Там где-то озеро в лесу
Меж трав торжественно застыло
И чудом всю в себя вместило
Небес закатную красу.
А над протоками туман,
Как дым, курится над водою,
И между небом и землёю
Знак примиренья — белый храм.
Вьётся к погосту дорога,
Звон колокольный затих.
Молят усопшие Бога
О заплутавших живых.
Там в недоступных небесах
За Русь свершается молитва,
И светлым облаком покрыта,
Россия всё-таки жива.
Взыграй же, русская земля,
Взыграйте, рощи и долины,
И в поле каждая былина —
Святая родина моя!
  • Какое впечатление произвела на тебя песня?
  • В чём ты видишь святость Руси в этом тексте?
  • Почему автор не может назвать своей родиной другую землю?

Возможен кроссворд “Святая Русь”:

1. Противоположный земному.

2. Как на Севере старые люди характеризуют край (место).

3. Коса у русской девушки.

4. Одно из главных качеств русского народа.

5. Место встречи человека с Богом.

6. Кормилица русского народа.

7. Общность людей, восходящая к одному древнему роду.

8. Речная стезя.

9. Такой, в душе у которого мир.

10.Тот, кто призывает людей на встречу с Богом.

С мыслями о русском крае, России Федора Ивановича Тютчева перекликаются размышления поэта ХХ века Николая Михайловича Рубцова, которыми мы и завершим наш сегодняшний разговор о Святой Руси, России, нашей Родине:

(Звучит 103 псалом С. В. Рахманинова, звучание 1 мин., 30 сек.)

Россия, Русь — куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!