Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание окончаний имен существительных единственного числа"

Разделы: Начальная школа


Обобщение.

Цели урока:

  • обобщить знания об окончании имен существительных единственного числа, отработать правописание окончаний;
  • развивать память, орфографическую зоркость;
  • воспитывать интерес к родной речи.

Оборудование: фотографии зимней природы, рисунки следов на снегу, карточки обратной связи (гласные е-и), конверты, в которых лежат карточки со словами для составления предложений, бумажные снежинки, листы с текстом для каждого учащегося, записи на доске.

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

На доске фотографии зимней природы.

Учитель читает стихотворение.

Средь мрачной ночи невидимкой
Надолго в гости нам сама
Пришла неведомой тропинкой
Царица холода – зима.

У.: О каком времени года это стихотворение?

Д.: Это стихотворение о зиме.

У.: Возьмите лист с текстом. Прочитайте про себя. О каком времени года идет речь в этом тексте? Слова какой части речи отсутствуют в тексте?

Д.: Отсутствуют имена существительные.

У.: Что такое имя существительное?

Как изменяются имена существительные?

Назовите постоянные признаки имени существительного?

Как изменяются имена существительные?

Для чего нужно знать склонения и падеж имен существительных?

После ответов детей учитель говорит: прежде чем написать подходящие имена существительные мы повторим правописание окончаний имен существительных единственного числа. А сделаем это, совершив небольшое путешествие по зимнему лесу.

II. Чистописание.

У.: Что записали на первой строчке?

Д.: Мы написали два имени существительных зима и иней, а так же падежные окончания существительных единственного числа.

У.: В каком падеже у существительных первого склонения окончание –и? –е?

В каком падеже у существительных первого склонения окончание _ой, -ей?

Какие окончания у существительных второго склонения в Т.п? П.п.?

Что знаем об окончании имен существительных третьего склонения?

III. Работа по теме урока.

1. Распределение слов по столбикам

У.: Представьте, что мы гуляем по лесу. Зима. Мы вышли на поляну. Пошел снег.

Ученики читают наизусть стихотворение “Первый снег”.

У.: Я повторю некоторые имена существительные из этого стихотворения, а вы запишите их в три столбика, в зависимости от склонения.

У.: Голова, запах, платок, крепость, горка.

Проверка выполнения работы. Ученики объясняют, как они определяли склонение этих имен существительных. Так же при проверке объясняются орфограммы в данных словах.

У.: Что нужно знать кроме склонения для написания окончаний имен существительных?

Назовите контрольное слово для первого склонения.

Д.: Земля.

У.: Назовите контрольное слово для второго склонения.

Д.: Слон.

У.: Почему мы их выбрали в качестве контрольных слов?

Д.: Потому что окончания этих слов ударные.

У.: Объясните свои действия при написании окончаний имен существительных.

Д.: Первый шаг – определяю склонение имени существительного.

Д.: Второй шаг – подставляю контрольное слово.

Д.: Третий шаг – контролирую себя, определяю падеж и вспоминаю окончание существительного в этом падеже.

2. Выборочное списывание

У.: Мы полюбовались на первый снег. А теперь обратим свой взор на деревья. Прочитаем об этом стихотворение.

На доске записано стихотворение:

На сосне и на б...рез... –
Бахрома.
Белой пряж..й
Их запутала з...ма.
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на березе
И сосне.

У.: Что это за пряжа, которой зима украсила деревья?

С чем сравнивает автор иней?

Что такое бахрома?

Напиши первые два предложения, вставь пропущенные буквы.

После записи проводится проверка.

Учащиеся еще раз рассказывают правила о правописании окончаний имен существительных единственного числа.

3. Письмо под диктовку

У.: Полюбовавшись красивыми деревьями, давайте посмотрим на ровную скатерть снегов.

Что можно зимой увидеть на снегу?

Д.: Зимой на снегу можно увидеть следы зверей и птиц.

У.: По следам можно многое узнать, не зря В.Бианки называл следы на снегу “зимней книгой природы”. Запишите предложения.

На скатерти снегов видны следы зверей и птиц. От елки к елке прыгала шустрая белочка.

Учащиеся объясняют написание окончаний имен существительных и другие орфограммы. Еще раз проговаривают правило.

4. Работа с карточками обратной связи

Учитель читает предложения, учащиеся называют существительные с безударным окончанием и показывают его на карточке. Один из них объясняет.

Вот вьется по опушке след лисы.

У тропинки след вороны.

На сучке дуба сидит дятел.

Можно читать зимнюю книгу следов до следующей метели.

5. Работа в группах

У.: прочитав страницу снежной книги, посмотрим на соседнее дерево. Мы заметили какие-то красные пятна. Что это может быть?

Д.: Это снегири, наши зимние гости.

Ученики достают из конвертов карточки со словами и составляют 2 предложения.

Медленно перелетают снегири от рябинк… к рябинк…. На ветк… дерева они похожи на красные фонарики.

Первое предложение записывают в тетрадь, объясняют написание окончания существительных, разбирают предложения по членам и указывают части речи.

6. Работа в парах

У.: Мы засмотрелись на снегирей. Но вдруг налетел ветер. Закачались деревья. С веток полетел снег. Одна снежинка упала вам на руку. Посмотрите на нее.

Учащиеся берут бумажные снежинки, на обратной стороне которых написаны имена существительные с пропущенными окончаниями.

У.: Если вы правильно вставите окончания, снежинка не растает.

7. Промежуточный итог урока

8. Работа над текстом

Вел…колепен вид зимней природы. После ночной ________ наступает спокойный рассвет. У ________ вьюга посеребрила ________ светлые косы. На ________ сосны пышная снежная шапка. Солнеч…ные лучи осыпают иней х…лодным ________ алмаз…ных огней. Он переел…вается всеми цветами ________ Нал…тел ветер. В чистом м…розном ________ заискрилась снежная пыль. Солнце село. Только луна осв…щает т…шину зимней ________.

Вьюга, блеск, радуга, березка, макушка, иней, воздух, ночь.

9. Итог урока

10. Домашнее задание: списать текст в тетрадь, доказать окончания имен существительных.