Открытый урок по окружающему миру на тему: "По страницам Красной книги"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с Красной книгой РФ, некоторыми растениями и животными, (учить) внесенными в нее.
  2. Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны.

Оборудование:

Макет Красной книги, выставка книг о природе, фильмы:

1. Красная книга России. 2. Растения леса.

План урока.

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы отправимся в "путешествие" по страницам Красной книги. Но, чтобы отправиться в путешествие, нужно приобрести билеты.

2. Опрос домашнего задания по тестам.

А билеты не простые, в них вопросы. У каждого вопроса есть варианты ответов, нужно обвести правильный вариант кружком.

Карточка с ответами.

1 Вопрос: Как называется наука о растениях?

  1. Зоология
  2. Ботаника
  3. Химия.

2 Вопрос: Какое из этих растений относится к хвойным растениям?

  1. Осина
  2. Сосна
  3. Морская капуста
  4. Роза.

3 Вопрос: С помощью какого органа растения размножаются?

  1. Корень
  2. Стебель
  3. Семена
  4. Цветок

4 Вопрос: Как называется книга, в которую внесены растения, нуждающиеся в охране?

1.Жёлтая 2.Зелёная 3.Красная 4.Синяя.

3 Объяснение нового материала.

а) Рассказ об истории Красной книги.

Учитель: А теперь отправляемся в "Путешествие" по страницам "Красной книги". (учитель показывает "Красную книгу")

Каждый из вас слышал о ней, но не все знают ее историю.

На доске написано:

В 1948 году во Франции в небольшом городке Фонтебло, на Международной конференции был основан "Международный Союз Охраны Природы" кратко МСОП.

Главная задача этого союза выявить виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения и редкие виды. Был составлен Мировой список с пояснениями, в который и входили эти животные и растения.

И ученые решили назвать ее Красной книгой.

А почему красной? Вы ответите на этот вопрос после просмотра небольшого фильма. Смотрите внимательно.

Дети смотрят фильм о Красной книге.

Учитель: Так почему же книгу назвали Красной? А не желтой или синей?

Дети: Красный цвет - это внимание, стоп, как на светофоре. Не губите растения, не убивайте животных.

Учитель: Что еще необычного в этой книге?

Дети: Страницы разного цвета.

Учитель: Правильно. Давайте, посмотрим какие виды растений и животных расположились на этих страницах.

1- виды исчезающие. Они, как и Красная книга записаны на красных страницах. Это быстро исчезающие растения, которые нельзя спасти без специальных мер охраны.

2-виды сокращающиеся. Они записаны на жёлтых страницах. Эти виды встречаются в достаточном количестве для выживания, но их численность очень быстро сокращается.

3-виды редкие. Они записаны на белых страницах. Что значит редкие?

Дети: Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко, поэтому вскоре исчезнут.

4-виды неопределенные. Названия этих растений расположились на серых страницах. Как вы понимаете "неопределенные виды"?

Дети: Малоизученные растения учеными.

Учитель: Да, это малоизвестные виды растений, которые находятся под угрозой, так как нет достаточной информации о них.

5-виды восстановленные. Как вы думаете, что это за виды?

Дети: Это те растения, которые удалось спасти.

Учитель: Да, правильно. И они записаны на зеленых страницах. Так на какие же 5 групп разделены виды растений и животных в "Красной книге"?

Дети: На исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные, восстановленные виды.

Учитель: Правильно. А теперь немного отдохнем.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

б) Знакомство с растениями из "Красной книги"

Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из фильма "Растения из Красной книги"

(Дети смотрят фильм о растениях из "Красной книги")

Учитель: Какие растения из Красной книги были показаны в фильме?

Дети: Венерин башмачок, адонис, ландыш.

Учитель: На дом было задано задание. Приготовить информацию о каком-нибудь растении из “Красной книги”.

Ученик рассказывает подготовленное сообщение о кувшинке, начиная со слов:

А зовут цветок кувшинкою, Очень правильно зовут.

2 ученик рассказывает подготовленное сообщение о подснежнике, начиная со слов:

На поля дохнуло ветром вешним
Ивы распахнулись за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.

3 ученик рассказывает подготовленное сообщение о фиалке, начиная со слов:

Лиловый букет удивленных фиалок
Похож на лиловый закат.
Подобно закату, он светит устало
И нежный струит аромат.

Учитель: Кто виноват в том что, эти растения попали на страницы “Красной книги?”

Дети: Виноваты люди.

Учитель: А вот в чем они виноваты, вы мне ответите после просмотра фильма.

(Дети смотрят фильм о причинах исчезновения растений.)

в) Охрана растений.

Учитель: Так по какой причине растения оказываются на грани исчезновения?

Дети: Люди срывают растения, топчут их.

Учитель: Да, многие растения погибают из-за жадности людей, т.к. срывая цветы у них нет возможности размножаться. Как должны вы себя вести, находясь на природе?

Дети:

1. Не рвать лесные и полевые цветы;

2. Нужно ходить по тропинкам, чтобы не топтать растения;

3. Не оставлять мусор после себя, если вы отдыхаете на природе;

4. Не баловаться с огнем в лесу.

Учитель: Мы, никогда, не должны забывать:

Что все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”. И в случае его поломки пересесть нам будет не на что.

Учитель: На этом наш урок заканчивается, а вот путешествие по Красной книге мы продолжим, когда будем знакомиться с животными.

4 Обобщение.

Учитель: Так с чем мы сегодня на уроке познакомились?

Дети: С Красной книгой.

Учитель: На какие группы разделены растения в этой книге?

Дети: Исчезающие, сокращающие, редкие, неопределенные и восстановленные.

Учитель: Молодцы. Работали хорошо. Я хочу урок закончить словами Тима Собакина:

Если ты сорвешь цветок, Если он сорвет цветок. Если все: и он, и ты, На Земле сорвут цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты ... И не будет красоты И не будет доброты.

5 Домашнее задание.