Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"

Разделы: История и обществознание


“Искусны в ремесле и сражении.
Три бохайца равны одному тигру”

Цели и задачи:

  • Расширить знания о государстве Бохай: его связи с другими государствами.
  • Показать уровень развития культуры бохайцев.
  • Определить занятия населения.
  • Развитие аналитических способностей учащихся.

Оборудование:

  • раздаточный материал (фрагменты учебного пособия А.Л. Анисимова, Ю.В. Васильева, А.Ю. Завалишина “ История Дальнего Востока. Эпоха средневековья (V – первая половина XVII века)” - “Частная коллекция”, Хабаровск, 2002 г).
  • Ж.Ю. Мовчан, Т.В. Ноздрюхина “Рабочая тетрадь к региональному курсу по программе В.А. Кошелева. – Благовещенск, Амурский ИППК, 2005 г.”
  • глоссарий.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

Мы продолжаем изучение темы “Государство Бохай”.

Вспомните, у кого сосредоточена вся власть в Бохае?

Продолжите фразу “Бохай удивительное государство, потому что это государство не одной столицы, а …” (ответ: пяти)

Откройте рабочую тетрадь, задание 27.

27. Напишите столицы государства Бохая (698-926 годы) (приложение №1)

III. Изучение новой темы.

Сегодня тема нашего урока. “Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами”. Определите цель нашего урока.

Эпиграф урока.

“Искусны в ремесле и сражении.
“Три бохайца равны одному тигру”

Как вы понимаете эти слова в эпиграфе?

Записываем первый пункт плана, он соответствует названию таблицы.

Вычертите таблицу.

Прочитайте текст документа №1 (Приложение №2) и заполните таблицу.

Хозяйственная деятельность населения Бохая”

Земледелие

(что выращивали)

Садоводство

(что выращивали)

Скотоводство

(кого разводили)

Охота и рыболовство Ремесло
Гречиху, ячмень, Просо, чумизу, рис, Бахчеводство. Абрикосы, вишни, сливы. Быки. Коровы. Лошади. Караси; охота на тигров, леопардов, медведей, зайцев, диких кошек, красных собак, горностаев и т.д. Сталь, ювелирные изделия, кузнецы, оружейники, гончары, строители, солевары.

Выполните задание 38 рабочей тетради.

Попробуй узнать, что изготовили бохайские ремесленники? (Приложение №3)

Слово учителя:

Культура и искусство Бохая вобрали в себя достижения его народов: когурёсцев, мохэсцев, шивэйцев, китайцев других народов.

Храмы, административные здания и дворцы строились в соответствии с архитектурными традициями, характерными для Китая и корейских государств того времени. Широкое распространение получила китайская иероглифическая письменность.

О значении грамотности и образования в жизни Бохая говорит тот факт, что юношам из высших слоев запрещалось жениться до того, как они овладеют искусством стрельбы из лука и грамотой. Для получения более высокого образования аристократическую бохайскую молодежь посылали учиться в Китай.

Сделайте вывод об уровне развития культуры.

Вывод:

В VII-IX веках народы Бохая достигли высокого уровня развития. Образцы их творчества по уровню исполнения сопоставимы с произведениями мастеров Китая и Японии. Достижения бохайцев в области искусства позволяют поставить культуру Бохая в один ряд с культурами других народов Восточной Азии.

Учитель: Посмотрите на таблицу. Мы не написали ещё одного занятия бохайцев. Какого? (торговля)

Учитель:

В мирное время развивалась торговля как внутри страны, так и с соседями Бохая. Денежного обращения как внутри Бохая, так и в отношениях с другими странами в то время ещё не было. Это был обмен. С другими государствами обменом занимались посольства, которые в ходе бесед с государями решали многие спорные вопросы, что позволяло избежать лишних кровопролитий.

Записываем в тетрадь второй пункт плана.

Отношения с другими государствами.

Посмотрите на карту задания 27 рабочей тетради, (Приложение № 1) определите, с какими государствами обменивались посольства Бохая.

Сделайте схему в тетради.

Основные связи Бохая.

 

Слово учителя.

С Китаем у бохайцев одно время были очень напряжённые отношения, они даже воевали в 733 году, сил не хватило ни у одной из сторон, одержать победу, поэтому государи пришли к выводу, что благоразумнее поддерживать дружеские отношения.

Отношения с Японией были более миролюбивыми. Согласно японским документам, 727 году Да Уи отправил к микадо (японскому императору) по морю посольство в составе 26 человек. Корабль, на котором плыли послы, достиг берега острова Хонсю.

Посмотрите на карту задания 27, определите, из какой столицы отправляли бохайцы послов?

Слово учителя.

В начале 728 года микадо принял бохайцев в Киото — древней столице Японии. Они передали ему подарки и вручили грамоту от Да Уи, где, в частности, сообщалось: "Я, Уи, почтительно извещаю государя, что хотя живу далеко и в другой стране, тем не менее, сохраняю к нему уважение. Уверен, что владения микадо будут вечно процветать, так как люди его следуют заветам предков. Приношу извинения, что до сего времени не посылал грамоты, и прошу соблюдать обоюдный мир по-прежнему..."

