Опыт внедрения метода проектов в образовательной области "Технология". Театрализованная защита интегрированных проектов

Разделы: Технология


Сценарий праздника “Весенняя ярмарка”

Зал оформлен атрибутами ярмарки – лотки с бубликами, пирожками, печеньем вареньем, чаем в самоварах (блюда – проекты детей 5,6,7 классов) (Фото 1.) . Часть зала занимает ярмарка профессий – учащиеся 10-11 классов рекламируют материальные объекты своих ЧП (Фото 2,3)

Звучит задорная народная музыка.

На сцене появляется Балаганный дед, веселый разбитной паренек, находчивый и звонкоголосый. Одет в серый кафтан из старой рогожки с заплатами. На ногах онучи и лапти. На голове – круглая шляпа с ярким бумажным цветком сбоку. Борода и усы из серой пакли. В руках у него звонок.

Балаганный дед:

– Эй, господа, пожалуйте сюда. Здорово, сельчане и горожане, жители дальние и провинциальные: купцы и лекари, бизнесмены – аптекари, барышни – вертушки, бабы – болтушки, солдаты служивые и дедушки ворчливые, да маленькие дети – все, кто есть на свете!

Даю звонок! Давай, давай! Налетай! Билеты хватай! Чудеса узрите – в Америку не захотите! Купчики, голубчики, доставайте рубчики, билетом запаситесь, всего наглядитесь. Представление “на ять” – интересней, чем голубей гонять! Для ваших карманов понастроено балаганов! Для праздничных веселий понастроено каруселей! Всем, всем мое почтение! Начинается представление!

Дед звонит и уходит.

Звучит песня “Светит месяц”. Дети, взявшись за руки, цепочкой выбегают на сцену, встают полукругом (одежда яркая, в народном стиле). Исполняется песня “Светит месяц”.

Далее все расходятся по своим местам; создается сцена веселой праздничной ярмарки. Продавцы стоят за прилавками (3-5 чел.).

Тихо, протяжно звучит музыка. Они предлагают товар:

– Цыплята, лимоны! Апельсины, лимоны! Апельсины, лимоны! Лимоны, апельсины! Ситцы, фланель, байка!

Покупатели покупают товар, торгуются, спрашивают цену: “Почем товар?”.

По сцене снуют разносчики, предлагают свой товар:

– “Горшков, горшков, кому горошков?”, “Пироги, пироги печеные, с хорошей начинкою! Ну, ну, давай подходи!”, “Приехал из Америки на зеленом венике, веник растрепался, я здесь и остался”, “Веники, веники, покупайте веники!”, “Бублики, бублики, у кого есть рублики – покупайте бублики”.

В глубине сцены “Карусель” (шест на подставке, с разукрашенным петухом, в стороны от шеста отходят ленты), дети бегают вокруг шеста, перехватывая друг у друга ленты, которые отходят в стороны. (Фото 4.)

В левом углу под музыку пляшут 3-5 пар, в другом – девушки показывают друг другу товар: бусы, ленты, платки. Шарманщик крутит ручку шарманки.

В эту веселую ярмарочную кутерьму врываются два персонажа: Фома и Ерема. (Фото5) Музыка прекращается.

Фома и Ерема громко и задорно:

– “А вот и мы!”.

Ерема:

– Вот Фома!

Фома:

– А вот Ерема!

Ерема:

– Фомка-то в чеботах.

Фома:

– А Ерема в лаптях!

Они показывают свою обувь, вытягивая вперед то одну, то другую ногу.

Фома:

– Еремка-то свистать ловко умеет! (Ерема пронзительно свистит в свисток).

Ерема:

– А Фомка музыку разумеет. Он лишь только запоет – разбегается народ.

Фома и Ерема (вместе):

– А мы и не одни пришли. Сейчас узнаете, кто к нам пожаловал.

Фома свистит, взяв у Еремы свисток, и на сцену, неуклюже переваливаясь, выбегает Медведь (ряженый).

