Аналитическая справка "О состоянии качества образованности" (по результатам итоговой аттестации)

Разделы: Администрирование школы


1. МОУ “ГИМНАЗИЯ №25”

2. Основания для анализа

  • план подготовки к итоговой аттестации в IX, XI классах МОУ “ГИМНАЗИЯ №25” в 2005-2006 году.
  • “Положение о школьном компоненте итоговой аттестации в IX-XI классах в 2005-2006 году;
  • протоколы экзаменов;
  • матрицы качественной оценки уровня образованности учащихся

3. Характеристика системы

3. 1. Количество учащихся по ступеням за три года представлено следующим образом:

  2003-2004 уч. год 2004-2005 уч. год 2005-2006 уч. год
  Кол-во уч-ся Кол-во классов Из них 9, 11 кл Кол-во уч-ся в 9, 11 класс Кол-во уч-ся Кол-во классов Из них 9, 11 кл Кол-во уч-ся в 9, 11 класс Кол-во уч-ся Кол-во класс Из них 9, 11 кл Кол-во уч-ся в 9, 11 класс
Всего 531       502       486      
I ступени 152 7     198 9     209 9    
II ступени 278 11 2 52 216 9 3 67 197 8 2 50
III ступени 101 5 2 43 88 5 3 57 80 4 2 30

Продолжение образования выпускниками 9-х классов основной школы представлено следующей таблицей:

  2003 2004 2005 2006
Окончили основную школу 77 52 67 50
Продолжили образование в гимназии 56 39 50 45 (планируют)
Продолжили образование в других ОУ 21 13 17 5
Продолжали образование в профессиональных учреждениях CУЗ - 10

НПО - 3

CУЗ - 11

НПО - 2

СУЗ – 4

НПО - 2

СУЗ – 3

НПО - 2

По данной таблице прослеживается динамика продолжения образования в МОУ “Гимназия №25”, которая подтверждается диаграммой.

Из диаграммы и таблицы видно, что сохраняется высокий выбор гимназического образования, свидетельствующий об обеспечении и сохранении условий в гимназии для подготовки к выбору профиля образования, снижения риска несоответствия выбора и уровня подготовки к обучению в профильных классах, снижение ошибки профессионального самоопределения. Отдельные ученики планируют получение высшего образования через среднее профессиональное образование на бюджетных местах. Правильность такого подхода подтверждается практикой прошлых лет.

Руководствуясь федеральным положением об итоговой аттестации и положением о гимназическом компоненте итоговой аттестации в IX-XI классах, учащиеся 9-х классов осуществили выбор экзаменов, соответствующих продолжению образования на информационно-технологическом и социально-гуманитарном профилях:

Социально-гуманитарный профиль Информационно-технологический профиль Ординарная школа
60% 36% 4%

Причины выбора форм продолжения образования заключаются в следующем:

- социально-экономическая ситуация, складывающаяся в обществе;

- психолого-возрастные особенности подросткового возраста;

- потребность в достойном образовании.

3. 2. Все учащиеся 9, 11 классов допущены к итоговой аттестации.

3. 3. Ежегодно гимназия выпускает медалистов.

Кол-во медалистов 2002-2003 2003-2004 2004-2005 2005-2006
Золото

4

Серебро

7

Золото

-

Серебро

3

Золото

3

Серебро

3

Золото

1

Серебро

3

Всего выпускников 66 43 57 30
% медалистов 16, 7 6, 9 10, 53 13, 3

Подтвердили высокий уровень качества образования претенденты на золотую и серебряную медали. Эти выпускники – призеры городских, окружных, российских олимпиад – Белоусова Елизавета, Мошкина Ирина, Воронцова Анна, Хлызова Антонина.

Благодаря созданным педагогами и родителями психологическим условиям выпускники показали социальную компетентность, самодостаточность и самоопределение своих жизненных приоритетов.

4. Обеспечение государственной (итоговой) аттестации.

