Знакомство с буквой Д (д). Составление и решение задач на умножение

Разделы: Начальная школа


I. Цели и задачи урока.

1. Учебные задачи:

- выделение звуков [д], [д,] в словах душ, дятел. Знакомство с буквой Д (д). Составление задач на умножение.

2. Учебные действия:

- выделение звуков речи как материала языка. Определение звука в слове посредством интонационного выделения. Характеристика звуков, обозначение их буквой. Чтение слогов, слов, предложений, составление слов. Составление задач на умножение, запись решения на доске с помощью цифр и действия умножения. Запись печатных букв Д (д), запись слов печатными буквами.

II. Оборудование.

- фишки для звукового анализа слов;

- шкала оценивания;

- касса цифр;

- учебник, рабочая тетрадь №3.

- листы белой бумаги для работы по группам, буквы для классификации.

На доске – шкала оценивания, план работы на уроке, буквы.

III. Содержание обучения.

  1. Звукобуквенный анализ слов “душ”, “дятел”. Знакомство с буквой Д (д).
  2. Письмо печатной буквы Д (д).
  3. Чтение слогов, слов. Составление предложений по картинкам.
  4. Запись слов печатными буквами (тетрадь №3 “Грамота”, с. 25).
  5. Чтение текста (предложений) стихотворения А. Шибаева.
  6. Составление слова, поставив буквы в заданном порядке. Объяснение значения слова “среда”.
  7. Составление и решение задач на умножение по рисункам (работа по учебнику и в тетради №3).
  8. Числа от 0 до 20. Нахождение частей, вырезанных из салфетки.

IV. Ход урока.

1. Звукобуквенный анализ слов “душ”, “дятел”. Знакомство с буквой Д (д).

Работа по учебнику, страница 132.

- С какой буквой мы познакомимся? Как вы догадались?

- Посмотрите на этот значок. Какое задание нам предстоит выполнить? (Звукобуквенный анализ слов “душ”, “дятел”)

Двое учащихся выполняют задание у доски, остальные – в тетради. Консультанты (наиболее подготовленные учащиеся) проверяют правильность звукового состава слов, при необходимости оказывают помощь.

- Сравните первый звук, назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д,], замените первые фишки в моделях слов буквами.

- Почему слова “душ” и “дятел” вы напишете со строчной буквы д, а не с заглавной?

- В каком из слов только один слог: разделите слово “дятел” на слоги, определите, какой слог ударный.

- Чем похожи эти слова, и чем они различаются? (Слова заканчиваются на твердый согласный звук, имеют гласные звуки, начинаются с одной буквы. Отличия: в слове “душ” 1 слог, 2 согласных звука, а в слове “дятел” - 2 слога, 3 согласных звука, 2 гласных звука – ударный и безударный).

Игра “Живые звуки”.

Звукобуквенный анализ слова “дятел”.

- Сколько звуков в слове “дятел”?

- Сейчас каждый берет свою фишку, а вызванный мною ученик прочитывает слово по фишкам, которые держат остальные ученики в своих руках.

- Сейчас ко мне подойдет первый гласный звук ([а]), второй гласный звук ([э]), первый мягкий согласный звук ([д,]), второй мягкий согласный звук ([т,]), твердый согласный звук ([л]). Постарайтесь встать так, чтобы получилось слово “дятел”.

- Прочитайте полученное слово.

- А теперь, второй согласный звук, поставь свою фишку на схеме на свое место и садись и т.д. Первый согласный звук, назови твердую пару.

- Прочитайте по полученной схеме слово, которое получилось.

- У кого из вас заглавная буква Д любимая? (Даниил, Диана). Назовите еще слова, при записи которых требуется заглавная буква Д?

2. Письмо печатной буквы Д (д). Работа по тетради №3, страница 25.

- Сравните печатные и письменные буквы Д д и Д д. Из каких элементов состоит письменная буква д? (овал, прямая линия с петлей)

- В каких письменных строчных буквах есть овал, прямая наклонная линия с петлей? (о, а, у).

Письмо печатных букв Д и д.

- Чем похожи написания букв? Чем они отличаются? На какую букву похоже написание буквы Д? (Л и л).

- О чем надо помнить, прежде чем приступить к письму букв? (О правилах написания и правилах посадки).

Письмо учителем заглавной и строчной буквы Д и д.

- Пишем заглавную букву Д, сначала обводим образец, затем переходим к написанию строчной буквы.

- Оцените себя по шкале оценивания. Нарисуйте на полях и обозначьте свою оценку.

- Допишите заглавную и строчную букву Д, д.

- Что мы сделали на уроке? Что должны еще сделать?

3. Чтение слогов, слов, предложений. Составление предложений по картинкам.

Чтение слогов (фронтальная работа по отдельным строчкам).

- Сколько слогов в первой, второй и третьей строчке?

- Прочитайте слог, который стоит в первой строчке пятым справа налево, слева направо.

- Прочитайте слог, который является одиннадцатым, пятнадцатым; слоги, в которых согласный звук твердый, согласный звук мягкий.

