Программа "Моя малая родина"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Концепция программы «Моя малая родина».

Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.

Специфика данной программы обусловлена изучением своего края. Особенность изучаемого курса состоит в преемственности применения. Отличительными чертами данной программы является широкое применение краеведческого материала.

Особый акцент в программе сделан на использование краеведческого материала, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как география, история, биология.

Программа адресована учащимся начальных классов, а также может быть частично использована в среднем звене. Программа рассчитана на обучение в течение 2-х лет.

В связи с отсутствием соответствующего образовательного стандарта по данному курсу, я опираюсь на собственный практический опыт.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

1. географическом положение города в области и России;
2. историческом прошлом;
3. природе родного края

Знает:

1. характерных представителей растительного и животного мира;
2. особенности реки Кии

Умеет:

1. работать с географическим атласом Кемеровской области, исторической картой;
2. владеет навыками нахождения своего города на карте Кемеровской области.

В результате изучения курса обучающийся должен знать этапы заселения территории, принципы организации работы с географической картой, решать простейшие задачи на вычисление направлений и расстояний по карте, производить наблюдение за природными объектами, пользоваться дополнительной литературой, владеть культурой речи, поведения в общественных местах.

В соответствии с этим ЦЕЛЬЮ прохождения курса является содействие формированию умений и навыков обучающихся работать с исторической и географическими картами, дополнительной литературой, создание условий для расширения кругозора, развития памяти, внимания; ознакомление с Мариинском, его окрестностями, формирование целостного представления о своем городе.

Данная программа имеет цель воспитать любовь к своей малой родине. Данный курс преследует цель нравственного, патриотического воспитания.

В ходе ее достижения решаются задачи:

- формировать систему знаний по истории города, природе Мариинска и его окрестностей

- совершенствовать умения, навыки обучающихся работать с географической, исторической картами, дополнительной литературой

- расширять кругозор, развивать память, внимание, культуру речи, поведения; творческий подход при проведении практических работ, экскурсий, выполнении творческих заданий.

Особое место отводится самостоятельной работе при выполнении заданий творческого характера.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и внеклассные занятия, экскурсии.

Оценка знаний, умений, навыков проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы по основным разделам курса.

Курс завершается выполнением творческих работ в IV четверти. Учащиеся должны предоставить выполненную творческую работу.

Программа курса «Моя малая родина» общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года.

Курс рассчитан на 34 час лекционно-практических занятий во втором классе.

Учебно – тематический план.

Наименование разделов, тем. Количество часов. Формы работы.
РазделI. История заселения и освоения земли Мариинской. 3  
Мариинская земля в древности. 1.1 экскурсия
Освоение земли Мариинской. 1.2  
Герб города Мариинска. 1.3  
Раздел II. Природные условия и ресурсы. 7  
Географическое положение. 2.1.4.  
Рельеф, полезные ископаемые. 2.2.5 Практическая работа
Внутренние воды. 2.3.6. Практическая работа
Климат . 2.4.7. Практическая работа
Растительность. 2.5.8. Практическая работа
Животный мир. 2.6.9. Практическая работа
Охрана природы. 2.7.10.  
Раздел III. Административное деление. Население. 2  
История административного деления. 3.1.11.  
Национальный состав населения. 3.2.12. Практическая работа
Раздел IV. Хозяйство города. 7  
Современная экономика. 4.1.13.  
Промышленность. 4.2.14.  
Сельское хозяйство. 4.3.15.  
Транспорт. 4.4.16.  
Социальный комплекс. 4.5.17.  
Архитектура города. 4.6.18.  
Экологические проблемы. 4.7.19.  
Раздел V.Историческое наследие. 3  
Памятники археологии и культуры. 5.1.20.  
Памятники архитектуры (ул. Ленина, Советская, Рабочая). 5.2.21. Экскурсия
Памятники истории. 5.3.22.  
Раздел VI. «Командировка в семью». 4  
Как давно твои родители живут в нашем городе. 6.1.23.  
На какой улице ты живешь и что знаешь о ее названии. 6.2.24.  
Любимое место твоей семьи в городе. 6.3.25.  
Где и кем работают твои родители. 6.4.26.  
Раздел VII. Мы наблюдаем. 6  
Река Кия. 7.1.27. Экскурсия
Погода . 7.2.28. Экскурсия
Растительность. 7.3.29. Экскурсия
Животный мир. 7.4.30. Практич. работа
Влияние человека на окружающую среду. 7.5.31. Экскурсия
Обработка данных экскурсий. 7.6.32.  
Оформление творческих работ. 33.  
Итоговое занятие. 34.  

 Контрольные материалы.

1. В какой части Кемеровской области расположен Мариинск?

А. в южной В. в западной
Б. в северной

2. На севере Мариинский район граничит с :

А.Красноярским краем              В. Томской областью
Б. Новосибирской областью

3. Ветви какого дерева изображены на гербе города Мариинска?

А. тополя     В. осины
Б. березы

4. Рельеф окрестностей Мариинска:

А. горный
Б. равнинный

5. Река Кия относится к бассейну реки:

А. Оби         В. Волги
Б. Енисея

6. Река Кия вскрывается ото льда :

А. в марте     В. в апреле
Б. в мае

7. В окрестностях Мариинска располагается заказник по охране:

А.бобров         В. соболей
Б. медведей

8. Мариинск является городом с памятниками архитектуры:

А.XX века     В.XVIII века
Б. XIX века

9. Раньше на месте нашей школы располагалась:

А. ничего                          В. рыночная площадь
Б. тюремная больница

10. В городе Мариинске больше памятников, связанных с событиями:

А. Великой Отечественной войны
Б. Гражданской войны

Перечень ключевых слов:

1. Административное деление
2. Архитектура
3. Географическое положение
4. Заселение
5. Национальный состав
6. Охрана природы
7. Памятники археологии
8. Природные условия
9. Промышленность
10. Сельское хозяйство

Список литературы для обучающихся:

1. Атлас для школьников. Кемеровская область. Роскартография, 2002.
2. А.И. Ильичев, Л.И. Соловьев. География Кузбасса. Кемерово,1996.

Список литературы, используемый педагогом:

1. Ф. Зеленин. Земля Мариинская. Кемерово, 1999.
2. С.Е. Копылов, Ф.С. Лапкин. Город на Кии. Кемерово,2004.
3. А.И. Ильичев, Л.И. Соловьев. География Кузбасса. Кемерово,1996.
4. Л.И. Соловьев. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области. Кемерово,2003.