Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка

Разделы: Начальная школа


Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю и учащимся при овладении английским языком. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащихся.

Проанализируем некоторые из них.

1) Изучение лексики.

При введении и отработке тематической лексики, например, продукты, одежда, животные и т.д., я использую компьютерные программы “Tell Me More Kids”, “Английский дома и во дворе”, “Английский – несерьезные уроки”.

Этапы работы с компьютерными программами: демонстрация, закрепление, контроль.

Рассмотрим эти этапы на примере компьютерной программы “Tell Me More Kids”[1].

На первом этапе – введение лексики, например, по теме “Продукты”. Используя демонстрационный компьютер, я выбираю режим: на экране появляются картинки, изображающие продукты. Затем следуют названия этих продуктов. Учащиеся смотрят и слушают.

На втором этапе идет работа по отработке произношения и закреплению лексики. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии нескольких компьютеров учащиеся работают индивидуально, используя наушники и микрофон. На экране появляется график. Ученики стараются произносить слова и фразы так, чтобы графики их голосов были похожи на график образца, таким образом отрабатывая произносительные навыки и интонационное оформление речи. Закрепление лексики проводится в играх, создающих речевую ситуацию и тем самым мотивируя учащихся к употреблению этой лексики. Например, при работе над темой “Продукты”, я предлагаю ученикам побывать в роли официантов и поваров в кафе, в котором они должны принять заказы и обслужить виртуальных посетителей. Посетители делают заказ, например, “Give me some juice, please”. Ученик выбирает из набора продуктов нужный и приносит посетителю. Или: в нескольких холодильниках спрятаны продукты, ученик должен запомнить, в каком холодильнике нужные продукты и принести их. В этих играх учащиеся развивают умение воспринимать английскую речь на слух, развивают память. Если учащиеся работают индивидуально, то компьютер выдает результат каждого ученика. Это помогает контролировать усвоение материала.

При изучении числительных я предлагаю ученикам такую игру: они должны помочь своим виртуальным друзьям сделать покупки, выбирая различные предметы в магазине. При этом они должны помнить, что общая стоимость покупок не должна превышать суммы, указанной в кошельке.

При изучении лексики по теме “Цвета” я использую раскраски. Компьютер называет цвет, а ученики раскрашивают картинку.

2) Обучение диалогической речи.

Для обучения диалогической речи я использую компьютерную программу “Tell Me More Kids”. В программе содержатся многосерийные мультфильмы по каждой теме, в которых главные герои ведут диалог с использованием лексики по теме.

Пример диалога по теме “Ежедневная жизнь” (3 класс):

I m brushing my hair.

I'm washing my face.

Hi Jill, hurry up.

I' m coming.

It's eight o? clock.

It' s time to go to school.

Let's go.

Учащиеся смотрят мультфильм, выбирают героя, роль которого они хотят озвучить. Затем каждый ученик тренируется в произношении реплик своего героя, используя наушники и микрофон. Здесь идет работа над произношением и интонационным оформлением высказывания, что очень важно в речевом общении. После этого учащиеся озвучивают мультфильм по ролям. На следующем этапе можно предложить учащимся разыграть эту речевую ситуацию, идет этап драматизации. Они сначала воспроизводят диалог с опорой на текст, затем инсценируют его самостоятельно. Следующий этап – это контроль диалогической речи после работы над мультфильмом. Учащиеся составляют свой диалог (получив задание с описанием похожей речевой ситуации), варьируя лексику по данной теме.

3) Обучение письму.

Этот вид работы решает задачу правильного написания английских слов и предложений. Компьютерная обучающая программа “Tell Me More Kids” содержит множество кроссвордов, филвордов, разорванных слов и предложений. Программа “Английский – несерьезные уроки” содержит задания, в которых дети могут нарисовать поздравительную открытку для своего друга и правильно подписать ее. В программе “Tell Me More Kids” я предлагаю такое задание – ученики должны составить поезд из вагончиков ( вагончики – это слоги, а поезд – это целое слово; или вагончики – это слова, а поезд – это целое предложение). Мои ученики очень любят и такое задание: нужно за определенное время написать по памяти слово или предложение. Здесь учащиеся тренируют орфографические навыки, а также учатся работать на клавиатуре.

4) Отработка грамматических явлений.

Все обучающие компьютерные программы так или иначе предусматривают отработку определенных грамматических структур. Большинство из них содержат игровые задания по работе с разными грамматическими явлениями: утвердительные и отрицательные предложения, структуры there is/there are, предлоги и т.д. В программе “В гостях у кролика” я предлагаю ученикам такое задание: они должны вылечить больных животных, а для этого им нужно собрать лекарство, которое компьютер выдает за каждое правильно выполненное задание. Например, нужно выбрать и подставить в предложение нужную форму глагола to be, to have, поставить глагол в Present Continuous Tense и т.д.

Для поиска информации учащимися может использоваться Интернет. При работе по теме “Животные” (4 класс) ученики выполняли творческие работы по теме “Животные Африки”. Сначала мы с учениками вспомнили, каких животных уже изучили. Ребята называли a crocodile, a lion, an elephant и т.д. Затем я показала им на экране картинки животных, которых еще не изучали и карточки с названиями этих животных по-английски: flamingo, gazelle, gorilla, hippopotamus, panther и т.д. Названия этих животных очень похожи на русские, поэтому ребятам было легко догадаться, какое слово к какому животному относится. После этого мы закрепили новую лексику в играх, загадках. Затем ученики должны были описать понравившееся животное, для чего им было необходимо найти информацию. На данном этапе использовалась электронная энциклопедия “Рубрикон”. Учащиеся искали информацию о нужном животном ( вес, рост, где обитает, чем питается, примерная численность), затем составляли сообщение на английском языке и делали творческий отчет.

Образец сообщения: The giraffe lives in Africa. It is yellow and black. It has got short hair. It weighs 800 kilos. It is 5 metres tall. It eats the leaves from the trees.

Компьютерные технологии обучения дают возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления школьникам учебной информации, позволяют осуществлять гибкое управление процессом обучения. При организации работы с компьютерными средствами обучения обязательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Отметив положительные стороны использования компьютера, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Поэтому использование пусть самых удачных мультимедийных средств не может заменить живое общение на уроках английского языка.

Используемые электронные пособия:

  1. “Английский Дома и во Дворе”. – “Compedia Ltd” 2004
  2. “Tell me More Kids – правильный английский”. – “Новый диск” 2002
  3. “В гостях у кролика”. – “Руссобит Паблишинг” 2000
  4. “Рубрикон”. – http://rubricon