Зачетная система проверки знаний, умений и навыков обучающихся по физике

Разделы: Физика


Содержание

  1. Введение.
  2. Дидактические функции проверки и учета знаний и умений обучающихся.
  3. Уровни проверки. Их использование в процессе проверки знаний, умений и навыков обучающихся.
  4. Зачетная система проверки знаний, умений и навыков обучающихся по физике.
  5. Методика подготовки зачета.
    1. Формы зачета.
    2. Зачет по “маршруту”.
    3. Урок – зачет (с использованием домино).
    4. Урок – зачет “Квартальный отчет в НИИ”.
  6. Заключение.
  7. Приложение.
  8. Литература.

1. Введение

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность, эффективность обучения, и естественно, что разные стороны ее привлекают постоянное внимание педагогической науки.

Организация проверки и учета знаний существенно влияют на результативность занятий обучающихся предметом, тщательность выполнения заданий. Обучающиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому проверка оказывает воспитывающее действие, которое трудно переоценить.

В практике работы учителя физики, как и учителя других предметов, наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков обучающихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, стремясь поставить большое количество оценок. Другие учителя, наоборот, недооценивают проверку, сводя ее преимущественно к фронтальной устной и письменной формам.

В зависимости от подхода к проверке изменяется ее содержание.

При использовании фронтальной устной формы учитель проверяет в основном репродуктивные знания, а в контрольных работах – умение применять их на практике при решение задач. В связи с этим оценки, выставленные школьникам различными учителями, неодинаковы по своей значимости, различны (по значимости) по качеству.

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся – сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя и ребят. Для ребят он сложен в психологическом плане, а для учителя – в теоретическом, методическом и организационном отношении.

В данной работе я попыталась привести в систему, описать, различные методы проверки знаний и умений обучающихся в форме зачетов. Попыталась доказать, что сочетание различных форм проверки приводит к активизации умственной деятельности школьников, наиболее полной реализации педагогических возможностей проверки и повышению ее полноты и объективности.

2. Дидактические функции проверки и учета знаний и умений обучающихся.

    Знания и понимания дидактических функций проверки, их конкретизация к учебному предмету – физике позволит учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил строить проверку, достигать должного эффекта.

    Обычно выделяют следующие функции проверки:

    Контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

    Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения.

    Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.

    Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации обучающихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными обучающимися и классом в целом.

    Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании следующих черт – честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.

    Рассмотрим подробнее обучающую функцию проверки применительно к физике как учебному предмету. Первый раз учитель физики проверяет усвоение новых знаний сразу же после их объяснения. Его внимание обращено на понимание и усвоение главного, существенного в материале, на этом главном заостряется внимание школьников. На данном этапе проверки учитель не только отрабатывает знания школьников, но и учит их умению выделять в изученном существенное, главное, умению производить “сортировку” материала. В процессе выявляется структура учебного материала. По мере постановки учителем вопросов выявляется самое основное в разобранном материале.

    Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала учитель предлагает рассказать о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется также функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное, включать в рассказ показ опытов и их объяснение. В зависимости от цели рассказа, поставленной учителем, обучающиеся будут по разному строить свой ответ. При неоднократном возвращении к ранее изученному материалу происходит углубление, расширение и упрочнение знаний, отработка умений и навыков, формирование и отработка умственных действий – сравнения, обобщения, классификация, анализа, синтеза и т.п., что очень важно для развития мышления обучающихся. Активное и сознательное участие школьников в процессе проверки достигается организацией самостоятельной работы обучающихся, активизацией их умственной деятельности и т. д.

    Для реализации рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений обучающихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета, что выполняется, если проверка плановая. Под объективностью проверки понимается такая ее постановка, при которой устанавливаются подлинные, объективно существующие знания обучающихся по проверяемым вопросам программы.

    Как показывают наблюдения, полнота проверки часто учителями не осуществляется, многие стороны знания не подвергаются проверке. Например, не проверяется умение переносить новые знания в уже изученную ситуацию и применять уже изученное в новой ситуации, хотя сформированности этого умения способствует развитию мышления школьников, более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых на уроках физики явлений, дает экономию времени на изучение сходных физических явлений. Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом уроке: все обучающиеся классы обязаны слушать вызванного ученика и высказывать свои замечания по его ответу. Стимулом учебного труда является справедливая его оценка. Функции проверки проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени. За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, итак как к моменту проверки формирование знаний не завершено, что обусловлено как возрастным и индивидуальными особенностями обучающихся (различные быстрота восприятия, объем памяти, уровень развития мышления, познавательный интерес, мотивация и т. п), так и определенными закономерностями самого процесса формирования знаний.

