"Унылая пора! Очей очарованье!" (Стихотворения русских поэтов об осени)

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. познакомить со стихотворениями И.А. Бунина, К.Д. Бальмонта, Н.А. Заболоцкого, заинтересовать учащихся их произведениями;
  2. выявить поэтические особенности каждого из стихотворений;
  3. обозначить мотивы и образы, которые стали традиционными в стихотворениях об осени;
  4. формировать у учащихся умение читать и воспринимать пейзажную лирику;
  5. овладение учащимися техникой выразительного чтения;
  6. дать понятие об олицетворении;
  7. развивать воссоздающее и творческое воображение учащихся;
  8. совершенствование умения устно выражать свои мысли и чувства, понимание и оценку произведения;
  9. развитие речи учащихся, обогащение их лексики;
  10. развивать образное видение, эстетическое мышление, художественный вкус;
  11. помочь учащимся использовать разные способы самовыражения и открыть в себе творческие начала;
  12. создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Опережающее задание: нарисовать Осень в образе человека.

Оборудование:

  • автолитография М. Кагарова «Осень» из серии «Четыре времени года»;
  • репродукции картин русских художников: «Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» В. Поленова, «Золотая осень» И.Остроухова, «Осень» С. Герасимова, «Осень» К. Васильева, «Осенний день» Д. Налбандяна, «Осенний день. Сокольники» И. Левитана.
  • аудиозаписи концерта А. Вивальди «Осень» и «Осеннюю песню» П. Чайковского из альбома «Времена года».

Ход урока

1. Выставка работ учащихся. Чаще всего дети рисуют осень в образе женщины в желтом наряде, украшенном листьями, плодами осенней природы. Можно на уроке использовать автолитографию М. Кагарова «Осень» из серии «Четыре времени года». Рассматриваем рисунки, делимся впечатлениями.

2. Знакомство с картинами русских художников, изображающими осеннюю природу.

-Сказочную красоту золотой осени изобразили на своих картинах русские художники. Они находят особенные краски, очень яркие и красивые, чтобы нарисовать осень! Они как бы сравнивают краски осени с драгоценным блеском золота, называют осень, как и великие русские поэты, «золотой». Сравните картины художников. Какая из них вам больше нравится и почему? (Обсуждаем, какое впечатление произвели на детей картины, определяем их настроение (Детям больше нравятся светлые солнечные картины).

3. Чтение и анализ отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

-Сегодня мы узнаем, какой предстает осень в стихотворениях русских поэтов. Начнем мы со строк великого русского поэта А.С. Пушкина. Итак, отрывок из романа «Евгений Онегин».

(Чтение отрывка учителем):

1. Понравился ли вам этот отрывок? (отрывок знаком учащимся по начальной школе, поэтому он им очень нравится).
2. Какую музыку вы подобрали бы к этим кадрам? (Печальную, грустную).
3. А теперь представьте, что мы режиссеры. Мы будем снимать фильм по этому роману. Опишите кадры кинофильма, который можно создать на основе пушкинского стихотворения. Что мы снимем сначала? (Серое пасмурное небо, солнце проглядывает сквозь тучи, в лесу с деревьев падают листья, туман ложится на поля, в небе летят гуси…)
4. Отличается ли этот отрывок от ваших сочинений? (Отличается. Сочинения написаны прозой, а отрывок Пушкина – поэтический текст).
5. А как, по-вашему, лучше? (Стихами). Почему?

4. Чтение и анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад».

1. Представьте, что вы вместе с поэтом идете по описанному им густому лесу. Какие чувства вы испытаете? (Чувство восторга от красоты осенней природы и в то же время грусти, что эта красота недолговечна).
2. Какое настроение вызывает у поэта осень? (Ощущение красоты, торжественности, покоя и легкой грусти).
3. Каким предстает лес в этом отрывке? (Прекрасным, сказочным, словно терем).
4. Почему слово «Осень» Бунин пишет с большой буквы? (Осень предстает живым человеком). Как вы думаете, почему поэт назвал Осень тихой вдовой? Кто такая вдова? («Это женщина, потерявшая мужа. Она чаще всего немолода, тиха, задумчива. Осень напомнила поэту вдову).
5. Какие краски увидел поэт? (Лиловый, золотой, багряный – буйство красок.
6. Что помог вам увидеть поэт в осенней природе? (красоту осеннего леса)

5. Чтение и анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника».

