Урок информатики во 2-м классе по теме: "Общий признак для группы предметов"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Оборудование и дидактические материалы

1. Компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

2. Презентация для объяснения нового материала (Приложение 1)

3. Обучающий тест (Приложение 2).

4. Проверочный тест (Приложение 3)

5. Таблички с названием признаков предметов

6. Магнитная доска, магниты

7. Макет “чудо машины” (Приложение 4)

8. Наборы фигур для работы с “чудо машиной” (Приложение 5)

Раздаточный материал

1. Модели геометрических фигур

2. Две книги и чистый блокнот

3. Две электрические лампочки разной формы, разного размера

4. Свечка

5. Две мягкие игрушки

6. Одна резиновая игрушка

7. Простые карандаши

8. Макеты “чудо машины”

9. Наборы фигур для работы с “чудо машиной”

Цели

Обучающие:

1. Учитъ выделять общий признак группы предметов.

2. Учить выделять лишний предмет из группы предметов.

Развивающие:

1. Через исследовательскую деятельность на уроке развивать умение анализировать.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

3. Формировать умение аргументировать свои выводы.

4. Формирование навыков работы с тестом.

5. Формирование навыков работы с компьютером.

Воспитательные:

1. Через общение учителя и учащихся способствовать развитию культуры отношений.

2. Через организацию работы в парах формировать навыки коллективной деятельности.

3. Воспитание честной самооценки своей работы.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Урок-беседа с элементами практической самостоятельной работы.

План урока

1. Организационный этап 2 мин

2. Разминка 3 мин

3. Этап объяснения нового материала 7 мин

4. Этап усвоения и закрепления новых знаний 13 мин

5. Этап проверки знаний 10 мин

6. Рефлексия 5 мин

Ход урока

I. Организационный этап

Добрый день, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами будем учиться выделять лишний предмет из группы предметов по определенным признакам. Так же будем играть, работать в парах, за компьютерами и поуправляем “чудо машиной”.

II. Разминка

А вначале урока проведем разминку и поиграем в игру “Путаница”, в которой я постараюсь вас запутать. Если я говорю правду – вы хлопаете в ладоши два раза, а если вы не согласны с тем, что я говорю, то машите руками над головой.

Итак, внимание, начинаем.

1. Сегодня вторник

2. В Красноярске протекает река Енисей

3. Ромашка – это цветок

4. Обезьяна – это насекомое

5. У меня в руках указка

6. Доска красного цвета

7. Компьютер – это устройство для обработки, передачи и хранения информации.

Молодцы! Похлопайте себе за то, что вы такие умные, внимательные и эти качества пригодятся вам сегодня для изучения новой темы.

III. Объяснение нового материала

Итак, посмотрите все на экран. Выполним упражнение “Один лишний”.

Слайд 1 (заставка Тема: “Общий признак для группы предметов”)

Слайд 2

Учитель: Перед вами на экране набор предметов. В этом наборе один из предметов лишний. Подумайте, ребята, какой предмет в этом наборе лишний и почему.

Ученик: Лишним является треугольник

Учитель: Почему вы так считаете?

Ученик: Потому что все фигуры зеленого цвета, а треугольник синего.

Учитель: Молодцы, как мы назовем этот признак отличия предметов?

Ученик: Цвет.

(На доску вывешивается табличка с надписью ЦВЕТ.)

Слайд 3

Учитель: А какой из этих предметов лишний?

Ученик: Лишним является квадрат, т. к. все остальные предметы круглые.

Учитель: Правильно, лишним является квадрат. Какой признак мы сейчас использовали для определения “лишнего” предмета?

Ученик: ФОРМУ.

(На доску вывешивается табличка с надписью ФОРМА.)

Слайд 4

Учитель: Определите в этой серии лишний предмет.

Ученик: В этой серии лишней является желтая звездочка, так как она больше всех остальных, другого размера.

Учитель: Какое название дадим этому признаку?

Ученик: РАЗМЕР.

(На доску вывешивается табличка с надписью РАЗМЕР.)

