Интеллектуально-деятельностная игра "Восхождение к вершинам Знаний"

Разделы: Математика, Начальная школа


Пояснительная записка к серии уроков.

К созданию серии уроков в рамках интеллектуально-деятельностной игры «Восхождение к вершинам Знаний» привела необходимость создания оптимальных условий для развития у младших школьников творческого интеллекта, поисковой деятельности, формирования рефлексивных способностей, что создает основы учебной самостоятельности. Данная серия уроков направлена на формирование навыков взаимодействия, сотрудничества через использование групповых форм организации творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время. Процесс обучения может протекать с различной интенсивностью приложения сил, познавательной активностью и самостоятельностью школьников. В одних случаях он носит характер репродуктивной деятельности, в других - поисковой, творческой. Данная серия игр призвана влиять на конечный результат - уровень приобретенных знаний и умений, воспитывать у детей доброжелательное отношение к людям, их эмоционального принятия, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Серию игр предлагается реализовать в рамках предметных декад:

  1. Декада математики – «Восхождение к Математическому Олимпу»
  2. Декада языковых знаний – «Восхождение к вершинам Русского языка»
  3. Фестиваль Искусств – «Прикосновение к Прекрасному»
  4. Экологическая Декада - «Познание Великой тайны Природы»

Задачи 1 игры «Восхождение к Математическому Олимпу»:

  • Создать условия для развития познавательного интереса к математике. Закрепить полученные знания и практические умения в нестандартных игровых формах организации деятельности.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение учеников.
  • Способствовать становлению и формированию основ саморазвития, саморегуляции, самовоспитания необходимых для становления личности школьников, проявления учениками коммуникационных навыков.

Данные задачи реализовываются через организацию 4-х уроков, обеспеченных наглядностью, необходимым комплексно-методическим обеспечением.

Рисунок математического Олимпа создавал зрительный образ продвижения вверх, к вершинам Знаний. Дети эмоционально приняли возможность участия в игре. Каждое занятие сопровождалось индивидуальными маршрутными листами с набором заданий для индивидуального и парного выполнения. После того, как задание выполнено, детям предлагается выразить свое отношение к ним. Из предложенных слов-настроений выбирали то, что подходило к их состоянию. Рефлексивная самооценка показывала, насколько успешными, организованными, самостоятельными ощущали себя дети. Свое самочувствие дети имели возможность выразить через «улыбку» на листочке бумаги и вся гора «Математический Олимп» покрывалась настроением ребят.

Анализируя данную форму организации познавательной деятельности учащихся, пришла к выводам:

  1. Целенаправленно организованная познавательная деятельность вызывает большой эмоциональный отклик у учащихся, на фоне которого эффективно формируется познавательный интерес, мотивация учебной деятельности, развивается ответственность, творчество.
  2. Как урочная, так и внеурочная деятельность подчинялась законам игры, школьники проявили желание не просто участвовать, но и победить.
  3. Взаимодействие с родителями наполнилось новым содержанием – прослеживалось здоровое игровое соперничество.
  4. Дети, испытывающие затруднения в освоении знаний в интеллектуально – деятельностной игре имели возможность проявить свои творческие способности, получив веру в свои силы.
  5. Реализовалась возможность осуществления личностно-ориентированного подхода и становление учебной самостоятельности школьников.

Участие детей во всех формах игры отслеживалось в Экране Успеха.

Каждое выполненное задание и творческий продукт оценивались в баллах:

- выпуск информационного математического листа;
- маршрутный лист №1, №2, №3;
- математическая сказка;
- создание фигурок из цифр;
- составление задания другу;
- математическая Олимпиада;
- подведение итогов.

По итогам игры выявлены и награждены победители, выбран лучший математик класса.

Целевые установки познавательно-деятельностной игры: в игровой форме закрепить вычислительные навыки изученных способов решения выражений, задач, совершенствовать навык вычерчивания отрезков заданной длины. Развитие познавательного интереса к математике, развитие психических процессов (памяти, мышления, воображения, внимания); способствовать развитию учебной самостоятельности, уверенности, умение мобилизовать себя на решение поставленных задач. Формировать целеустремленность, желание работать в команде, саморегуляции, самоконтроля.

Комплексно-методическое обеспечение:

- рисунок горы Олимп;
- набор цветных фишек для подсчета баллов;
- экран успеха;
- маршрутные листы с заданиями на каждого ученика, на каждый день;
- поощрительные фигурки.

Формы организации познавательной деятельности: коллективные, в парах, индивидуальные, групповые.

Примерное описание первого дня познавательно-деятельностной игры:

Тема: Знакомство с игрой «Начало восхождения».

Цели: закрепить вычислительные навыки изученных способов решения; развитие творческой активности при составлении примеров друг для друга и по образцу; способствовать проявлению взаимопомощи

1. Объяснение правил игры.

Ребята! В школе проводится декада математики. Эта наука для всех ребят, кто хочет стать умным, сообразительным, внимательным и готовым помочь своему товарищу и прийти на помощь. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру, где можно проявить все эти качества и многому научиться.

Как и любая игра, она имеет правила.

Игра называется «Восхождение к математическому Олимпу»

- Что обозначает название Олимп?

Это высокая гора, где по легенде жили Боги. Туда могли подняться только самые выносливые, здоровые, умеющие помочь друг другу и очень добрые люди. Я предлагаю подняться на наш Олимп, проявив умения применить полученные знания, смекалку, решительность, дисциплину, взаимовыручку.

Играть будем 4 дня. Каждый день, выполняя определенные задания, будем подниматься на высоту, набирая баллы за задания. Эти баллы будем записывать на специальный экран. Все творческие задания будут оценены баллами. К концу нашего восхождения выявим победителя, кто наберет наибольшее количество баллов.

Готовы? Начинаем!

2. Первый этап.

Проверка снаряжения

Для математического Олимпа главным инструментом будут знания вами чисел и законов числового ряда.

На своих маршрутных листах:

1 задание – с числами

- Записать все числа от 11 до 25.

- Записать числа от 96 до 84.

- Отгадать порядок ряда и продолжительность, написав 3 числа (у детей на листах 23, 34, 45, ….)

Придумать свой ряд с закономерностью и предложить своему другу по парте догадаться, по какому правилу его составили, и, если он догадался, поставить на листочке +, а я при проверке добавлю балл.

3. Второй этап.

С числами мы разобрались, ориентируемся в числовом ряду хорошо, переходим к подъему на Математический Олимп. Постарайтесь быть очень внимательными, при подъеме найти ошибку в примерах:

5+6=11 7+42=46 49-20=19
12-4=7 4+8=12 94-50=44
12+20=42 90-5=75 18-9=9
18-8=10 15+35=50 31-10=20

Не забывайте помогать друг другу, если товарищу трудно - предложите свою помощь.

Оцените работу товарища.

4. Третий этап.

Предлагаю составить магический квадрат.

Кто уже знает, что это такое?

Сначала поучимся вместе.

4 5 1
5 1 4
1 4 5

Попробуйте теперь сами составить магический квадрат на своих маршрутных листах.

5. Пятый этап.

Рефлексия первого дня.

- Какие чувства вы испытали, когда я вам предложила эту игру? (интересно, забавно, настороженно, грустно, азартно).

- Какое задание понравилось больше всего?

- Оцените свои усилия при выполнении задания?