1. Можно ли назвать это стихотворение веселым, грустным, радостным, торжественным, печальным? Какие слова доказывают это? (Стихотворение грустное. «Грустнее», «заплачет»).
2. В чем видит красоту природы поэт? Какие приметы осени остались в памяти? Найдите те подробности, которые делают облик родины в восприятии поэта более зримым. Обратите внимание не только на зрительные, но и на слуховые впечатления (Зрительные - брусника, птицы, деревья, солнце, цветы. Слуховые – птичий крик, плач ребенка).
3. Какой предстает Осень в этом стихотворении? (Осень похожа на ребенка. Заплачет – это значит пойдут дожди)

6. Чтение и анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Сентябрь».

1. Какие чувства охватывают поэта в начале и в конце стихотворения? (В начале – печаль, тревога, в конце – радость, просветление).
2. Зачем дана метафора: «сыплет дождик большие горошины»? (чтобы усилить ощущение ненастья).
3. Где и почему совершается перемена настроения в стихотворении? (поэт увидел ореховое деревце).
4. Почему в начале стихотворения мы видим «тополь взъерошенный, а в конце – засиявшую орешину»? (деревья в этом стихотворении предстают как живые существа).
5. С кем сравнивает ореховое дерево поэт? (с красивой молодой царевной в венце).
6. Какими красками призывает поэт запечатлеть праздник осени? (золотой и гранатовый – это цвета осени).
7. Почему в последней строфе стихотворения соседствуют слова и образы, противоречащие друг другу? (Настроение стихотворения меняется в ходе чтения, поэтому в последней строфе соседствуют слова, противоречащие друг другу («улыбка» - «заплаканное лицо»). Осень будит в человеке одновременно разные чувства).

7. Сопоставление стихотворений и картин.

-А теперь давайте вернемся к картинам. Какие картины и стихотворения показались вам близкими по настроению? (По мнению учащихся, стихотворение Бунина близко картинам К. Васильева «Осень», С. Герасимова «Осень», И.Остроухова «Золотая осень»; Заболоцкого – Д. Налбандяна «Осенний день», И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»; Бальмонта – И.И. Левитана «Золотая осень», В.Д. Поленова «Золотая осень».

8. Сопоставление стихотворений. Знакомство с приемом олицетворения.

Кому какое стихотворение понравилось? Объясните, почему?

Каково отношение поэтов к осени? (смена настроений идет по нарастающей: в стихотворении Бунина более светлое, стихотворение Заболоцкого уже грустнее, и, наконец, по мнению детей, самое печальное – это стихотворение Бальмонта).

С кем сравнивают осень поэты? (в этих стихотворениях мы встречаемся с таким приемом, когда неодушевленный предмет предстает как живой человек. В стихотворении Бунина осень – вдова, в стихотворении Бальмонта – маленький ребенок, в стихотворении Заболоцкого орешина предстает молодой царевной. Такой прием называется олицетворением).

- Олицетворение наделяет окружающие нас предметы и явления способностями и переживаниями, свойственными человеку .

9. Сопоставление стихотворений и музыкальных произведений

-Прослушайте концерт А. Вивальди «Осень» и «Осеннюю песню» П. Чайковского из альбома «Времена года». Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил родную природу. Он мог часами гулять по лесам и полям. Эти прогулки доставляли ему громадное удовольствие. В каждом времени года Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные зимние дни, когда белый снег переливается на солнце тысячами искр. Весной он радовался солнцу, и теплу, и первой зеленой травке, пробившейся из-под снега. А летом любовался цветущими лугами и слушал веселое пение жаворонков. В осенние дни Петр Ильич бродил по лесу, по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и искал под березами и елями белые грибы. Ему нравилась холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик, а в печной трубе сердито воет ветер. Настроение и чувства, навеянные картинами природы, он выражал в своей музыке (прослушивание музыки). Помогла ли вам музыка ярче представить красоту осени? Подберите музыкальные эпиграфы к стихотворениям. Какие чувства возникли у вас: грусть, печаль, радость, восторг, восхищение, веселье и др.

