Открытый урок по дисциплине "Экономическая теория"

Разделы: Экономика


МЕСТО УРОКА В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ: Урок № 13 в разделе “Макроэкономика” и урок №5 в теме “Денежно-кредитная политика” (из 6 уроков по теме).

ВИД ЗАНЯТИЯ: урок комбинированный

ЦЕЛИ:

1. Обучающая:

  • уяснить экономическую сущность ценных бумаг в рыночной экономике, как одного из инструментов денежно-кредитной политики государства;
  • усвоить механизм ценообразования на первичном и вторичном рынках ценных бумаг; содержание сделок с ценными бумагами.

2. Развивающая:

  • формировать навыки рационального использования источников информации, структурирования, систематизации и обобщения материала на основе опорного конспекта и опорно-логических схем; осуществления экономических расчетов в ходе решения задач.

3. Воспитательная:

  • формировать экономическую культуру будущих специалистов;
  • повышать профессиональный уровень;
  • прививать интерес к экономической информации;
  • воспитывать профессиональную логику экономического мышления, стремление искать и находить частную выгоду в условиях рыночной экономики.

Квалификационные требования:

Студент должен знать:

  • функции, виды ценных бумаг; механизм ценообразования на фондовых биржах;
  • структуру рынка ценных бумаг и содержание сделок с ценными бумагами;
  • общие правила приобретения ценных бумаг.

Студент должен уметь:

  • рассчитывать курсовые цены и курсовые разницы ценных бумаг, суммы процентов и дивидендов по ценным бумагам; анализировать тенденции изменения курсовых цен.

Методическое обеспечения занятия:

  1. О.Ю. Мамедов “Современная экономика”, Р-н-Д, 2001г.
  2. К.П. Маньковская “Основы экономической теории” (опорный конспект) СКТ
  3. ОЛС по теме “Ценные бумаги. Рынки ценных бумаг” (приложение №1)
  4. Образцы ценных бумаг (приложение №2 )
  5. Задание для практического занятия №8 (задания для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы)

Внутридисциплинарные связи.

Опора на ранее полученные знания:

Темы:

  • Рынок и его компоненты.
  • Деньги, их виды и функции.

Междисциплинарные связи:

  • Обеспечивающие:

Дисциплина “Основы банковского дела”

Тема: Формирование денежных активов и пассивов банка.

  • Дисциплина “Финансы, денежное обращение и кредит”

Тема: Рынки ценных бумаг.

Методы обучения:

  • реализация методологической функции дисциплины “Экономическая теория” посредствам формирования понятийного аппарата рыночной экономики;
  • рациональное использование времени на занятии за счет изложения нового материала на основе опорного конспекта;
  • составление опорно-логической схемы “Рынок ценных бумаг”;
  • расчеты курса ценных бумаг, сумм процентов и дивидендов по ценным бумагам;
  • реализация принципа системности обучения на основе внутридисциплинарных связей;
  • выполнение опорно-логических схем;

подготовка к экзамену.

Ход урока

1. Организационный момент – 2 мин.

  • проверка готовности студентов к уроку;
  • сообщении целей и задач урока.

2. Контроль знаний – 20 мин.

Составление на доске схемы “Механизм денежно-кредитной политики государства”.

Индивидуальный устный опрос с комментированием:

Методы воздействия государства на деньги и кредит:

  • охарактеризуйте операции на открытом рынке
  • охарактеризуйте резервную норму и ее изменения;
  • охарактеризуйте учетную ставку и ее изменение.

Выборочная проверка в папках специалиста схемы “Механизм денежно-кредитной политики” и опорного конспекта по вопросу “Денежно-кредитная политика” с дополнениями из учебника (Мамедов О.Ю. “Современная экономика” Р-н-Д, 2001г., лекция №19).

Фронтальный опрос (вопросы для самоконтроля из задания для самостоятельной работы внеаудиторно):

1) В чем состоит денежно-кредитная политика государства?

2) Каковы наиболее распространенные методы денежно-кредитной политики?

3) В чем состоит механизм операций на открытом рынке?

4) Что такое резервная норма и как государство использует изменение резервной нормы?

5) Что такое учетная ставка и как государство использует изменение учетной ставки?

6) Как может проводиться денежная реформа, в т.ч. либерализация цен?

7) Как государство может регулировать деятельность коммерческих банков на фондовом рынке?

3. Подведение итогов контроля знаний и выставление оценок – 2 мин.

4. Переход к изучению нового материала – 4 мин.

Фронтальный опрос (внутридисциплинарные связи):

4.1. Что является предметом дисциплины “Экономическая теория”?

4.2. Каковы уровни экономики?

4.3. Что такое макроэкономика?

4.4. Какова структура макрорынка?

4.5. Какую роль в рыночном механизме играют деньги?

4.6. Для чего следует изучать экономическую теорию?

5. Сообщение нового материала (изучение-обсуждение вопросов темы урока с участием студентов) - 35 мин.

5.1. Ценные бумаги: понятие, цель выпуска, виды.

5.2. Способы определения цены (курса) акций, облигаций.

5.3. Фондовые биржи. Сделки с ценными бумагами.

5.4. Общие правила приобретения ценных бумаг.

6. Закрепление материала – 15 мин.

6.1. Фронтальный опрос по новому материалу:

- Что такое ценная бумага?

- Какова цель выпуска ценных бумаг?

- Основные группы ценных бумаг?

- В чем различие акций и облигаций?

- Виды цен на акции и облигации?

- Как рассчитывается курс акций?

6.2. Составление опорно-логической схемы “Рынок ценных бумаг”.

6.3.Выполнение задания №2 (задача 1) для самостоятельной аудиторной работы по теме №11

7. Задание для внеаудиторной самостоятельной работы – 2 мин.

