Урок русского языка во 2-м классе "Части речи. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Урок русского языка.

2 класс

Тема: Части речи. Обобщение.

Цель: обобщить и систематизировать знания о частях речи.

Задачи:

  • закреплять умения отличать одну часть речи от другой;
  • познакомиться с новым словарным словом.

Ход урока

I. Мобилизующий этап.

Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном мире – море слов,
Купаться ежечасно
Слова, слова, слова …

1) Используя стихотворение и материал, который изучали на предыдущих уроках, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

2) Ориентируйтесь на тему урока и опорные слова, сформулируйте его цель:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1, СЛАЙД 1

Цели нашего урока – повторить всё, что мы знаем о частях речи;

  • учиться отличать одну часть речи от другой;
  • правильно использовать слова в устной и письменной речи;
  • познакомиться с новым словарным словом.

3) Я предлагаю вам такой план урока: (этапы написаны на карточках, вывешиваются на доску)

Мы проведём исследование словарного слова. Сформулируем общее правило. Выполним задания в тетради, чтобы закрепить наши знания. Подведём итог работы.

II. Познавательный этап.

1) Словарная работа.

- Кто хочет прикоснуться к науке?

- Кто хочет быть исследователем?

Тема нашего исследования – слово. А вот какое слово мы будем исследовать, вы узнаете сами.

Прочитайте и определите, как образовано слово ягода. Таким же образом составьте слово в нижнем ряду.

ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙД 2

Рассмотрим это слово с разных сторон.

ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙД 3

a) Что изучает лексика? (значение слова, многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы и т.д.)

- Что обозначает слово ученик? (ответы детей)

- А теперь обратимся к словарю. (зачитывает ученик)

В словаре С.И.Ожегова:

1. Тот, кто учится в школе или профессиональном училище.

2. Тот, кто учится чему-нибудь у кого-нибудь.

3. Последователь чьего-то учения.

- Назовите близкие по значению слова.

b) Что изучает орфография? (какие орфограммы есть в слове)

- Произнесите слово ученик, определите в слове орфограммы.

- Где опасное место в слове?

- Как узнать правильность написания слова? (найти слово в словаре)

- Найдите. Запишите по системе СУО: С – количество слогов, У – ударение, О – орфограммы

- Проговорите это слово громко, чтобы слышали все;

  • шёпотом, для себя;
  • “в уме”, представляя себе образ слова, написанного на доске, на песке, на снегу.

- Запишите, диктуя себе.

- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

c) Что будем рассматривать с позиции словообразования? (из каких частей образовалось слово)

- Какие части слова вы знаете?

- Разберите слово ученик по составу.

Словообразование рассматривает и группу родственных слов.

- Подберите однокоренные слова к слову ученик и запишите. (учить, ученический и т.д.)

- Выделите корень.

c) Что исследует морфология? (какой частью речи является слово)

- Какой частью речи является слово ученик? Докажите.

- Дайте характеристику слову ученик. (мужского рода, в единственном числе)

Итог. Что же вы узнали о слове ученик?

Вот такое интересное исследование мы провели.

Карточка “словарная работа” переворачивается, на ней написано:

ФИЗМИНУТКА.

2) Правило.

У вас на партах листки, на которых написано предложение с пропущенным словом.

Надо вставить слово в каждое предложение.

1 ряд 

2 ряд

3 ряд

Проверка задания.

1 ряд.

- Какое слово вставили?

- Другие слова можно было вставить? (дети, люди, школьники, ученики)

- Почему?

- Чем похожи все эти слова?

- Как называется эта часть речи? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?

На доске схема:

2 ряд.

- Какое слово вставили?

- Другие слова можно было вставить? (красивые, весёлые, счастливые)

- Что общего в этих словах?

- Как называется эта часть речи? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?

На доске схема:

3 ряд.

- Какое слово вставили?

- Другие слова можно было вставить? (идут, бегут, шагают)

- Что общего в этих словах?

- Как называется эта часть речи? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?

На доске схема:

- Начертите схемы предложений.

- Сколько схем получилось? (одна)

- Почему?

- Из каких слов состоят предложения?

- Что можно сказать о словах русского языка?

Учащиеся делают вывод о том, что наша речь состоит из слов и все слова являются какой-либо частью речи.

- Сформулируйте правило, как определить часть речи.

Чтобы определить, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

Карточка “правило” переворачивается, на ней написано:

Письменная работа. ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙД 4

1 задание.
Густеют декабрьские сумерки.

Солнышко опустилось за горизонт.

Тишина в зимнем лесу.

Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте и выполните задание.
  сущ. прил. глаг. предл.
1 2 - 1 1
2 1 1 1 -
3 2 1 - 1

(Необходимо записать предложения в порядке, соответствующем таблице, т.е. первое предложение должно состоять из двух существительных, одного глагола, одного предлога, второе - из одного существительного, одного прилагательного, одного предлога, третье – из двух существительных, одного прилагательного и одного предлога).

Проверка задания.

- Прочитайте предложения в нужном порядке.

- Что получилось? (Текст)

- Озаглавьте.

2 задание. ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙД 5

Небо – птица, река - ?

Повысил – понизил, отнял – ?

Весёлый – радостный, храбрый - ?

- Напишите в каждом ряду вместо точек четвертое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому. (рыба, отдал, смелый)

- Укажите, какой частью речи являются слова каждого ряда.

Карточка “письменная работа” переворачивается, на ней написано:

III. Рефлексивный этап.

1. - Подведём итог.

- Чтобы узнать, чему вы научились, заполним тест.

ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙД 6

1. Имя существительное отвечает на вопросы __________ и обозначает _______.

2. ________________ отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

и обозначает признак предмета.

3. Глагол отвечает на вопросы

что делал? что делает? что сделает? и обозначает _______________.

Взаимопроверка.

- Расскажите соседу, как вы ответили на вопросы теста.

Фронтальная проверка ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙДЫ 7,8,9

2. Последний пункт плана выполнен.

Карточка “итог” переворачивается, на ней написано:

Вы хорошо поработали, и у вас всё получилось!

Приложение