Итоговая аттестация – результат работы всего педагогического коллектива гимназии:

- создание условий для становления и развития специфических (предметных) качеств, знаний, умений, навыков.

- в экспертных комиссиях, работающих на экзаменах, занято 73 % педагогов.

- экспертные комиссии, кафедры принимали участие в разработке экзаменационных материалов и инструментария оценки знаний;

- разработан пакет документов, регламентирующий требования к экзаменационным материалам, к экзаменам в устной форме, к анализу результатов итоговой аттестации по предмету, к деятельности экспертных комиссий.

Рассматривая итоговую аттестацию как результат работы всех участников образовательного процесса, были поставлены следующие цели:

  1. Выявление соответствия подготовки выпускников требованиям государственного стандарта и требованием образовательных гимназических программ в контексте стандартов НРК.
  2. Выявление обобщенного результата образованности выпускника, его социальной компетентности.
  3. Определение уровня профессиональной компетентности педагога через результаты итоговой аттестации.
  4. Создание условий для реализации прав обучающихся в период итоговой аттестации.

Согласно плану подготовки итоговой аттестации были внесены изменения в “Положение о гимназическом компоненте итоговой аттестации в IX, XI классах”. Изменения касались набора предметов гимназического и профильного направления для выпускников XI классов. Выпускники IX классов в соответствии с федеральным положением об итоговой аттестации осуществляли выбор двух предметов предполагаемого в дальнейшем профиля обучения. Выпускники XI классов осуществляли выбор трех экзаменов из числа предметов, изучавшихся в X – XI классах: по одному экзамену из предметов гимназического компонента, профильного компонента и из общеобразовательных предметов.

С целью реализации прав выпускников первоначальный выбор предметов на итоговую аттестацию был проведен в марте 2006 года. Затем до 25 апреля вносились изменения с учетом желания выпускников. Выпускники IX, XI классов ознакомлены с расписанием, которое было составлено с учетом обязательного условия перерыва между экзаменами каждого выпускника не менее двух дней и коэффициента сложности гимназических и профильных экзаменов. Для каждого выпускника составлено индивидуальное расписание. Нарушений прав учащихся на экзаменах не наблюдалось.

Были проведены родительские собрания в IX, XI классах, на которых родителей выпускников познакомили с “Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации”, с “Положением о гимназическом компоненте итоговой аттестации в IX – XI классах”, с правами выпускников, положением о конфликтной комиссии.

Со всеми участниками итоговой аттестации проведены инструктивные совещания.

В соответсвии с письмом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области №05 - 02/41 от 17. 03. 2005 и № 131/1 – Д от 31. 05. 2004 по медицинским показателям для выпускников IX и XI классов был определен щадящий режим итоговой аттестации путем уменьшения количества экзаменов до двух обязательных, основанием были медицинские справки, заявления и соглашения с родителями о проведении итоговой аттестации в щадящем режиме.

Щадящий режим был определен для Белоусовой Елизаветы, Бусыгина Ивана, Воронцовой Анны, Дегтяревой Юлии, Хлызовой Антонины в 11х классах.

Экзамены сданы успешно, медицинских отклонений на экзаменах не было.

Согласно Положению о гимназическом компоненте итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в 2005-2006 учебном году наряду с обязательными письменными экзаменами сдали:

предметы гимназического компонента .

Таблица распределения выбора по предметам гимназического компонента в процентах:

Учебный год Русский язык Иностранный язык Философия
2003 - 2004 74% 16% 8%
2004-2005 21% 32% 47%
2005 - 2006 36% 24% 28%

По материалам таблицы сделана гистограмма, позволяющая сравнить выбор выпускниками предметов гимназического компонента за последние три года.

Традиционный выбор выпускниками русского языка, иностранного языка и философии в качестве гимназического экзамена свидетельствует об интересе к предметам с одной стороны и является результатом применения технологии проектов с другой стороны.