    За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию также еще и потому, что в процессе проверки происходит исправление ошибок в содержании, логике ответов, а также в речи обучающихся.

    Признание за проверкой лишь какой-то одной функции приводит к искажению природы проверки, делает ее односторонней. Только при гармоническом сочетании контролирующей, обучающей, ориентирующей и воспитывающей функций выполняется назначение проверки как этапа обучения. Естественно, что функции проверки на различных этапах процесса обучения проявляются в разной степени.

3. Уровни проверки. Их использование в процессе проверки знаний, умений и навыков обучающихся.

    Обучая всему и проверяя сразу все, нельзя достигнуть цели обучения (конечной или промежуточной). Необходимо определить ступени, уровни, через которые обязательно должны пройти все обучающиеся при формировании знаний, умений по каждому вопросу программы любого учебного предмета. Только при последовательном переводе учащихся с одной ступени знаний на другую можно быть уверенном, что проделана необходимая работа для предупреждения появления пробелов в знаниях обучающихся.

    В связи с этим важно выделить уровни проверки, которые позволят определить конкретные результаты обучения и осуществить с определенным уровнем. Одновременно уровневая система будет служить орудием 9инструментом) практической деятельности учителя.

    В соответствии требованиями программы по физике и стабильных учебников, выделяют следующие уровни проверки, применяемые при обучении физике в VII – XI классах.

    I уровень низший, предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение опирается в основном на память.

    Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

    1. Умение описывать устно или письменно физическое явление (например, явление теплоотдачи, опыта, иллюстрирующие это явление).

    2. Знание отдельных фактов истории физики.

    3.Знание названий приборов и области их применения (например, амперметр – прибор для измерения силы тока.)

    4. Знание буквенных обозначений физических величин.

    5. Знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на схеме и чертежах.

    Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение обучающимися знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется автоматизированного учета.

    При достижении обучающимися II уровня предполагается:

    1. Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления.

    2. Знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи.

    3. Знание и понимание определений физических величин (например, удельной теплоемкости вещества, скорости, ускорения).

    4. Знание единиц величин, их определений (например, за единицу силы в СИ принимается сила, которая телу массой 1 кг сообщает ускорение 1 м/с).

    5. Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания.

    Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются репродуктивно-рефлекторные задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысливания. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность обучающихся, чем при выполнении заданий на I уровне.

    III уровень определяет конечную цель обучения:

    1. Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений (например, на основе молекулярных представлений о строении вещества объяснить изменение агрегатного состояния вещества, диффузию газов, давление газа).

    2. Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу однородных явлений (например, зависимость числа электронов, вылетающих из металла за 1с под действием света, тот энергии светового пучка: зависимость энергии электронов, вылетающих из металла под действием света, о длины волны света).

    3. Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи.

    4. Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы (например, для доказательства зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела следует взять динамометр, сосуд с жидкостью, два тела одинаковой массы, но разного объема).

    5. Умение производить расчет, пользуясь известными формулами.

    6. Представление об историческом развитии отдельных разделов физики (например, о развитии представлений о волновой и квантовой природе света, о развитии взглядов на теорию строения вещества).

    7. Сформированности “технических приемов” умственной деятельности: умение читать книгу, находить нужные сведения, составлять план ответа т.п.

    Для проверки знаний, соответствующих 3 уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на продуктивные знания, но требует глубокой осмысленной деятельности, знания приемов умственной деятельности, умения применять их. При выполнении заданий этого уровня используются психологические операции – воспроизведение, узнавание, широкий перенос.

4. Зачетная система проверки знаний, умений и навыков обучающихся по физике

Совершенствование учебного процесса породило в последние годы новую для средних школ форму знаний обучающихся –зачеты по предметам. Зачетная система представляет сочетание текущей проверки знаний, умений и навыков каждого ученика с зачетом по основным темам курса физики.

Зачет, является основной частью зачетной системы, проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым обучающимся.

