Опыт работы по организации методической работы в филиале НОУ СПО СТЭКиП

Разделы: Администрирование школы


Методическая работа в филиале техникума направлена на повышение качества профессионального обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, Программой развития среднего профессионального образования России, Концепцией развития потребительской кооперации на период до 2010 года.

Методическая работа регламентируется перспективным планом и на его основе – ежегодно утверждаемыми планом методической работы (приложение 1), планами работы цикловых комиссий; Положениями “Об учебно-методическом комплекте”, “О школе молодого преподавателя” (приложение 2).

Методическая работа осуществляется с целью развития творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, роста уровня образованности, развитости и воспитанности обучающихся, а также формирования профессионально-развитой личности, специалиста новой формации, имеющего духовно-нравственную подготовку.

Методическая работа направлена на обновление содержания обучения, повышение профессионального мастерства педагогов, оказание им методической помощи.

Научно-методический центр головного техникума формирует стратегию методической работы филиала, координирует деятельность цикловых комиссий, осуществляет редактирование и рецензирование учебно-методической документации, учебных пособий, методических разработок, оказывает преподавателям методическую и консультативную помощь.

Приоритетными направлениями методической работы являются:

  • обновление учебно-программной документацией и обеспечение ею образовательного процесса;
  • оказание организационно-методической помощи педагогу в совершенствовании педагогической деятельности;
  • организация повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов;
  • развитие профессионального творчества педагогических работников;
  • комплексное методическое и дидактическое оснащение учебных дисциплин и каждой специальности в целом;
  • освоение эффективных технологий обучения, которые обеспечивают формирование у студентов системного мышления, готовности их к самостоятельному освоению новых знаний, приобретению профессиональных умений и навыков;
  • организация самостоятельной работы студентов по поиску знаний и умений.

Одним из важнейших вопросов, над которым работает педагогический коллектив филиала, является комплексный подход к формированию специалиста.

Планируя свою работу, преподаватели учитывают:

  • знание и требования государственных образовательных стандартов СПО;
  • специфику содержания учебных дисциплин;
  • системный подход к обучению;
  • умение и готовность реализовать ту, или иную технологию обучения;
  • найти место “своей лепте” в общем, процессе формирования личности специалиста.

Реализуя основные функции методической работы такие, как информационная, аналитическая, содержательная, обучающая, преподаватели работают над развитием и внедрением в учебный процесс современных технологий обучения.

Создается и совершенствуется учебно-методическое обеспечение дисциплин. В учебно-методические комплекты включаются современные проблемы развития общества, различных отраслей деятельности, проблемы потребительской кооперации и т.д.

На педагогических советах рассматривались такие вопросы как:

  • задачи педагогического коллектива на 2005 – 2006 учебный год в свете Концепции модернизации российского образования;
  • реализация Государственных образовательных стандартов нового поколения;
  • планы учебно-воспитательной и методической работы филиала в целом, а также по цикловым комиссиям;
  • применение инновационных технологий в процессе обучения;
  • проблема связи профессионального образования с производством;
  • новые формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов;
  • специфика использования педагогических методов и приемов обучения при заочной форме обучения;
  • организация методического обеспечения дисциплин.

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям – это разработка и создание нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для качественной реализации образовательного процесса.

Основным направлением пополнения учебно-методического комплекта является работа по максимальному использованию материалов Концепции развития потребительской кооперации до 2010 года в изучении дисциплин, насыщении их материалами научно-практических конференций и практическим материалом предприятий города и района, справочно-информационными документами, которые определяют требования к профессиональным качествам специалистов конкретной специальности.

В методической работе уделяется большое внимание интеграции учебного процесса и производства, способствующей ускоренной адаптации выпускников на рынке труда, самостоятельной работе студентов, как условие обретения навыков поиска информации, ее анализа.

По ведущим дисциплинам разработаны задания для самостоятельной работы студентов, по приобретению знаний, развитию умений и навыков. В них содержатся материалы, задания, ориентирующие студентов самостоятельно мыслить, формировать новые идеи, грамотно работать с информацией.

Методическое обеспечение образовательного процесса носит комплексный характер. По всем дисциплинам имеются учебно-методические комплекты, представляющие собой систему нормативных документов и методических материалов, обеспечивающих различные виды деятельности преподавателя и студента на занятии и вне его.

Большое внимание уделяется подготовке преподавателей к разработке лекционного материала по отдельным дисциплинам.

С целью контроля и обобщения знаний студентов преподаватели разрабатывают и применяют карточки, вопросы для самоконтроля, тесты.

С целью охвата большего объема проверки усвоения знаний студентов применяются такие виды занятий как семинарское занятие.

Средствами, помогающими преподавателям эффективно организовывать работу студентов являются обращение к реальной жизни, дополнительная литература, наглядные пособия.

Поэтому в филиале техникума продолжается работа по созданию наглядных пособий.

С целью реализации требований учебного процесса большое внимание уделяется разработке и использованию заданий для практических занятий.

Преподаватели филиала техникума продолжают работу по доработке уже имеющихся практических заданий. Проведение практических занятий по дисциплине “Анализ финансово-хозяйственной деятельности” использованием анализа производственных ситуаций помогает студентам сформировать практические умения по дисциплине.

Задания для практических работ обновляются и пополняются с использованием данных действующих предприятий.