Ерема:

– Ну-ка, Михайло Потапыч, покажись, каков ты есть! Привстань, приподнимись, на цыпочках пройдись. Видишь, народ собрался на тебя поглядеть, да твоим заморским потешкам подивиться. Ну-ка, поклонись всему честному люду, а я кормить тебя буду!

Медведь, расхаживая по сцене, кланяется зрителям, а Фома протягивает ему большой пряник. Медведь бежит к Фоме, хватает пряник и быстро его съедает.

Ерема обращается к публике:

Ерема:

– Эй, господа! Пожалуйте к нам на сцену, сюда! Это не простой медведь! Он и в вёдро и ненастье всем приносит счастье! Он вас распотешит, рассмешит.

Фома (прибавляет интересу)

– Вот вам примерно, и это верно, если девица Мишки коснется – счастье живо улыбнется. Эй, девица – круглолица, не смущайся, подходи, мишку за лапу бери!

Ерема вытаскивает из публики (той, что на сцене) девицу. Карусель пустеет, все окружают медведя. Девица, несмело потрогав медведя за лапу, отскакивает от него и смеется, потому что медведь лезет к ней целоваться.

Ерема (кричит):

– Эй, а ну-ка, молодец! Знать, богатый, ты купец! Только к Мишке прикоснешься – вширь три раза расползешься!

Разносчик товара (апельсинов, лимонов) и без того достаточно толстый  (с подкладкой внутри одежды), спешит отойти подальше и отмахивается.

Фома (еще громче):

– Эй, ребята малые, в учебе неудалые! Ну-ка, к Мишке прикоснитесь, да удачи наберитесь! Подходи, не робей! Трогай Мишку посмелей!

Некоторые ребята подбегают к медведю и, быстро к нему прикоснувшись (они все же боятся Мишки), отбегают в сторону и смеются, толкаясь друг с другом.

Фома и Ерема начинают веселую пляску, запевая песню. Во время их пляски, остальные артисты стоят полукругом и подпевают.

Фома и Ерема:

У Варлама мы в гостях побывали,
Много пива, много мёду выпивали.
Эх, лёли, али лей, выпивали! (2 раза)
А пиво у него – что водица,
А мёд-то у него не годится,
Эх, лёли, али лей, не годится! (2 раза)
Мы на ярмарке веселой гуляем!
На гармошках и на дудках всё играем.
Эх, лёли, али лей, всё играем! (2 раза)

Пляска построена на противостоянии пляшущих. Каждый из них старается перещеголять другого – то вприсядку, то в притопах. Не отстает от них и Мишка, он потешно пытается подражать им. Окончив пляску, все трое отходят в сторону.

На авансцену выбегает Молодка в ярком платке, тащит мужчину – маленького, неказистого, в лаптях и шубейке, в шапке, съехавшей набок. Тот упирается, а она сердится, да толкает его вперед. На сцене она останавливается и, взяв руки в бока, запевает песню. Остальные артисты стоят полукругом и подпевают.

Молодка:

Ячмень, ячмень, да на корене (2 раза)
Привязала жена мужа на ремени. (2 раза)
Ячмень с корня свалился (2 раза)
А муж жене поклонился (2 раза)
Привяжу я сваво мужа к каровати (2 раза)
Завтра повезу продавати (2 раза)
Во что же его люди оценуют? (2 раза)
Али в три рубля золотеньких
Али в три коня бороненьких?
Мне с деньгами не водиться,
Мне с конями не возиться,
Мне самой муженек пригодится (2 раза)
Ну а я, Молодка, пойду погуляю (2раза)
Во веселом хороводе поиграю (2 раза)

Мужичок, о котором пелось в песне, решает, что не так уж плохи его дела, что он нужен своей капризной жене – пускается в пляс.

Мужичок:

Ой, лапти мои, новые опорки!
То ли самому носить,
То ль отдать Федорке?

Припев:

Ой, люли, люли,
да лапотонцы мои.