Необходимость проверки знаний основных положений темы после ее изучения обусловлена, во – первых, что учащиеся к моменту текущей проверки еще до конца усваивают материал, и. во – вторых, тем, что, изучив все вопросы темы, обучающиеся начинают воспринимать ранее изученное с новых позиций, лучше понимать взаимосвязь изученных явлений.

Отбор тем зачета определяется его целью, значимостью учебного материала для познания физики. Число тем, по нашему мнению, должно быть строго ограничено.

Возможные темы зачетов

IX класс

1. Общие сведения о движении. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.

2. Законы движения. Силы в природе.

3. Законы сохранения в механике.

4. Механические колебания и волны.

X класс

1. Температура и ее изменение. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Первый закон термодинамики

2. Описание и объяснение процессов взаимного превращения жидкостей и газов, жидкостей и твердых тел с точки зрения молекулярно кинетической теории строения вещества.

3. Электрическое поле.

4. Законы постоянного тока.

5. Магнитное поле.

Знание по темам “Поверхностное натяжение жидкостей”, “Твердые тела” можно проверить на уроках – семинарах, так как теоретические положения, на которых обосновано объяснение этих явлений, уже будут проверены у каждого школьника на зачете по соответствующим темам. Для обобщения знаний по теме “Электрический ток в различных средах” желательно провести урок – конференцию.

XI класс

1. Механические и электромагнитные колебания.

2. Механические и электромагнитные волны.

3. Производство, передача и использование электрической энергии.

4. Геометрическая оптика.

5. Световые кванты. Действие света. Атом и атомное ядро.

По теме “электромагнитная индукция” отдельный зачет не проводится так как основные вопросы темы органично входят в зачет 1.

Тема “Производство, передача и использование электрической энергии” вынесена на отдельный зачет, так как она имеет огромное политехническое значение. Кроме того на ее изучение в ХI классе отводится малое количество времени школьники не успевают приобрести по этой теме основательные знания: они путают генератор и двигатель, двигатель и трансформатор, не могут объяснить принцип действия генератора, трансформатора их назначение. Одна из возможностей обратить внимание учащихся на эту тему — провести по ней отдельный зачет.

В зависимости от содержания учебного материала, его особенностей зачеты могут быть письменным и устными.

В практике работы учителей зачет нередко проводится следующим образом. Из числа заранее известных учащимся вопросов учитель выбирает какой — то один и вызывает одного из ребят к доске. Его ответ слушают и обсуждают все остальные. Таким образом последовательно разбираются все вопросы, составляющие содержание зачета. При таком проведении зачета большая часть ребят остается пассивной. Это очень плохо. Учащиеся, слушая ответ товарища, узнают уже известное им, т.е. психологическая операция воспроизведения заменяется узнаванием, и учащимся кажется, что они хорошо знают тему. Кроме того, зная, что будут проведены знания отдельных учащихся, некоторые из них готовятся к зачету недобросовестно. Положительным при таком проведении зачета является только то, что все учащиеся слушают ответ учащегося и обсуждают его.

Не рекомендую я и проведение такой формы зачета: каждый из учащихся отвечает учителю на какой — то один вопрос из заранее известных. На мой взгляд, при этом происходит большая потеря учебного времени для каждого учащегося: ответив на один вопрос (3-4 мин.) он затем уже ничего не делает и ждет звонка.

По моему мнению, зачет — массовая форма проверки знаний, умений и навыков учащихся. Следовательно, учителю необходимо на зачете проверить знания всех обучающихся класса по основным вопросам. Это можно сделать двумя способами: либо увеличить время проверки, либо увеличить число проверяющих. Увеличение времени на зачет автоматически приводит к проведению его во внеурочное время, что совершенно не допустимо, поскольку вызывает серьезную перегрузку учителя и учеников, нарушает учебную работу по другим предметам, так как в день проведения зачета и на следующий обучающиеся приходят на уроки не подготовленными.

Итак мы приходим к выводу, что зачеты по темам нужны для проведения зачета целесообразно привлекать ребят (ассистентов).

Методика подготовки зачета

Формы зачета

1. Зачет — экзамен — принимают несколько комиссий, в них входят 2 сильных ученика данного класса или несколько из разных параллелей. Сдают экзамен по билетам.

2. Групповой зачет — класс делится на несколько групп, уровень подготовленности обучающихся разный. Даются каточки с заданиями. Вопросы должны быть взаимосвязанными по теме. Отмечают на свои вопросы по очереди. Члены группы слушают, исправляют, дополняют и оценивают ответ.