Слайд 5

Учитель: А какой же здесь предмет будет лишним?

Ученик: Лишним будет являться последний предмет, так как все предметы состоят из трех линий, а последний – из двух.

Учитель: И назовем мы этот признак КОЛИЧЕСТВО.

(На доску вывешивается табличка с надписью КОЛИЧЕСТВО.)

Слайд 6

Учитель: Думаю, здесь вы тоже без труда определите лишний предмет.

Ученик: Здесь все линии направлены в одну сторону, кроме одной.

Учитель: Как назовем этот признак?

Ученик: НАПРАВЛЕНИЕ.

(На доску вывешивается табличка с надписью НАПРАВЛЕНИЕ.)

Слайд 7

Учитель: Посмотрите, какая интересная цепочка предметов. Так какой же из них будет лишним?

Ученик: Лишним будет четвертый предмет?

Учитель: Почему вы так считаете?

Ученик: Потому что у всех треугольников круг находится внутри, а у лишнего – за eго пределами.

Учитель: И назовем мы этот признак РАСПОЛОЖЕНИЕ.

(На доску вывешивается табличка с надписью РАСПОЛОЖЕНИЕ.)

Учитель: Итак, (имя ребенка), какие признаки отличия предметов мы с вами рассмотрели?

Ученик: Цвет, форму, размер, количество, направление, расположение.

IV. Этап усвоения новых знаний

Учитель: А сейчас мы с вами представим себя операторами необычной “чудо-машины”. Эта “чудо-машина” (Приложение 4) и наборы фигур для работы с ней (Приложение 5) расположена на доске и на каждой парте. Чем она необычна? А тем, что умеет преобразовывать фигуры. Что значит преобразовывать?

Ученик: Изменять.

Учитель: Правильно, изменять. Итак, загружаем нашу “чудо-машину”, нажимаем на красную кнопку “Старт”, и за работу!

1) Синий треугольник, проходя через машину меняет свой цвет. Из тех фигур, что имеются у вас на парте, приложите справа от машины ту, которая получится в результате преобразования.

(имя ребенка), выйди к доске и приложи нужную фигуру. Почему ты выбрал именно эту?

Учитель:

2) Вторая фигура изменяет свою форму. Что может получиться на выходе?

(имя ребенка), покажи нам преобразованную фигуру. Почему ты выбрал зеленый круг, а не другую фигуру?

Ученик: Потому, что требовалось изменить только форму, про цвет не было сказано ничего.

Учитель:

3) Шестиугольник, попадая в машину, изменяет размер.

(Проверка на доске, акцент на то, что цвет остается прежним.)

Учитель:

4) Следующий предмет меняет количество линий.

(Проверка на доске.)

Учитель:

5) Этот предмет меняет направление.

(Проверка на доске.)

Учитель:

6) И, наконец, последний предмет меняет расположение. На данной картинке солнышко “выглядывает” из-за тучки, (имя ребенка) выйди к доске и покажи, какая фигура получается в результате преобразования.

Ты выбрал вариант, где солнышко находится перед тучкой. Молодец, правильно, а кто-нибудь выбрал другой вариант? Второй вариант, где солнышко полностью скрылось за тучкой гак же будет верным, так как расположение предметов изменилось.

(Возможно и наоборот: вначале выберут вариант, где солнышко скрылось за тучкой. Обсудить этот вариант).

Ребята, а вам больше нравится, когда солнышко светит или прячется за тучку?

Учитель: Замечательные операторы получились из вас! Внимательные, умеющие рассуждать.

Мы очень хорошо поработали, давайте отдохнем. Проведем физминутку.

Выйдите, пожалуйста, из-за парт.

ФИЗМИНУТКА

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки. Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем –
Руки отводим назад.

Аккуратно потянулись,
И к соседу повернулись,
Раз нагнулись,
Два нагнулись.
Три разочка мы присели
И за парты тихо сели

Учитель: Напомню, что мы рассмотрели признаки: цвет, форму, размер, количество, направление, расположение. Ребята, а как вы думаете, существуют другие признаки различия предметов?

Ученик: Существуют.