Ой, лапти мои, лапти новенькие!
Меня девки полюбили, чернобровенькие!
Лапти скачут, лапти пляшут,

Припев: Ой, люли, люли,
да лапотонцы мои.

Что вы, лапти, истоптались?
Мы еще не наплясались
А мы, лапти – ходуны,
Не судачьте, плясуны.

Припев: Ой, люли, люли,

Лапти песенку поют.
Лапти песенку поют.
И мне покою не дают

Да лапотонцы мои.

Окончив петь, Мужичок подхватывает свою Молодку и кружит всё быстрей, быстрей.

Звучит тихо музыка “Коробейники”. Выходит 1 продавец с лотком или  подносом, на котором лежат пирожки, зазывает покупателей. (Фото 6)

1 Лотошник:

– Кому пирожки, горячие пирожки?

С пылу, с жару! Нажарила, напекла Акулина для Петра!

Двое покупателей покупают, хвалят начинку, благодарят.

На середину сцены выходит Иванушка с полной сумой.

1 покупатель: (обращаясь к Иванушке)

– Кто это идет с полной да с ладной сумой?

Иванушка:

– Иванушка! А суму-то мне наши местные мастерицы сладили (показывает суму)

2 покупатель: Где был, Иванушка?

Иванушка:

– На ярмарке!

Все:

– Что купил, Иванушка?

Иванушка:

– Курочку да сладости всякие!

Исполняется песня “Где был, Иванушка?”

1. Где был Иванушка?
На ярмарке.
Что купил, Иванушка?
Курочку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.

2. Где был Иванушка?
На ярмарке.
Что купил, Иванушка?
Уточку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.

(В середине песня обрывается).

2 Лотошник: (с корзиной или кузовком)

Вот орешки! Хорошие орешки! Вкусные, на меду! Сколько хочешь накладу!

Бегают двое детей, принимают покупку в фартук, карман, пригоршню.

3 Лотошник:

– Ай да квас! С медком, с ледком! И густой и забористый!

Двое подбегают, пробуют квас, хвалят.

4 Лотошник:

– Кому сапожки, все с одной ножки!

Дети-участники мимикой, жестами показывают, что отказываются покупать. Продавец смущен.

Балаганный дед:

– Такого плохого товара на нашей ярмарке не бывало…

Иди-ка ты домой и сшей сапожки для правой и левой ножки.

Все участники поют песню “Шел, да пошел…”.

Балаганный дед:

  • А Маша-то наша до чего сметлива,
  • Никого не забыла, всем обновы купила.

Мальчик выносит и ставит перед девочкой скамеечку– сундучок  (изделия, выполненные на уроках технологии).

Балаганный дед:

– Пошла Маша на базар, принесла домой товар.

Маша: (показывает покупки)

– Родной матушке – платок,
Посередочке цветок.
Братьям-соколaм –
По козловым сапогам.
Сестрицам-лебедицам –
Да по белым рукавицам.

Балаганный дед:

– А наши-то молодицы-рукодельницы, каковы! Навязали, наплели, да нашили, напекли! Покажите-ка, что умеют ваши золотые ручки!

Конкурс кулинарных блюд, рукоделия, швейных нарядов. (Фото 7,8)

Балаганный дед: Народ-то наш ярмарочный больно петь да плясать горазд.

Конкурс частушек. (Фото 9.)

Балаганный дед:

– А вот и Марья-краса-русская коса покажет нам, как умеет косы плесть.

Конкурс причесок, макияжа (проектные работы ученического салона красоты).

Балаганный дед:

– Добрый молодец не сиди – в круг наш общий выходи! Силой богатырской померяйся!

Проходят игры, спортивные состязания. (Фото 10,11)

Праздник завершается общим чаепитием (фото12, 13)

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Екимчева Н.Е. Русский национальный календарь. 2006/ М: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2005.
  2. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Гусли звончатые. “Владос”/ М., 2001.
  3. Надолинская Т.В. Игры – драматизации на уроках музыки в начальной школе. “Владос”/ М., 2003.

Приложение (фото)