З. Зачет — “карусель” (групповой зачет “конвейер”) — принимают члены комиссии, каждый из них выслушивает только один вопрос. Зачетные листы на себя заполняют учащиеся, в них — номера вопросов. Члены комиссии ставят в них оценки. Учитель или члены комиссии по набранной сумме баллов выставляют общую оценку за зачет.

4. Зачет по маршруту — создаются три комиссии учащихся. Первая проверяет степень усвоения теоретического материала (можно по принципу “карусели”). Вторая (из 2 учеников) проверяет решение различных задач. Третья проверяет умение планировать и проводить практические работы. Ученики делятся на три группы, получают маршрут движения и сдают зачет, переходя в указанное время, из одной комиссии в другую. В маршрутных листах делаются отметки о сдаче каждой части, а затем выводится оценка.

5. Зачет — аукцион — проводится по основной теории курса. Сумму баллов получит ученик, последним заполнивший ответ на поставленный вопрос. Разнообразят зачеты элементы игры: лото, лабиринты и т.д.

6. Зачет “по вертикале” — принимают участие учащиеся младших и старших классов. Работают в парах “старший — младший”. Зачет принимают по определенной карточке или теме.

7. Зачет “по горизонтали” — принимают один параллельный класс у другого в парах “ученик — ученик”, либо несколько учащихся из параллельного класса по отдельным темам или карточкам у всех членов другой группы.

8.Зачет “вертушка” — проводится в группах переменного состава, где в роли экспертов — координаторов могут быть учащиеся разных возрастных групп или учителя школы.

Зачет “по маршруту”

Зачет — массовая форма проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Следовательно, учителю необходимо на зачете проводить знания всех учащихся класса по основным вопросам темы.

Это можно осуществить двумя путями: либо увеличить время проверки, либо увеличить число проверяющих. Я выбираю второй путь (на зачете присутствуют 4 ассистента)

Класс делится на группы по 5 человек. Вторая группа приглашается через 15 минут, третья — через 30минут (после второй); через 30 минут после третьей. В итоге зачет не более 2 часов (что приемлемо для ассистентов)

Маршрут учащегося представляет из себя прохождение трех этапов.

1) Знание теории; знание буквенных обозначений физических величин; знание единиц физических величин, их определений.

2) Умение производить простейшие расчеты, пользуясь изученными формул Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи.

3) Знание и понимание законов физики их математической записи. (решение более сложных задач) На первом этапе работу ведут ассистенты из числа учащихся.

При подготовке ассистентов к зачету работа учителя заключается в проверке знания ими данной темы, сформированности умений: в определении группы вопросов, которую каждый ассистент будет проверять у товарищей; в уточнении его деятельности на зачете: как организовать проверку знаний товарища?

Работа ассистентов поднимает их веру в себя, в свои возможности, повышает уважение товарищей ученику, проработавшему ассистентом, уже неловко плохо отвечать на уроках. Конечно еще будут срывы, будут неуверенные ответы и нерешенные задачи но начало росту положено. За несколько дней до зачета ассистент, ответив учителю на вопросы по всей теме, узнает что и как он будет проверять у товарищей на зачете. Он имеет возможность еще раз просмотреть материал по учебнику, уточнить с учителем и товарищами неясные ему вопросы, продумать как он будет вести опрос к зачетному уроку каждый ассистент под руководством учителя подготавливает учетную карточку, (приложение 2) из которой видно, кто проверял знания в каком классе и когда. В карточке отмечаются фамилия ученика, вопросы, допущенные ошибки. Графа “замечания” очень важна. Сопоставив замечания с оценкой, учитель может определить, соответствует ли поставленная оценка ответу. Проанализировав замечания по всем карточкам, учитель получает представление по вопросам, усвоенным учащимися не совсем хорошо. Эта графа имеет большое психологическое значение для учащихся, так как они понимают, что в процессе работы над следующей темой учитель в знаниях по предыдущему материалу.

Подготовка учащихся класса к зачету начинается с первого урока по данной теме. Учитель сообщает, что после изучения темы (указывает число) состоится зачет, на который будут вынесены следующие вопросы (вывешивает их в кабинете физики). (Приложение 3) В процессе изучения темы неоднократно учащимися о зачете, спрашивает, кто из них как готовится. Это психологически подготавливает учащихся к зачету, к необходимости тщательно заниматься из урока в урок. Накануне зачетного урока учитель уточняет, что каждый учащийся должен принести на урок (логарифмическую линейку, таблицы физических величин, ручку, несколько чистых листов бумаги и т.п.).

