Урок в 5-м классе "Проценты в нашей жизни"

Разделы: Математика


Тип урока: урок-игра

Цели урока:

  • Пробудить у учащихся интерес к изучению математики.
  • Показать сферу практического приложения процентных расчетов.
  • Научить элементарным практическим умениям.

Предварительная подготовка

Старшеклассники делятся на творческие группы: продавцы магазинов (ребята предлагают товары своего магазина семьям, могут подсказать во время расчетов), рекламное агентство (ребята сами решают, будут вместе рекламировать все магазины или разделятся), остальные – служащие банка (заранее решают все задачи, чтобы определить правильность ответов команд). При подготовке к уроку группы самостоятельно подбирают необходимый реквизит, костюмы, распределяют роли, готовят тексты выступлений, вместе с учителем оформляют кабинет к уроку.
Пятый класс делится на три команды (три семьи), выбирают капитана (главу семьи). При подготовке к уроку ребята самостоятельно распределяют роли (членство в семье), в соответствии с ролью облачаются в костюмы, продумывают представление семьи.

Необходимое оборудование:

  • шоколадные монеты в количестве 30 шт.
  • самодельные деньги различного достоинства в сумме 500 тыс.руб. (450 тыс.руб. на ссуды трем семьям, 50 тыс.руб. меньшего достоинства магазинам на сдачу)
  • атрибуты магазинов (проспекты, каталоги, изображения необходимого товара, вывески – оформляются старшеклассниками-продавцами)

Сюжет урока-игры:

Задача каждой семьи – получить ссуду в банке и сделать покупки в трех магазинах: “Меха севера”, “Бытовая техника”, “Интер-мебель”. Помогают и контролируют ход и результат выполнения заданий старшеклассники, играющие на каждом этапе урока свои роли. За правильно произведенные расчеты семья получает от них 2 шоколадные монеты, за решение задачи с ошибкой или подсказкой – 1 монету, если задача не решена – не получает ничего.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя о тесной связи изучения процентов и потребностей в коммерческих расчетах.

2. Самопрезентация семей

3. Устный счет (проводит учитель)

  • Вопрос 1 команде: если вы отличник, то получаете в учебном заведении льготу на оплату обучения – 100%. Как это понимать?
  • Вопрос 2 команде: в валютном магазине 50% товара можно приобрести за доллары, а 80% товара за евровалюту. Что это значит?
  • Вопрос 3 команде: если цену 1000руб. увеличили на 10%, а потом новую цену уменьшили на 10%. Будет ли товар снова стоить 1000руб.?

После того, как команды ответили на вопросы, они отправляются в банк.

4. Решение задач (проводят служащие банка)

  • Задача 1 команде: вам дается ссуда 150.000руб. под 19,5% годовых. Сколько рублей вы должны вернуть в банк через год.
  • Задача 2 команде: вам дается ссуда 140.000руб. под 19,5% годовых. Сколько рублей вы должны вернуть в банк через год.
  • Задача 3 команде: вам дается ссуда 160.000руб. под 19,5% годовых. Сколько рублей вы должны вернуть в банк через год.

При правильном ответе команда (семья) получает деньги и путеводитель по магазинам:

  • 1 семья: “Меха Севера”, “Бытовая техника”, “Интер-мебель”
  • 2 семья: “Бытовая техника”, “Интер-мебель”, “Меха Севера”
  • 3 семья: “Интер-мебель”, “Меха Севера”, “Бытовая техника”.

5. Представление магазинов

Рекламное агентство “Процент” предлагает семьям посетить магазины, рекламируя их товары и описывая возможности покупателей сэкономить на скидках.

6. Совершение покупок

Примерные задачи (для каждой семьи в задачах незначительно меняются цены):

  1. В магазине “Меха Севера” вы решили приобрести шубку и шапку. Шуба стоит 40.000 руб. (есть скидка 6%), шапка стоит 8.000 руб. (скидка 10%). Если вы купите шубку и шапку вместе, скидка составит 8 %. Как выгоднее купить шубку и шапку, отдельно или вместе?
  2. В магазине “Интер-мебель” кухонный набор стоит 2.500 $. сколько рублей стоит набор, если курс доллара составляет 28 руб. Для постоянных покупателей действует скидка 3 %. Сколько стоит набор для постоянных клиентов?
  3. В магазине бытовой техники стиральная машина стоила 18.000 руб. Через некоторое время цена повысилась на 13 %. А затем понизилась на 7%. Сколько рублей стала стоить стиральная машина?

7. Определение победителя

Служащие банка подсчитывают монеты, полученные каждой командой, и определяют победителя, которым является та семья, у которой больше шоколадных монет.

8. Обсуждение итогов урока

Старшеклассники высказывают сове мнение о семьях-покупателях, пятиклассники – о продавцах и магазинах.