Итоговый урок-сказка во 2-м специальном (коррекционном) классе VII вида по теме: "Сочетания [ча-ща], [чу-щу]"

Разделы: Начальная школа


Тема: Сочетания “ча-ща”, “чу-щу”.

Цель урока: закрепление навыка написания сочетаний “ча – ща”, “чу – щу” в словах.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Сегодня у нас необычный урок – урок-сказка. Какие орфограммы знаете?

– Мы повторим изученные орфограммы “ча-ща”, “чу-щу”. А вот кто поможет нам в этом вам предстоит отгадать.

II. Минутка чистописания

1) Отгадайте загадку:

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет… (черепаха)

– Произнесите первый звук. Какой это звук? Какой буквой обозначается? В первой строке прописываем большую и маленькую буквы Чч (обратить внимание на каллиграфию). Во второй строке запишем название этого животного. Слово сложное, произнесем его по слогам. Сколько слогов? Какой первый? Второй? Третий? Четвертый?

черепаха

– Запишите это слово. Поставьте ударение. Зовут черепаху – Чапа. Чтобы записать это слово, какую орфограмму нужно вспомнить?

Чапа

– Запишите это слово.

2) А вот и второй герой сказки:

У меня пропал носок
Утащил его… (щенок)

– Произнесите первый звук. Какой это звук? Какой буквой обозначается? В первой строке прописываем большую и маленькую буквы Щщ (обратить внимание на каллиграфию). В третьей строке запишем название этого животного. Произнесем его по слогам. Сколько слогов? Какой первый? Второй?

щенок

– Запишите это слово. Поставьте ударение. А зовут его Щур, потому что он любит греться на солнышке и от ярких лучей солнца щурит глаза. Чтобы записать это слово, какую орфограмму нужно вспомнить?

Щур

– Запишите это слово.

III. Закрепление

1) Черепаха Чапа живет вот в этом домике и ждет в гости щенка Щура. Она навела в доме порядок и приготовила угощенье.

– Назовите предметы в названии которых есть орфограммы (вывешиваются карточки со словами):

ч. йник

ч.шки

ч.сы

ч.й

– Прочитайте первое слово. Какую букву надо вставить? Какая орфограмма? Запишите это слово, подчеркните орфограмму, поставьте ударение. (Аналогичная работа проводится с остальными словами).

2) Тем временем щенок Щур собирался в гости к черепахе Чапе. Он решил сделать ей подарок. Около дома на грядке щенок нарвал сочной кислой вкусной травки, которая называется … (щавель) и пошел к черепахе. Дорога пролегала через светлый редкий лес. Этот лес называется… (роща). А за рекой располагался темный густой лес, который называется … (чаща).

– Кто внимательно слушал, какие слова с орфограммами встретились на пути щенка? (вывешиваются карточки со словами).

щ.вель рощ. чащ.

– Прочитайте первое слово. Какую букву надо вставить? Какая орфограмма? Запишите это слово, подчеркните орфограмму, поставьте ударение. (Аналогичная работа проводится с остальными словами).

– Шел щенок Щур в гости и пел веселую песенку. Давайте ему подпоем.

Физминутка

Как живешь? – Вот так! (показывают большой палец)
Как идешь? – Вот так! (шагают)
Как плывешь? – Вот так! (машут руками)
Как бежишь? – Вот так! (бег на месте)
В даль глядишь? – Вот так! (руку над глазами и повороты)
Как сидишь? – Вот так! (садятся)

3) Идет щенок по лесу и видит: кто – то нарвал и разбросал бумагу в лесу. Скажите, можно ли мусорить в лесу? Почему?
Щур собрал мусор, пригляделся, да что-то написано. Помогите щенку сложить обрывки.

– Да это же стихотворение получилось. Прочитайте. Чему оно учит?
Прочитайте слова и назовите орфограммы. Запишите эти слова, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

4) Наконец Щур подошел к домику Чапы и постучал в дверь. Чапа открыла дверь. Как вы думаете, что они сказали друг другу?(поздоровались) В лапах Щура подарок. Что сделал Щур? Составьте предложение.

Щур Чапе щавель дарит

– Прочитайте его. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? С какой буквы будем писать? Почему? Назовите орфограмму. Запишите первое слово, подчеркните орфограмму.

(Аналогичная работа с остальными словами, в слове “щавель” поставить ударение). Как показать, что предложение закончилось?

5) Чапа – гостеприимная хозяйка. Она приготовила угощение. А вот чем черепаха будет угощать щенка, вы узнаете, когда составите предложение вот из этих слов.

Черепаха щенка чаем угощает

– Прочитайте предложение (разбор проводится аналогично первому).

– Затем друзья стали веселиться.

Физминутка

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают,
Раз-два-три-четыре
Полетели закружились.

6) Попрыгали, повеселились и решили поиграть в интересную игру, которая называется “Лишняя буква”. Я вам тоже предлагаю поиграть. Разобьемся на группы (дифференцированные задания по степени сложности, для одного ребенка индивидуальное задание). Составьте слово на наборном полотне, а лишнюю букву оставьте внизу.

ч а я р о д е й

 

щ ю у рё нок

 

ч у ю деса

 

щ у ю ка

 

пи щ а я

– Проверим какие слова получились. Прочитайте слово, что оно обозначает, правильно ли оно составлено (сигнальные карточки). Какая орфограмма в этом слове?

7) За играми незаметно пролетело время. Наступил вечер и Щур стал собираться домой. Какие слова они сказали друг другу? Т.е. что они сделали? (попрощались)

попрощались

(В зависимости от оставшегося времени можно это слово записать, орфограмму подчеркнуть, составить предложение “Щур и Чапа попрощались”)

IV. Итог урока

– Друзья расстались. Какие правила помогли повторить нам Щур и Чапа?

– Чапа добрая черепаха. Она прислала вам угощенье (печенье “Алфавит”) и просит вас не забывать эти правила, рассказать эту сказку родителям, братьям, сестрам. И пусть они тоже найдут в вашей сказке слова с орфограммами. Вы завтра расскажите, справились ли они с заданием. Сейчас скажем друзьям “спасибо” и “до новых встреч”.