Особенности изучения раздела "Формирование первоначальных представлений о слове" в 1-м классе якутской школы (система Эльконина–Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Особенности изучения раздела “Формирование первоначальных представлений о слове” в 1 классе якутской школы

(система Эльконина - Давыдова)

В учебном плане якутской общеобразовательной школы, как и в других национальных школ Российской Федерации, русский язык и литература всегда занимали весьма значительное место.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский в русском языке видел неисчерпаемую сокровищницу знаний, лучшего истолкователя окружающей ребенка природы и жизни людей. Он писал: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”. Поэтому К.Д.Ушинский считал первоочередной обязанностью учителя начальных классов развитие “дара слова”. (Ушинский К.Д. Собрание сочинений, том 6,. М-Л., изд-во АПН РСФСР, 1949. С.263)

Но в настоящее время жизненной необходимостью является не только двуязычие, но и многоязычие – умение пользоваться в равной мере двумя-тремя языками: и родным, и русским, и иностранным. В соответствии с такой необходимостью основной целью изучения русского языка в якутской школе является практическое овладение им как средством общения в устной и письменной форме, умение разговаривать, читать и писать на нем.

Изучение русского языка начинается в 1 классе. В сельскую школу приходят дети коренной национальности – якуты с разным уровнем владения русским языком. В селе нет русской языковой среды. Дети редко слышат русскую речь, по-русски говорить им приходится только в школе на уроках русского языка, а дома слышат только по телевизору, по радио. Поэтому отсутствие русской языковой среды создает особые трудности при обучении первоклассников русскому языку.

Развитие русской речи первоклассников – непременное условие общего развития детей. На уроках русского языка формирование логического мышления учащихся неразрывно связывается с развитием речи, с расширением кругозора. Обучение детей русскому языку по системе Эльконина-Давыдова значительно активизирует учебную деятельность, развивает интерес детей к познанию окружающего мира, создает возможность для осуществления самой непосредственной связи между знанием и умением, применением знаний в практике. Все это наиболее полно отвечает требованиям нашей школы в период модернизации содержания образования.

Обучение русскому языку – это не только изучение морфологии, орфографии и пунктуации, но и работа по развитию речи. Таким образом, каждый раздел русского языка должен изучаться с учетом расширения словаря детей, совершенствования и развития связной устной и письменной речи учащихся.

Обучение грамоте представлено в программе РО русскому языку пятью разделами. Первый и второй – добуквенный период. Третий и четвертый – собственно букварный этап. Пятый раздел посвящен систематизации изученного.

Первый раздел “Формирование начальных представлений о слове” является подготовительным. Однако значение его исключительно велико, так как именно здесь происходит выделение в сознании ребенка собственного предмета курса русского языка – слова.

Основная цель первого раздела программы – выяснение номинативной функции слова – достигается путем последовательного решения следующих задач:

  • разграничение слова и вещи (предмета);
  • выделение номинативной функции слова;
  • формирование представления о коммуникативной функции слова;
  • расширение сведений о номинативной функции слова;
  • формирование представления о связном сообщении;
  • знакомство со способом вычленения отдельного слова из предложения;
  • представление о служебных словах.

Таким образом, в течение подготовительного периода учащиеся получают первоначальные представления о номинативной функции слова, о предложении, о словах разных и формах одного и того же слова, о способах выделения слова из речевого потока, о словах знаменательных и служебных. В результате такого специального обучения позиция ребенка относительно речи приобретает теоретический характер: ученик начинает выделять и элементы речи, и ее законы и осознанно оперировать ими.

Ко всем этим задачам в условиях развивающего обучения добавляется задача формирования учебной деятельности учащихся, в рамках и посредством которой обеспечивается их развитие как субъектов учения.

Таким образом, обучение русскому языку в 1 классе развивающего обучения является одной из самых трудных и сложных методических проблем. Требует от учителей якутских школ разработки экспериментального материала, позволяющего на основе знания уровня владения русским языком детьми подготовительных групп, проводить последовательную систематическую работу по развитию речи первоклассников.

Одной из характерных особенностей изучения этого раздела “Формирование первоначальных представлений о слове” является ее органическая связь с якутским букварем (автор Колесова А.Н.) И это не случайно: единым теоретическим материалом, едиными моделями речевых упражнений овладевают как на уроках якутского языка в добукварный период, так и на уроках русского языка.

Взаимосвязь с якутским букварем состоит, прежде всего, в том, что параллельно русскому языку решается задача формирования у младших школьников их учебной деятельности.

Однако раздел “Формирование первоначальных представлений о слове” назначенный для русскоязычных детей является недостаточным материалом для обучения якутоязычных детей. Недостатки заключаются в том, что дается мало часов для изучения понятий о предмете, признаке и действий.

Таким образом, представляется необходимым внесение дополнений в содержании раздела. Вместе с тем, нужно учесть что эти нововведения требуют, в свою очередь, изменений и в якутском букваре, чтобы обеспечивалось параллельное прохождение одного и того же материала как в якутской так и на русском языках.

Определение задач и путей развития речи первоклассников возможно только на основе объективных данных об уровне словарного запаса детей. Каждый год в апреле, мае учителями начальных классов проводится обследование в подготовительной группе детского сада по определению словарного запаса и выявлению уровня развития мышления и речи.

Сравнительный анализ результатов диагностики по определению словарного запаса детей подготовительной группы детского сада “Чэчир”

Из общего числа детей 3-4 детей имеют высокий уровень словарного запаса, 68% детей владеют удовлетворительно. Дети знают названия отдельных предметов. Однако, они затрудняются в составлении словосочетаний, а также отвечать на вопросы.

Причиной такого разного уровня словарного запаса детей подготовительной группы являются следующие:

  • отсутствие языковой среды в селе;
  • низкая посещаемость детьми детского сада;

Исходя из вышеизложенного, мне хотелось бы подчеркнуть необходимость разработки экспериментального планирования раздела “Формирование первоначальных представлений о слове”, позволяющего на основе знания уровня владения русским языком детьми подготовительных групп, проводить работу по обогащению словарного запаса, по развитию связной русской речи на основе якутского букваря. (См. таблицу)

Опыт работы по системе Эльконина-Давыдова убедил нас в том, что решение проблем развития речи зависит от создания необходимых условий. Системность лексики предоставляет возможность для обогащения словарного запаса первоклассников по определенным темам, позволяет пополнять и разнообразить речь выразительными средствами (антонимами, синонимами, омонимами).

Сопоставление лексических систем русского и якутского языков с целью выявления основных различий и совпадений в лексике позволяет прогнозировать и предупредить появление лексических ошибок в русской речи первоклассников.

Таким образом, представляется необходимым внесение дополнений в содержание раздела “Формирование первоначальных представлений о слове”. Вместе с тем, нужно учесть, что эти нововведения требуют в свою очередь изменений и в якутском букваре, чтобы обеспечивалось параллельное прохождение одного и того же материала, как в якутском, так и на русском языках.