Выбор предметов профильного компонента распределился следующим образом. Предметы профильного компонента сдавали 14 выпускников из 15 в информационно-технологическом классе и11 выпускников из 15 в социально-гуманитарном классе:

литература – 1 человек – 9%

экономика – 2 человека – 14 %

английская литература – 1 человек – 9%

история – 3 человека – 27 %;

правовая культура – 6 человек – 55 %;

информатика - 7 человек – 50 %;

черчение – 6 человек – 43%.

Таблица распределения выбора по предметам профильного компонента в процентах

Предмет 2003 - 2004 уч. год 2004-2005уч. год 2005-2006уч. год
Литература 29% 16% 9%
Экономика 27% 29% 14%
Английская литература     9%
История 11% 18% 27%
Правовая культура 11% 32% 55%
Информатика   30% 50%
Черчение     43%

Графическое сравнение выбора профильного компонента за три года:

В 2003 – 2004 учебном году были – политехнический и гуманитарный классы. В 2004-2005 учебном году – социально-экономический, информационно-технологический и социально-гуманитарный классы. В 2005–2006 учебном году – информационно-технологический и социально – гуманитарный классы. Гистограмма позволяет сделать вывод о тенденции сбалансированности выбора, расширения возможности выбора и большему проявлению готовности соответствовать выбранному профилю.

Выбор предметов базового (общеобразовательного) компонента:

Предмет 2003 - 2004 уч. год 2004-2005 уч. год 2005 – 2006 уч. год
биология 28% 28% 8%
химия 3% - -
география 8% 4% 36%
литература 5% 4% -
информатика 22% 30% 18%
физика - 6% 32%
физкультура 5% 18% 12%

Графическое сравнение выбора базового компонента:

Таблица и гистограмма подтверждают высокий выбор экзаменов по таким предметам как география и физика.

Таким образом, реализация прав выпускников XI классов на выборность в период итоговой аттестации обеспечена.

Выпускники IX классов осуществляли выбор предметов для итоговой аттестации следующим образом:

Предмет 2003 - 2004 уч. год 2004-2005 уч. год 2005-2006 уч. год
Русский язык 10% 10% 28%
Иностранный язык 10% 70% 24%
История 4% 18% 20%
Литература   16% 16%
Биология 5% 1%  
Экономика 20% 10% 40%
Право     36%
Физика 5% 8% 2%
Химия 13% 6%  
География     2%
Черчение 15% 12% 14%
Геометрия 16% 9% 8%
Информатика     16%
Физкультура 2% -  

Таким образом, 60% сдававших устные экзамены выбрали предметы социально-гуманитарного профиля, 36% выпускников – информационно-технологического профиля; 4% выпускников не предполагают продолжение образования в МОУ “Гимназия № 25”.

По сравнению с прошлым годом процент “гуманитариев” повысился, осталось высоким количество выпускников, планирующих дальнейшее социально-экономическое и информационно-технологическое образование. Резко сократилось число выпускников, которое не планируют образование в МОУ “Гимназия № 25”.

Планируют продолжение образования в СУЗах - 6%, в НПО – 4% выпускников.

Анализ выбора форм итоговой аттестации (устные экзамены по выбору) основывался на следующих данных: выбор экзамена в форме защиты реферата и в традиционной форме (по билетам).

Распределение выбора форм устного экзамена в процентах:

Учебный год Защита реферата Билеты
9 класс 11 класс 9 класс 11 класс
2003-2004 8% 26% 92% 60%
2004-2005 19% 32% 81% 63%
2005-2006 22% 37% 78% 63%

Высоким остается выбор билетной формы на итоговой аттестации учащихся IX классов.

Организация исследовательской деятельности девятиклассников привела к увеличению количества выпускников, защищавших реферат на экзамене. Темы рефератов носили проблемный характер. Из 22 исследовательских работ 17 оценено отметкой “отлично”, что составляет 77% защищенных работ.

Наблюдается тенденция к росту выбора такой формы сдачи устного экзамена как “защита реферата”.