Чтение слов.

- Прочитайте строчку слов, объясните значения этих слов.

- Почему смысл слов “домa” и “дoма” различный? От чего зависит смысл этих слов?

- Составьте предложения с этими словами, включая в них по одному слову, по 2 слова (Это мой дом, он…В центре поселка высотные дома, среди них и мой дом.).

- Прочитаем слова по строчкам (1-я, 2-я и т.д.), по столбцам.

Задание: класс делится на 3 группы. Каждая группа должна составить задание (например, игра “Прочитай слова, которые состоят из двух слогов”). При этом вопросы должны быть точными, не повторяться.

- Назовите слова, в которых буква Д (д) обозначает мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

- Назовите слова, написанные с заглавной буквы. Назовите самое длинное слово.

- Назовите слово, соответствующее звуковой модели.

4. Запись слов печатными буквами.

Работа по учебнику “Грамота”, страница 25.

- Чем отличаются согласные звуки в словах “Дима” и “Дина”.

- Объясните, чем отличаются друг от друга согласные звуки в слове “Дима”? (первый звук – мягкий согласный, второй звук – твердый согласный)

- Что общего у согласных звуков в слове “Дима”? (оба согласных звука звонкие)

- Чем отличаются согласные звуки в слове “Дина”? (первый согласный звук мягкий, второй - твердый)

- Что общего у согласных звуков в слове “Дина”? (Оба согласных звука - звонкие)

- Что общего у слов “Дима” и “Дина”? (Оба слова написаны с заглавной буквы, схема звукового состава этих слов одинаковая, две первые буквы (Ди) и последняя (а) – одинаковые, 2 слога, первый слог в обоих словах ударный).

- Чем различаются эти слова? (третьей буквой, одно слово – имя мальчика, а другое – имя девочки).

Запись слов с последующей проверкой.

- Как можно проверить правильность написания этих слов?

Проверка по учебнику, страница 132.

5. Чтение предложений, стихотворения А. Шибаева.

- Прочитайте предложения на странице 133.

- Что вы прочитали? Как узнать, на каком рисунке Надя, а на каком – Лида?

- Прочитайте первое предложение. Можно ли догадаться, где Надя, а где Лида?

- Прочитайте ту часть предложения, где говорится о Лиде.

- Найдите на рисунке Лиду, во что она одета?

- Прочитайте ту часть второго предложения, в которой говорится о Наде.

Работа по группам.

- Составьте по картинкам предложения. Эксперты (Аня, Соня, Настя) проверят, у кого предложение лучше?

- Докажите, что вы составили предложения (первое слово с заглавной буквы, на конце точка; расстояние между словами, слова связаны по смыслу).

Работа над стихотворением А. Шибаева.

Чтение стихотворения.

- Кому понравилось стихотворение? Какое чувство оно вызывает? За счет чего это удается автору? (игра в слова)

- Прочитайте слова, где есть буква (д).

- Сколько предложений в стихотворении?

- Как написаны эти предложения? Сравните с текстом о Лиде и Наде.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? Как связаны эти предложения? (каждая строка начинается с заглавной буквы; второе предложение продолжает по смыслу первое).

- Почему это произведение можно назвать стихотворением?

- Как можно его озаглавить? (Буква-проказница, озорница).

6. Составление слова, поставив буквы в заданном порядке. Объяснение значения слова “среда”.

- Поиграем дальше. Сколько значений имеет слово “среда”? (слово “среда” имеет несколько значений: это все, что нас окружает, и день недели)

- Составьте слово.

- Сколько букв в слове “среда”, “адрес”? Как нашли?

7. Составление и решение задач на умножение по рисункам (работа по учебнику и в тетради №3).

Работа с примерами

5+5=10

5*2=10

- Что такое умножение? Какое арифметическое действие можно заменить умножением?

- Составьте задачи по рисункам учебника. Запишем решение на доске, используя кассу цифр.

- Послушайте задачу и дополните ее. “Дима рассматривает коллекцию бабочек. Сколько бабочек в двух рядах?”

- Составьте задачу, которая решалась бы так:

3*4=12

6*2=12

Решение задачи №2, тетрадь №3.

Задача: “Андрей, Лида и Дима ходили за грибами… Сколько грибов в двух корзинах?”

8. Числа от 0 до 20. нахождение частей, вырезанных из салфетки.

- Найдите части салфетки, которые соответствуют вырезам, обозначенным буквами Э, Ю, Я. (11, 9, 4)

Работа в тетради “Грамота. Часть 3.”

- В каком порядке можно расположить числа? (начиная с наименьшего или наибольшего числа).

- Запишем, начиная с наибольшего числа, в порядке убывания.

V. Подведение итогов урока.

- Разделите буквы на группы замкнутой линией.

М Н Р З

Г Л К С

- К какой группе отнесете букву Д? Почему?

- Какие звуки обозначает буква Д?

- Какой вид работы больше всего понравился? Где вы испытывали затруднения?