Конструирование изделий из тонколистового металла. Изготовление сувенира

Разделы: Технология


Цели:

  1. Обучение конструированию объёмных изделий.
  2. Развитие пространственного мышления, чертёжных навыков, умения сравнивать, обобщать.

Задачи:

  • обучить приемам составления технического рисунка и развертки изделия из тонколистового металла;
  • обобщить знания по слесарной обработке тонколистового металла;
  • закрепить умения и навыки работы слесарным ручным инструментом.

Оборудование:

  • образцы сувениров и ёлочных игрушек, изображения и стилизованные рисунки животных, птиц, развёртки;
  • образцы жестяных консервных банок;
  • листовая белая жесть;
  • чертилки, канцелярские и слесарные ножницы, бородки, пробойники, паяльник, припой, канифоль, плоскогубцы, круглогубцы, напильники;
  • деревянные бруски.

Объект работы: сувенир, ёлочная игрушка.

Использованная литература:

  1. Кузьмичева Н. Петух, баклан, бык, слон… и все из консервной банки! // Левша, 1992, №4-5. – С.4-5.
  2. Занятия по трудовому обучению, 5 класс. //под ред.проф. Д.А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Технология. 5 класс. //под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1998.

План урока (занятия)

1. Организационная часть (1 мин.)

2. Обобщение знаний по технологии обработки тонколистовой стали (5 мин.)

3. Изложение темы (14 мин.)

4. Практическая работа (50 мин.)

4.1. Фронтальная работа (15 мин.)

4.2. Индивидуальная работа учащихся (35 мин.)

5. Анализ выполненных работ (10 мин.)

Ход урока

1. Назначить дежурных, определить готовность к уроку.

2. Устный опрос:

Что такое белая жесть? (жесть, покрытая слоем олова)

Какие слесарные операции вы знаете? (правка, разметка, резание слесарными ножницами, опиливание, гибка. Соединения: фальцевыми швами, клёпкой, пайкой.)

В каких изделиях чаще всего используется белая жесть? (в консервных банках)

3. Изложение темы.

Консервные банки после использования их содержимого чаще всего выбрасываются. Мусор загрязняет природу, но его можно превратить во вторичное сырьё и использовать для изготовления, например, сувениров, других полезных в хозяйстве вещей.

Вторичным сырьём называется материал, полученный из ранее использованных изделий.

Мы изготовим объёмное изделие-сувенир из жести, которое можно использовать для украшения интерьера или как ёлочную игрушку. Для этого выполним разметку по развёрнутому в плоскости графическому изображению.

Вопрос к учащимся. Как называется такое изображение? (развёртка)

Сегодня мы вычертим развёртку по рисунку. Изделия из тонколистового металла сложно точно воспроизвести по изображению, поэтому мы переработаем образ, стилизуя его.

Стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений.

Рассмотрим пример изделий, выполненных учащимися 5 класса прошлых лет.

<Рисунок 1> <Рисунок 2>

На изображении животного выявляются характерные черты (контур тела и детали, по которым узнается животное: уши, морда, хвост).

<Рисунок 3>

Общие для животных детали не учитываются (например, лапы). Все это отображается в стилизованном рисунке, с учетом того, что голова и тело животного является одним целым. Это хорошо видно на развертке.

<Рисунок 4>

При построении развертки можно учесть, что тело симметрично относительно оси, проходящей вдоль тела, поэтому целесообразно построить половину развертки, она выполняется по заданным размерам, на которые влияют размеры заготовки. Построение развертки удобнее начать с верхней части корпуса, образующей спину и голову, к ней вычерчиваются боковые детали. Дочерчиваются характерные детали (хвост) и уточняются детали головы (глаза, нос).

Вопрос к учащимся: Сравните развертку и готовое изделие. Все ли, что есть в изделии отображено на развертке? (Нет деталей ушей).

Вопрос к учащимся: Какой вывод сделаем? (Уши изготавливаются отдельно).

Дети подводятся к выводу о том, что детали-уши конструируются отдельно и крепятся к корпусу одним из изученных способов: пайкой, фальцевым швом, клепкой. Далее рассматриваются другие примеры и их конструктивные особенности. Более подробно рассматриваются изделия Павлин и Петух, на примере которых учащиеся сконструируют свое изделие Глухарь. <Приложение>

4. Практическая работа.

4.1. Фронтальная работа у доски и в тетрадях.

Вниманию детей предлагается изображение глухаря в рисунке, в иллюстрациях, по возможности чучело.

<Рисунок 5>

Детьми выявляются характерные черты птицы, по этим чертам выполняется стилизованный рисунок (один ученик работает у доски). По ходу работы выявляются и исправляются ошибки, корректируются линии, уточняются детали. Далее по рисунку строится развертка изделия и деталей учителем у доски по комментариям детей.

4.2. Индивидуальная работа учащихся.

Учащиеся выполняют половину развертки на отдельных тетрадных листах в клетку по заданным размерам, исходным из размеров имеющихся материалов, ориентируясь по развертке, вычерченной на доске. Самостоятельно продумывают способ крепления деталей. Складывают лист по осевой линии и вырезают полную развертку. Наклеивают на лист плотной бумаги и вырезают шаблон.

Далее необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности при разметке, резании, правке и гибке тонколистового металла.

Затем ученики самостоятельно выполняют разметку на металле и изготавливают изделие.

Анализ выполненных работ. Демонстрация и обсуждение выполненных работ. Уборка рабочих мест.