Что собою представляло судно, на котором могли достигнуть берегов Японии?

(ученику было дано предварительное задание: найти ответ на задание 33.)

33. ТОРГОВЫЙ ГОСТЬ. Что такое джонка?

Торговый гость на джонке вдаль умчится,
Шумит под ветром быстрая вода.
Его сравню я с перелетной птицей:
Вот он исчез — не видно и следа.

(Приложение №4)

Ли Бо. Династия Тан (VIIIX века). Перевод А. Гитовича.

Ученик. ДЖОНКА (малайское djong, искаженное китайское чуань — судно), грузовое деревянное парусное (2-4 мачты) судно с приподнятыми широким носом и кормой. Паруса четырехугольной формы; грузоподъемность до 600 т. Распространено в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Парусное устройство судов в то далекое время еще не позволяло мореплавателям двигаться против ветра.

Поэтому в Японию бохайские мореходы могли попасть только с попутными ветрами в осенне-зимнее время, а вернуться домой - в летнее. Всю зиму бохайцы были гостями японского императора. Об этом свидетельствуют и японские хроники, и археологические раскопки.

Учитель: Откройте задание 33, выполните вторую часть задания.

Согласно летописным источникам, всего Японию посетили 34 бохайских посольства, японцы посетили Бохай 13 раз. Обмен подарками и подношениями заменял торговлю. Все участвовавшие в нём стороны стремились обмениваться равноценными подарками.

Определи, что привезли бохайцы, а что получили взамен. Аргументируй свой ответ.

ответ: Бохайцы Японский император.
7 шкур омуси (род медведя)

6 шкурок соболя

30 топоров

30 мер мёда

30 штук тафты, сотканной из шёлка пополам с дикой коноплёй

50 кусков тесьмы

300 штук обыкновенной ткани

Слово учителя.

Некоторые посольства состояли из 300 и более человек. Среди них чиновники, военачальники, поэты и музыканты. В честь бохайских гостей устраивались пиры, спортивные соревнования.

Выполните устно задание 30.

З0. Рассмотри внимательно рисунок (Приложение № 5)прочитай стихотворение, определи, чем занимались в свободное время бохайцы. Почему этому занятию они придавали большое значение?

Прекрасный вид ясным утром в весеннюю пору цветения;

Посольские гости, воспользовавшись, удобным случаем, вышли на передний двор;

Клюшки мелькают в пространстве, и кажется,

Не молодой ли это месяц-мяч мчится по земле, как метеор.

Левые нападают, правые сопротивляются, идет борьба у ворот;

Массовый топот, неразбериха, громоподобный шум.

Громкие крики, барабанный гром, мечутся воробьи.

Даже богиня Каннон подозревает,

Не столица ли это переносится в другой город?

(ответ: игра в верховое поло)

Слово учителя:

С конца VIII века японский император предложил Бохаю присылать посольства реже. Почему? На этот вопрос найдите ответ в документе 2. (Приложение №2)

IV. Рефлексия..

Подведём итоги. Что вы узнали на уроке? Какой материал вам запомнился более всего?

Вопросы для закрепления.

Выполните задание 32 рабочей тетради.

32. Найди ошибки в тексте.

Историческая фальшивка

Парусное устройство судов в то далекое время уже позволяло мореплавателям двигаться против ветра. Поэтому в Японию бохайские мореходы могли попасть в любое время года. Бохайцы были желанными гостями японского императора. Об этом свидетельствуют и японские хроники, и археологические раскопки.

1.В государстве Бохай было столиц:

А) 3
Б) 6
В) 5
Г) 4

2. Государство Бохай было создано в

А) 698 году
Б) 798 году
В) 598 году
Г) 978 году

3. Короля в государстве Бохай называли:

А) микадо
Б) Ван
В) фараон
Г) хан

4. Какой из королей Бохая имел девиз “Милосердие и спокойствие”

А) Да Уи
Б) Да Цзожуна
В) Да жэньсю
Г) Да Иньчжуань.

5. С какими государствами поддерживало связи на протяжении многих лет правительство Бохая.

А) Индия, Монголия
Б) Япония, Китай
В) Индия, Япония
Г) Монголия, Китай

6. По какому принципу образованы ряды:

А) буцюй, нубэй –
Б) ван, гогуны, дуду, цыши, шоулины –

7.Письменноть в Бохае:

А) клинопись
Б) иероглифы
В) кириллица
Г) письмо без гласных.

(ответы: 1 В; 2 А; 3 Б; 4 А; 5 Б; 6 А- несвободные люди; Б – верхи общества;

7 Б.

Домашнее задание: читать в тетрадях.

Пополняем свой словарный запас.

Тафта - тонкая шелковая глянцевитая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения

Посольство - дипломатическое представительство, возглавляемое послом, а также здание, занимаемое этим представительством.

Чумиза -травянистое растение семейства злаковых.

Черепица - кровельный штучный материал, изготовленный главным образом из глины путем формовки с последующей сушкой и обжигом.