Урок по теме: "Времена года. Зима – покой природы" (по предмету "Окружающий мир")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с зимними явлениями природы и жизнью животных и растений зимой.
  • Развивать навык выявления особенностей живой и неживой природы.
  • Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • Таблички с названиями групп живой природы.
  • Картинки для текста, видеокассета “Времена года” и “Жизнь животных зимой”, листочек с рисунком зимнего окна, кружочки из бумаги, (красный и синий), конверты с картинками животных, названия месяцев (декабрь, январь, февраль), листочки с текстом, картинки животных (лиса, заяц, лось, волк). Кормушка, костюмы (шалька – Мороз Иванович, платочек – Рукодельница, станочник, клей, краски, ножницы, салфетки, плакат с пословицей.
1. Сообщение темы урока. Кассета с видеозаписью зимы.
– Какое сейчас время года? (зима).
Стихотворение “Чародейка Зимою” Ф.И. Тютчева.
“Времена года”
(видеозапись – зимний пейзаж)
3) Тема урока “Времена года”
“Зима - покой природы”.
2. Повторение пройденного.
1) Тест: (У каждого листочек с картинками предметов)).
а). Красный точкой отметить предметы, которые относятся к живой природе; Листочки картинками предметов живой и неживой природы.
б). Назвать предметы живой природы; (дятел, бабочка, еж, дерево).
в) Взаимопроверка по образцу (образец показать).
2. Беседа.
Назовите признаки живой природы? Название групп
На какие 5 групп делится живая (показать названия на фоне доски)
  • человек
  • животные
  • растения
  • грибы
  • бактерии
3. Игра. “Живая и неживая природа”. Красный кружочек – живая природа.

Синий кружочек – неживая природа.

/Учитель называет предметы/.

Красный и синий

Кружочек.