О.Ю. Мамедов “Современная экономика”, Р-н-Д, 2001г., лекция №19, п. 1.2.

К.П. Маньковская “Основы экономической теории” тема 11, 11.4

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по теме.

Программа подготовки к экзамену по дисциплине “Экономическая теория”.

7.1. I Уровень: по рассмотренным на уроке вопросам.

1.1. Составить опорный конспект с дополнениями из учебника (О.Ю. Мамедов “Современная экономика”, Р-н-Д, 2001 г., лекция №19 п. 1,2) по вопросам темы урока и выучить теорию вопросов.

1.2. Выполнить задание для внеаудиторной работы по теме 11,

1.3.Ответить на вопросы для самоконтроля (из рабочей программы).

7.2. II уровень – по внутридисциплинарным связям: подготовка к практическому занятию по теме “Денежно-кредитная политика”: повторить все опорные понятия и формулы по теме 11.

7.3. III Уровень: подготовка к контрольной работе по разделу “Макроэкономика”.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8

Цели:

  • Уяснение сущности денежно-кредитной политики государства в условиях рыночной экономики.
  • Формирование навыков работы с источниками информации и систематизации материала посредством составления структурно-логических схем; реализация методологической функции дисциплины Экономическая теория.

Задание №1.

Используя приложения №№3. 42, 41, 49, 50 к учебнику О.Ю.Мамедова, “Современная экономика”, Р-на-Д, 2001 г., произведите отбор понятий по теме “Денежно-кредитная политика” и дополните опорный конспект.

Задание №2.

Решите задачи:

Задача №1.

Облигация номиналом 1000 руб., с 12% годовых стала продаваться за 800 руб. Рассчитайте сумму дохода на облигацию ценой 3000 руб., и доход в % на облигацию ценой 800 руб.

Задача №2.

Банк принял вклад в размере 50 тыс. руб. под 15% годовых и выдал кредит в размере 50 тыс. руб. под 20% годовых. Определите прибыль банка от этой операции.

Задача №3.

Вы вложили в банк 5000 руб. под 10% годовых. Какую сумму денег Вы возьмете обратно через:

  • полгода;
  • год;
  • 2 года;
  • 5 лет;

Задача №4.

Номинальная стоимость акции - 1000 руб., облигации - 2000 руб. Дивиденд на акцию - 60 руб., доход на облигацию - 100 руб., норма ссудного процента 14%.

Определите курс акции и облигации. В чем различие акций и облигаций?

Задача №5.

У Вас есть 1000 руб. Предполагаемый дивиденд на акцию компании составит в конце года 150 руб. Процент по вкладам в банк - 10%. Рыночная цена этой акции 1000 руб.

  • купите акцию;
  • положите деньги в банк;
  • купите акцию, а оставшиеся деньги положите в банк. Ответ обоснуйте расчетами.

Задача №6.

Капитал акционерного общества - 50 тыс. руб.

Количество акций-100 тыс. шт.

В том числе простые акции - 80 тыс. шт.

Привилегированные акции - 20 тыс. шт.

Номинальная стоимость акции - 500 руб.

Дивиденд на привилегированную акцию - 10% Прибыль к распределению на дивиденды - 12 млн. руб. Определить дивиденд на 1 простую акцию.

Задание для самостоятельной работы внеаудиторно:

1. Составить опорный конспект по вопросу:

  • Денежно-кредитная политика государства.

2. Решить задачи № 14, 5, 18 из Программы подготовки к экзамену:

Задача №14.

Уставный капитал компании - 50,0 млн. руб. Определяемая прибыль, подлежащая распределению между акционерами, составляет 5,8 млн. руб. Выпущено 800,0 тыс. акций. Сложившаяся ставка банковского процента - 9%. Определите: номинальную цену акции; курсовую цену акции; ожидаемый размер дивиденда.

Задача №5.

Облигация номиналом 2000,0 руб. с 9% годовых стала продаваться за 1600,0 руб. Рассчитайте сумму процента по облигации и доход в % на облигацию, приобретенную по цене 1600,0 руб. Дайте понятие облигации.

Задача №18.

Допустим, вы приобрели облигацию по курсу 1000 руб., приносящую 50 руб. в год, что соответствует существующей на этот момент процентной ставке, равной 8%. Затем вы решаете продать эту облигацию. Но процентная ставка изменилась и равна уже 9%. За какую сумму вы сможете теперь продать облигацию при условии, что она приносит те же 50 руб. дохода?

 Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое денежно-кредитная политика государства?

2. Каковы наиболее распространенные методы денежно-кредитной политики?

З. В чем состоит механизм операций на открытом рынке?

4. Что такое резервная норма и как государство использует изменения резервной нормы?

5. Что такое учетная ставка и как государство использует изменения учетной ставки? Поясните политику “дешевых” и “дорогих” денег.

6. Как может проводиться денежная реформа, в т.ч. либерализация цен?

7. Как государство может регулировать операции коммерческих банков на фондовом рынке?

8. Что такое ценные бумаги, каковы их виды и как рассчитывается доход по ценным бумагам?

9. Как рассчитать курсовую разницу акций?

10. Какие сделки осуществляются на фондовом рынке с ценными бумагами?

Контроль результатов самостоятельной работы.

1. Представление опорных конспектов “Денежно-кредитная политика государства” на уроке.

2. Проверка решения задач №№ 14, 5, 18 из Программы подготовки к экзамену:

  • взаимопроверка решений задач в рабочих тетрадях студентов учебно-творческими бригадами на последующем уроке;
  • решение задач на доске.

3. Устный опрос по вопросам для самоконтроля на последующих уроках в рамках внутридисциплинарных связей перед изложением нового материала.