Учитель: Вот сейчас мы это и проверим. Поработаем в парах. Каждая парта, кроме одной, получает набор предметов. (1 парта – раздаточный материал №1,2 парта – раздаточный материал № 2, 3 парта – раздаточный материал № 3 и № 4, 4 парта – раздаточный материал № 5 и № 6).

Ваша задача из этого набора определить “лишний” предмет и объяснить, почему вы гак считаете.

Вы начинаете работать, у вас ровно одна минута на обсуждение. А я подойду к ребятам, сидящим за пятой партой и дам задание.

(Учитель подходит к ребятам, не получившим набора предметов и дает им задание: найти в классе три предмета, обладающих общим признаком)

Учитель: Время на подготовку закончилось, приступаем к обсуждению.

Каждая пара показывает предметы, которые у них были, называет “лишний” и объясняет почему они сделали такой выбор.

  • Треугольник, прямоугольник, круг, пирамида (треугольник, прямоугольник и круг – плоские фигуры, а пирамида объемная.)
  • Две книги и один чистый блокнот (различаются размером; в книгах уже имеется информация, а в блокнот мы заносим информацию сами; книги открываются справа на лево, а данный блокнот – с низу в вверх).
  • Две электрические лампочки разной формы, разного размера и свечка (лампочки горят в результате воздействия электрического тока, а свечку мы зажигаем сами; лампочки стеклянные, а свечка парафиновая).
  • Две мягкие игрушки и одна резиновая игрушка (различаются материалом, из которых изготовлены; поросенок пищит, в отличие от мягких игрушек).

Молодцы! Замечательно справились с заданием. У ... (имена детей) было индивидуальное задание, давайте послушаем их.

V. Этап проверки знаний.

Настало время поработать за компьютерами, ответить на вопросы теста.

А вначале вспомним правила работы за компьютером.

(Дети по очереди называют известные им правила, учитель дополняет).

Итак, внимание на экран. Посмотрите на последовательность действий при выполнении заданий теста. (Приложение 2)

Всего в гесте три задания, каждое задание состоит из двух частей. В первой части вы определяете “липший” предмет, а во второй части вы указываете тот признак, который использовали.

Для перехода к следующему заданию имеется кнопка.

Давайте попробуем вместе. Какой предмет здесь лишний? Щелкаете по этой картинке левой клавишей мыши. Появляется радостная девочка. Значит задание выполнено верно. Порадовались вместе с девочкой своим успехам и щелкаем по кнопке в правом нижнем углу. А если мы вдруг ошибись, то появляется плачущая девочка. Щелкнем по кнопке и вернемся к тесту, чтобы выполнить задание правильно. Справились с первой частью задания - переходим ко второй.

Какой признак мы здесь применяем? Щелкаете по названию признака левой клавишей мыши.

Выполнили задание, щелкаем левой клавишей мыши по кнопке в правом нижнем углу, и переходим к заданию под номером 2.

Отвечая на вопросы теста запоминайте, сколько ошибок вы допустили. В конце теста по количеству допущенных ошибок вы определяете свою отметку, запоминаете ее и садитесь тихонько за парту.

(Работа учащихся с проверочным тестом Приложение 3)

(Кто работу выполнил и поставил себе отметку, садится за парту)

VI. Рефлексия

Учитель: Ребята, поднимите руки, кто по итогам теста “молодец”, (имя ребенка), что у тебя вызвало затруднение? (имя ребенка), на какой вопрос ты не смог ответить? Похлопайте в ладоши, у кого “великолепный” результат, (имя ребенка), что для тебя было интересным? (имя ребенка), что ты нового узнал на уроке? И теперь встаньте те, у кого “великолепный” результат, (имя ребенка), что тебе больше всего понравилось на уроке?

Итак, (имя ребенка), какие отличительные признаки предметов мы сегодня изучили?

Ученик: цвет, форма, размер, количество, направление, расположение.

Учитель: Кроме перечисленных, существуют другие признаки различия предметов?

Ученик: Да, существуют. Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Всем спасибо за урок, до свидания.