3. Работа над новым материалом.
1) Вступительная беседа. Листочек с рисунком зимнего окна.
- Понаблюдали за зимней природой из окна.
(У каждого ученика листочек с рисунком зимнего окна)
- Какой первый месяц зимы? (декабрь) Название месяцев.
- Какой второй зимний месяц? (январь).
- Какой месяц заканчивает зиму? (февраль).
(Прикрепляются на доску названия месяцев).
- Какой сейчас зимний месяц? /Январь/
- Какую пословицу подобрали о январе?
(Январь – году начало, зиме – середина)
- Почему так говорят?
2) Стихотворение о январе.
Работа по табличкам в тетрадях Таблица в тетрадях
- Какое сегодня число?/28/
- Назовите время восхода солнца. (9 час 14 мин).
- Какова долгота дня? (8 час 31 мин)
- Назовите время захода солнца? (17 час 45 мин)
- Когда был самый короткий день? (22 декабря)
- Сколько длился этот день? (17 час 13 мин)
4) Работа на листочках (зимнее окно) Краски и кисточки
а)
- Как светит зимнее солнце? (неярко)
- Как греет зимнее солнце? (слабо)
Подберем цвет зимнего солнца и нарисуем на листочке солнце.
б)
- Какое небо зимой? (серое)
Подберем цвет зимнего неба и закрасим все окно.
в)
- Почему небо зимой часто серое и тёмное? (Часто идёт снег).
- Что такое снежинки? (водяные пары)
Тайна рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяными
Парами поднимается высоко в небо, водяной пар превращается
в воду. Она на морозе замерзает и принимает форму снежинок.
Форма у них разная, но они имеют шесть лучей.
5) Практическая работа.
а) Вырезаем снежинки из салфеток. (повторяем правила работы с ножницами) Салфетки, ножницы, клей.
б) Наклеиваем на листочек дорожку из снежинок.
(Нижняя часть окна)
6) Работа над сказкой “Мороз Иванович”
Снег – не только зимнее украшение, но и теплая одежда для растений.
Мы читали сказку В. Ф. Одольского “Мороз Иванович”
- Как звали девочек? (Ленивица и Рукодельница)
- Что значит имя – Ленивица?
- Что значит имя – Рукодельница?
- Какая беда приключилась с Рукодельницей?
- Куда она попала?
Послушаем отрывок из сказки и ответим на вопрос:
- Что удивило Рукодельницу во дворце у Мороза Ивановича?
(Чтение по ролям отрывка из сказки)
- Почему, Мороз Иванович не выпускал травку?
Нарисуем травку под снегом.
(работа на листочках)
7) Работа над пословицей.
Много снега – много хлеба.
- Почему так говорят?
8) Стихотворение К. Д. Бальмонт “Снежинка”
9) Работа на листочках.
Укроем деревья снегом. Все окно покрываем белой краской)
Работа над стихотворением
10) Снег – не только одеяло для растений, но и для животных.
Есть животные, которые ждут зиму, чтобы уснуть под снегом.
Как на горке – снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на ёлке – снег, снег.
И под ёлкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь. Конверт с рисунками животных.
Тише, тише… Не шуметь.
- Кто спит под снегом?
(Приклеиваем картинку с медведем под снежинки).
Работа над текстом (чтение по цепочке).
- Как проводит медведь зиму?
Медведь спит в берлоге пять месяцев. Всё это время он обходится без пищи. Медведь запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство - мёд. В середине зимы у медведицы появляются медвежата. Они питаются молоком матери и находятся в берлоге до весны. Спят медведи чутко. Листочки с текстом
- Столько, месяцев в берлоге спит медведь?
- Что он запасает на зиму?
- Нужна ли ему пища зимой?
- Чем питается медведь летом?
- Какое любимое лакомство?
- Когда у медведицы появляются медвежата?
- Чем питаются медвежата?
- Как спят медведи?
- Что значит чутко?
12) Барсуки и бурундуки тоже впадают в спячку. Они заранее готовят себе запасы. Любят зимой проснуться и полакомиться. Барсук себе на зиму сушит лягушек, мышей, насекомых.
Бурундук носит семена растений, ягоды. (Самостоятельное чтение)
- Чем отличается спячка барсука и бурундука от спячки медведя?
- Чем питается барсук? (подчеркнуть)
- Чем питается бурундук? (подчеркнуть)
(Приклеим картинки бурундука и барсука под снежинки)
13). Кто дольше всех спит зимой?
(Прочитать текст)
Дольше всех спит ёж. В сентябре он закрывается в норку. Спит ёж до конца апреля.
- В каком месяце залегает в спячку?
- В каком месяце просыпается?
(Укроем под снегом. Приклеиваем под снежинки)
- Какие животные залегают в спячку?
Физкультминутка.
14). Работа с книгой.
Животные, которые не залегают в спячку, но делают себе запасы на зиму.
Рассказ в книге (Бобры)
- Где живут бобры?
- Какое дерево особенно любит?
- На что похож хвост бобра?
- Что запасают себе на зиму?
- Где зимуют бобры?
(Устроим его под дерево (приклеиваем) видеозапись “Жизнь животных зимой”. Кассета
Белки.
- Где живут белки?
- Что припасают на зиму? Кассета
- Как передвигаются с ветки на ветку?
- Чем укрываются в холодную погоду?
(Посадим около дупла (приклеиваем на дерево)
видеозапись “Жизнь животных зимой”
- Какие животные делают на зиму запасы?
15). Совсем трудно тем животным, которые не залегают в спячку и не делают запасы. Целыми днями они ходят по лесу в поисках пищи.
1. Загадка.
Летом серый – зимой белый. (заяц_ Картинка
- Что спасает зайца?
- Что он меняет на зиму?
- Чем питается заяц?
(приклеиваем)
2. Загадка.
Рыжая птичница
В деревню пришла.
Всех кур пересчитала. (Лиса)
Картинка
- Что спасает зимой лису?
- Чем питается?
(приклеиваем)
3. Загадка.
- Кто зимой холодной Картинка
Бродит в лесу злой и голодный? (Волк)
- Что спасает волка?
- Чем питается?
(приклеиваем)
4. Загадка.
Кто на своей голове лес носит? (Лось)
- Что спасает лося зимой ?
- Чем питается?
(приклеиваем)
- Какие животные не залегают в спячку и не делают запасы?
16). Трудно зимовать птицам.
Многие улетают в тёплые края. Картинка
- Как называют этих птиц? (перелетные) (перелётные, осёдлые)
Но не так страшен для птиц холод, как голод.
Птицы, которые остаются зимовать с нами, называются осёдлые.
(Голубь, ворона, сорока, воробей)
- Чем они питаются зимой? (шишками, ягодами рябины)
Мы должны заботиться о птицах. Делать кормушки.
(приклеиваем)
Итог урока.
(Посмотрите на своё окно)
- Какое солнце зимой?
- Какое небо зимой?
- Какие животные залегают в спячку?
- Какие животные делают на зиму запасы?
- Какие животные не залегают в спячку и не делают запасы?
- Как мы должны заботиться об осёдлых птицах?.
Получилось у каждого своя картинка зимней природы в окне
(показывают свои работы).
- С каким настроением вы смотрите в это окно?
(поднимают карточки настроения).
Урок окончен!