До зачета учитель намечает “маршрут” каждого учащегося на зачете и время, необходимое ему для выполнения всех заданий.

Рассмотрим на примере зачета в 9 классе. Общий бюджет времени — 20 минут. Организационный момент — 10 минут. Теоретический материал каждый учащийся отвечает 15 минут, решает задачи 20 минут, для проведения итогов зачета— 15 минут.

Маршрут учащегося представлен на схеме (приложение 6). Из схемы видно, как распределяются обучающиеся класса между различными видами работ; какое время отводится на смену работ; проверку; знания скольких учащихся проверяются одновременно; количество ассистентов.

Во время устного опроса ученику задают 3-4 вопроса. Если обучающийся испытывает затруднение дается возможность повторить материал. Если учащиеся успешно преодолел 1 этап он допускается ко 2-му; где занят решением задач, (приложение 4) а затем к третьему этапу (приложение 5). Необходимо, кроме того, предусматривать дополнительные задания для учащихся, сумевших сдать зачет раньше своих товарищей.

В дальнейшем учитель наблюдает за деятельностью обучающихся, при необходимости помогает ассистентам, следит за выполнением временного графика. Если кто-то из учеников не укладывается во времени при выполнении задания, то ассистент и учитель решают, как поступить в каждом конкретном случае. Решение зависит от причины задержки.

За 10-15 минут до конца зачетного урока учитель просит всех учащихся занять свои места и высказать по работе ассистентов, а ассистентов высказать претензии к отвечавшим. Это обязательно нужно делать в конце каждого зачета, чтобы предупредить различные разговоры о придирках ассистентов, их предвзятости, приучить учащихся к принципиальному и честному разбору разногласий, т.е. этот момент в проведении зачета несет большую нравственную нагрузку.

После уроков учитель перенесет оценки с карточек в журнал, указывая вид работы.

Урок — зачет
(с использованием домино)

Одним из приемов, которым я проверяю усвоение изученной темы, — дидактическая игра “Домино”.

Она позволяет одновременно с контролем знаний “прокрутить” материал несколько раз, что позволяет лучше усвоить его.

Класс делю на группы 3-4 человека. Каждой предлагаю комплекты физического домино. Что переставляет из себя домино? Карточка делится пополам на одной половине вопрос, на другой ответ для предполагаемого вопроса. В карточке ! только вопрос, левая сторона пустая. В последней карточке только ответ правая сторона пустая. Рассмотрим на примере зачета в 9 классе по теме “ Законы Ньютона”.

Цели зачета : познавательные

— Побуждать учащихся думать, логически рассуждать, творчески применять свои знания, развивать свои знания, развивать любознательность и потребность в знаниях.

Урок состоит из 5 этапов

Этап 1 Группы перемешивают (тасуют карты (приложение 1) и самостоятельно начинают раскладывать домино. Если не все карточки разложены, то ищут ошибки

Этап II Заполняют таблицы. На основе разложенной “цепочки” карточек домино учащиеся делают записи в таблице: по сути происходит переписывание в таблицу содержания. Каждой пары “вопрос — ответ”. Для быстроты заполнения таблицы члены группы должны разбить цепочку домино на зоны, а остальное перепишет у соседа во внеурочное время.

№ п/п Вопрос Ответ
     

Этап III Группы тасуют карточки и по команде учителя начинают вновь раскладывать их по тем же правилам, но с одной разницей на время. При этом заглядывать в записи, учебники группа получит штрафной балл. Первыми закончившие работу — дополнительно 1 балл. Вторыми и третьими 0,5 балла Этап I (Экспресс — опрос) Группы перемешивают свои карточки. Учитель берет любую и зачитывает вопрос — учащиеся ответ. Если неправильный влево, а если правильный — вправо, сомнительно — в колоду.

Я считаю, что такой метод контроля полезный: он позволяет синтезировать уроки проверки и закрепления знаний, предоставляет ученику самостоятельно работать, пользуясь вместе с тем поддержкой членов группы, позволяет строить работу по этапам, видоизменение заданий разнообразить деятельность, что исключает механическое запоминание, шаблоны.

Игра развивает инициативу, активность, чувство коллективизма, память, внимание.