Разрабатываются письменные консультации по темам и в целом по дисциплинам, которые отражают методику их изучения с определением опорных вопросов, ключевых понятий, рекомендуемых приемов самостоятельной отработки вопросов, способов самоконтроля.

В соответствии с “Рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений” самостоятельная работа студентов проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний, формирования умений использовать нормативную, правовую и справочную документацию.

Поэтому одним из направлений технологии обучения на основе интенсификации деятельности студентов является организация их самостоятельной работы по поиску, закреплению и применению знаний и умений.

Задания для самостоятельной аудиторной работы и внеаудиторной составлялись и применялись практически всеми преподавателями филиала. Задания составлялись в виде вопросов для самоконтроля, алгоритмов решения задач и заданий по темам, тестов, рефератов, таблиц, схем, ОЛК, ОЛС, вопросов к зачету.

При выдаче заданий для самостоятельной работы у студентов формируется умение правильной постановки целей и хода выполнения работы, понимание необходимости выводов в процессе организации работы.

В ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы составляются сообщения, доклады, рефераты, выполняются различные упражнения, письменные работы.

Используя активные методы обучения, преподавателями разрабатываются и используются в учебном процессе ролевые игры по дисциплине “Экономическая теория” по темам “Спрос, предложение конкуренция”, “Ценные бумаги. Рынки ценных бумаг”, разработаны и проведены внеклассные мероприятия по теме “Деньги, деньги, деньги” и экономический КВН.

Большое внимание уделяется работе с нормативной документацией.

Опираясь на внутридисциплинарные и междисциплинарные связи, при изложении учебного материала преподаватели используют знания студентов, полученные при изучении других дисциплин.

В своей работе преподаватели используют интеграцию образования с практической деятельностью организаций, которые обеспечивают установление тесных связей теории с практикой. На занятиях используются данные статистической и бухгалтерской отчетности Буденновского РПС.

Для активизации познавательной деятельности студентов преподаватели используют в своей работе постановку вопроса (проблемное изложение материала), включение в него ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, создание опорных конспектов.

Преподаватели филиала техникума самостоятельно выбирают средства и методы обучения, которые стараются обеспечивать высокое качество образовательного процесса, исходя из традиционных методов обучения, используя рассказ, беседу, работу над источниками, упражнения, самостоятельную работу, обучающие ролевые игры, диспуты, развивая у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности, прививают интерес к учебе, обеспечивающих успешную профессиональную подготовку студентов.

Для организации контроля знаний и умений студентов преподавателями филиала продумываются характер и объем контроля знаний в соответствии с изученным материалом, его особенностями, дидактическими целями занятия, подготовленностью студентов, их уровнем мышления. Учитывая все это, создаются и оформляются задания для входного контроля, текущего контроля, рубежного контроля знаний.

Реализуя компьютерные технологии, в учебном процессе проводятся занятия с применением компьютера как инструмента учебной деятельности, который дает возможность приблизить процесс обучения к реальному процессу познания, основанному на технологии моделирования, усилить экспериментальную и исследовательскую деятельность студентов.

Педагогический коллектив и администрация филиала постоянно работают над совершенствованием качества обучения, воспитательного уровня, координации деятельности цикловых комиссий.

С целью выявления, изучения и распространения передового педагогического опыта, оказания помощи начинающим преподавателям в подготовке и проведении занятий и внеаудиторных мероприятий, оказания помощи в подготовке и проведении открытых занятий и их обсуждении, организации взаимопосещения преподавателями в филиале техникума работает “Школа молодого преподавателя”.

На заседаниях “Школы молодого преподавателя” рассматривались вопросы учебной и методической деятельности преподавателей.

Молодые преподаватели закреплены за председателями цикловых комиссий, которые помогают овладеть методикой преподавания, содержанием материала, активными формами обучения, методами активизации деятельности студентов, коллективными формами организации учебной работы, которые способствуют росту профессионализма.

Участвуя в работе “Школы молодого преподавателя” преподаватели получают действенную методическую помощь.

Информирование педагогического коллектива об эффективных формах и методах обучения и воспитания студентов осуществлялось путем ознакомления с информацией в комплектах “В помощь преподавателю”, который постоянно пополняется новыми рекомендациями НМЦ головного техникума и опытных преподавателей филиала, а также материалами периодической печати, журнала “Среднее специальное образование”.

Формой повышения педагогического мастерства являются систематически проводимые открытые занятия.

Проведение открытых уроков является площадкой для обсуждений, обмена опытом по внедрению технологий обучения.

В организации методической работы в филиале и в дальнейшем будет продолжено изучение передового опыта преподавателей спецдисциплин техникума преподавателями филиала, активизация и расширение деятельности цикловых комиссий, продолжена работа по обновлению учебно-методического комплекта преподавателя и студента, развитие кружковой работы.

Для улучшения методической работы следует шире применять меры, позволяющие добиваться ее планирования, в большей мере учитывать профессиональные интересы преподавателей, выявлять их информационные потребности, уровень их профессионально-педагогической компетенции и мотивов их педагогической компетенции.

Педагогический коллектив филиала техникума продолжит внедрение в учебный процесс новых эффективных форм и методов обучения, способствующих активизации, познавательной и мыслительной деятельности студентов, повышению качества обучения.