10. Словесное рисование

-Итак, сегодня мы познакомились со стихотворениями русских поэтов, рассмотрели репродукции картин русских художников, прослушали музыкальные произведения композиторов, посвященные прекрасной поре года – осени. А сейчас выберите одно стихотворение, которое вам больше всего понравилось и письменно словесно опишите то, что бы вы нарисовали по этому стихотворению. Какие краски вы использовали бы, чтобы нарисовать иллюстрацию.

Приведем ответы детей:

И.А. Бунин «Листопад».

«Я вижу, что березы желтого цвета стоят в золотом лесу. Елочки одиноко стоят в темном месте. Между кленами синеет небо. Лес пахнет дубом и сосной. Слышу, что листья играют, шумят. Деревья за лето высохли» (Слепцова Аня);

«Мне очень понравилось стихотворение Бунина «Листопад». Он сравнивает осень с тихою вдовой. Использует краски лиловые, золотые, багряные, пестрые, желтые, голубые, блестящие, темные, синие. Лес сравнивает с теремом расписным. Он видит деревья: березы, которые блестят в лазури голубой, как вышки елочки темнеют, клены. Он смотрит сквозь листву. Лес пахнет дубом и сосной. И как осень – тихая вдова входит в пестрый терем свой» (Иванова Катя);

К.Д. Бальмонт «Осень»

«Осень наступает, брусника поспевает, а дни стоят холодные, короткие и темные. А птицы кричат, и от их криков в сердце становится грустно и тяжело. Они от холода и ветра улетают в теплые края через моря, океаны и реки. Деревья надевают свои осенние наряды. Кто в желтый наряд одевается, кто-то еще в своем летнем наряде. Солнце смеется все реже и реже, выпуская свои теплые лучи. А цветы теряют свои запахи. Осень скоро проснется, и увянут от холода и ветра цветы» (Чиряев Валера);

«Я представляю осень маленькой девочкой, которая проснулась и плачет. Печальная соня, которой стало грустно. В лесу становится холодно, поспевает брусника. Цветы уже не пахнут. Солнце редко показывается. Стаи птиц улетают на юг, за синее море. Блестят разноцветные листья» (Нератов Петя);

«Мне понравилось стихотворение К.Д. Бальмонта. Когда я прочитал его, то меня охватила непонятная грусть, которую я почувствовал не сразу. Он сравнивает природу с человеком, например, эти строки: «Солнце реже смеется»; «Скоро осень проснется и заплачет спросонья». Эти строки мне очень понравились. В этих строках, есть что-то, пробуждающее печаль и в то же время радость. Я как будто влюбился в это стихотворение. Но эта радость продолжалась поминутно и очень скоротечна. Мне понравилось это стихотворение, потому что оно такое нежное и печальное. В нем так ярко и четко изображены мысли самого автора. Бальмонт очень хорошо выражает свои мысли» (Зырянов Витя).

Н.А. Заболоцкий «Сентябрь».

«Я вижу в этом стихотворении, как большие капли дождя сыплют на землю. Ветер все сильней и сильней, и вокруг даль грязна. Стоит тополь огромный: закрывается изнанкой листа, чтобы укрыться от дождя. Сквозь прозрачные облака летит первый луч солнца. В конце сентября засияла орешина. Вижу, как живописец трудится кистью на полотне. Говорит природа: «Нарисуй мне девушку золотой, как огонь, и гранатовой красками словно дерево красивой, беспокойной и улыбчивой на лице человека, который заплакал» (Наумова Юля).

11. Работа над выразительным чтением.

-Попытайтесь передать свои чувства и ощущения при чтении стихотворений. Представьте описанную поэтом картину природы и прочитайте стихотворение, выделяя голосом различные оттенки его чувств (Чтение стихотворений несколькими сильными учащимися).

12. Домашнее задание:

-Выучите наизусть понравившееся стихотворение и проиллюстрируйте его. Постарайтесь при чтении и при рисовании выразить настроение стихотворения.

На следующем уроке проводится конкурс иллюстраций и конкурс на выразительное чтение стихотворения.