Урок — зачет “квартальный отчет в НИИ”

Будь внимательным! Как часто звучат эти слова на уроке!

Но хорошо известно, что важно не столько призывать учеников быть внимательными, сколько создавать условия для поддерживания внимания, научить ребят управлять своим вниманием в течении всего урока. Возможные пути решения этой задачи. Я предлагаю при обобщении знаний по теме, если урок построен с элементами игры.

Цель: обобщение знаний по большой теме курса; развитие внимания учащихся, умение выделять главное; развитие критического отношения к изученному, воспитание сознательного отношения к учебе

Ход игры.

В НИИ (название) проходит квартальный отчет сотрудников с последующим награждением лучшей лаборатории. Заранее известны требования к докладам — отчетам: наиболее полное представление темы с четким выделением главного: оформление темы чертежами, схемами, рисунками. Особенностью доклада является то, что в нем содержится ряд ошибок, которые находят и исправляют сотрудники других лабораторий.

Цель работы конференции выявить лучшую лабораторию института победителя в соревновании.

Каждой группе учащихся за два урока до конференции дается задание подготовить доклад по одному из вопросов прошедшей темы. Для этого руководитель группы четко распределяет обязанности между своими товарищами: одни работают над докладом, другие готовят эксперимент, третьи — чертежи ит.д.

Каждая лаборатория НИИ имеет в классе свой стол, где заранее подготавливается все необходимое.

На уроке представители лабораторий по очереди выступают с докладами, которые сразу же становятся предметом обсуждения остальных сотрудников НИИ.

Право выступать предоставляется ((ПО кругу”, так как первые естественно имеют преимущества в обнаружении ошибок. Каждая ошибка может принести очко либо той лаборатории, которая ее найдет и исправит, либо тому, кто вставил ее в доклад так удачно, что никто не смог ее обнаружить.

Для подсчета ошибок доска делится на 4-5 (по числу групп) частей с названиями групп и докладчик фиксирует указанные или ненайденные ошибки в определенной части доски.

Группа, набравшая наибольшее количество очков, награждается. В качестве награды может быть использован поощрительный балл.

Данную деловую игру следует проводить после зачета по теме когда каждый из учащихся уже разобрался в материале и может активно включится в работу.

Опыт показывает, что процесс нахождения ошибок увлекает учащихся. Они очень внимательны на уроке и к концу его осознают жизненную значимость своих знаний. На уроке изменяется мотивация поиска ошибок: их надо найти не только для того, чтобы показать свои знания, но и во имя общего успеха. Изменения мотивов поиска ошибок приводит к тому, что школьники учатся замечать и свои собственные ошибки, критически анализировать своим успехи и промахи.

Заключение

Правильное использование зачетной системы предполагает тщательное продумывание и планирование проверки до начала изучение тем. При планировании учитель определяет, какой учебный материал когда и в какой форме будет проверен в процессе изучения темы: уточняет какой учебный материал по этой теме и в какой форме следует вынести на зачет. Это делает проверку всесторонней, глубокой, полной и регулярной, что обеспечивает ее объективность, а самое главное учитель приучит школьников к систематической, планомерной работе по изучению учебного материала, обеспечивающей получение глубоких, прочных знаний.

Литература:

1. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. г. Москва, Просвещение, 19988 г, стр. 85-97, стр. 111.

2. Бабанский Ю.К. Методика обучения в современной общеобразовательной школе. г. Москва, Просвещение, 1985 г., стр.91-97.

3. Физика в школе №2, 1987 г, Из опыта осуществления Дифференцированного подхода к учащимся при преподавании физики. Стр. 44-45.

4. Физика в школе №2, 1993 г. Дифференцированный подход к учащимся на зачетах и экзаменах. Стр. 32-33.

5. Физика в школе № 6, 1996 г. Дифференцированный зачет в 10 классе. Стр. 32-33.

6. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителя. Под редакцией В.Г. Разумовского. г. Москва “Просвещение”, 1993 г.

7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. О.В. Оноприенко. г. Москва “Просвещение”.

8. Гезеев В.В. Зачеткые баллы, там же стр. 116.

9. Жиделева С.А. Методика Подготовки зачета. Вечерняя школа ЗЧ стр.22.

10. Розенфельд Е.А. Из опыта работы учителей Казахской ССР. Препод. Истории в школе. №5-88, стр. 62.

11. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.

12. Симонов В. Народное образование 6-97, стр.56-61.