Качество выполнения реферата можно проследить по таблице.

Учебные года Количество рефератов Оценено на “5” %
2003 – 2004 18 13 72%
2004 – 2005 54 48 89%
2005 – 2006 27 19 70%

Серебряная медалистка Мошкина Ирина предъявила на экзамене рефераты “Роль комсомола в истории моей страны”, “Информационный Web-сайт “Мое увлечение””. В рефератах автор четко ставит цели и определяет задачи. Они носят метапредметный характер, отличаются самостоятельным подходом автора к решению проблем. Содержание реферата по истории комсомола основано на работе с семейным архивом, с городским архивом. При защите рефератов продемонстрированы умение отбора необходимого и достаточного материала для устного доклада, соблюдены нормы литературного языка, выстроена логически правильная система доказательств, автор умеет вести диалог и дискуссию в соответствующей ситуации общения, подготовлена мультимедийная презентация.

Глубиной исследования, личностной заинтересованностью отличался реферат по литературе Куклевой Олеси “Память о войне в произведениях Е. Носова”.

5. Отличия государственной итоговой аттестации текущего учебного года выразились в следующем:

- формулировки вопросов в экзаменационных материалах носят характер учебной задачи, предполагают строгую логику ответа, умение давать сравнительную характеристику процессов и явлений; в практической части билетов предполагалось осуществление мыслительного эксперимента; вопросы по ряду предметов (биология, физика, история) носили интеграционный характер; усложнена тематика экзаменационных материалов по иностранному языку, включены разножанровые тексты, требуется понимание социокультурных отношений;

- базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры. Экзамены по предметам, предусматривающим отчет в знаниях на базовом уровне, дали возможность проследить решение задач социализации;

- экзамены по предметам профильного уровня выбирались исходя из личных склонностей и потребностей учащихся, позволили оценить творческие способности выпускников и их подготовку к последующему профессиональному образованию;

- расширилось количество предметов, выбранных учащимися для сдачи экзаменов в форме рефератов, повысился уровень владения информацией по интересующей теме и её обработки с использованием информационных технологий;

- особое внимание во время итоговой аттестации было уделено созданию условий для возможности максимального раскрытия индивидуальных способностей.

6. Состояние качества образования по результатам итоговой аттестации

Итоговая аттестация – мера, предпринимаемая правительством по оценке результатов образования, т. е. внешний мониторинг качества образования.

Объектом мониторинга является образовательная система, источники мониторинга: образовательные программы, образовательные стандарты, инструментарий мониторинга – экзаменационные материалы, матрица анализа результатов итоговой аттестации.

Цель мониторинга – определение и анализ наиболее значимого компонента образования – результата, который проявляется на уровне отдельного индивида.

Этот результат складывается из социально обусловленных показателей уровня знаний, умений, навыков ценностного отношения к миру, других показателей, которыми должен обладать выпускник, т. е. речь идет о социальной компетентности выпускника (компетентность в аспектах жизни человека, навыков творческого владения интеллектуальным, физическим инструментарием, способности взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях)

Матрицы оценочного инструментария, разработанные и опробованные в 2001-2002 учебном году, позволяют проанализировать результаты экзаменов и сделать вывод о “состоянии качества образования в МОУ “Гимназия 325”.

Применение Матриц имеет ряд положительных качеств:

  • позволяет оценить качество предъявляемых знаний на уровне выше достаточного, достаточного и ниже достаточного соответствия стандарту.
  • позволяет унифицировать критерии оценки;
  • ставит всех педагогов в одинаковые условия;
  • позволяет снизить субъективизм в подходе к отметке;
  • дает основания для сравнения результатов организации образовательного процесса.

Анализ матриц позволил составить таблицу “Уровень проявления гимназической образованности в %”

Данные таблиц и графиков подтверждают положительную динамику результатов гимназического образования.

(ПРИЛОЖЕНИЕ)