Урок математики в 4-м классе по теме: "Сравнение десятичных дробей"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели урока:

1. Научить находить место десятичных дробей на числовой прямой.

2. Закрепить способ поразрядного сравнения десятичных дробей.

3. Закрепить способы сравнения позиционных дробей.

Оборудование:

1. Карточки с десятичными и позиционными дробями;

2. Заготовки числовых лучей;

3. Информационная компьютерная таблица.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

У.: Дети сравнивали десятичные дроби и вот что у них получилось:

12,09 > 12,1

Д.: Неверно!

У.: Почему? Что дети не знали?

Д.: У этих чисел целая часть одинаковая, а в дробной части решили, что 9 больше, чем 1. Надо было посмотреть, что 1 – это десятая часть, а 9 – сотая. 10 сотых, составляет 1 десятую, поэтому 1 десятая часть больше, чем 9 – сотых. И надо поставить знак меньше: 12,09 < 12,1.

У.: Так как же правильно сравнивать? Вспомним алгоритм сравнивания десятичных дробей. С чего надо начинать процесс сравнения дробей? Способ сравнения дробей отличается от способа сравнения целых чисел? На что надо смотреть в первую очередь, а потом на что?

(На экране поэтапно появляется алгоритм.)

Как сравнивать десятичные дроби

4. Так анализируй каждый разряд дробной части числа.

3. Практическая работа.

У.: Пользуясь алгоритмом, сравните десятичные дроби и поставьте знаки <, >.

(Время для работы 4–5 минут).

23,43 * 23,9

64,03 * 63,3

45,23 * 54,23

19,1 * 19,09

0,12 * 0,9

45,07 * 45,7

Проверка выполнения задания.

У.: Что интересного заметили? Были ли среди них легкие?

Д.: Некоторые числа можно было сравнить по целой, а у некоторых пришлось сравнивать по дробной части.

У.: Какие было интереснее сравнивать? Почему?

Д.: 23,43 < 23,9. Там целые равны, а в дробной части, если не знать правило, можно сравнить как 9 и 43, и можно допустить ошибку.

У.: Теперь проверим, у вас такие ответы? (Слайд на экране с готовыми ответами)

23,43 < 23,9

64,03 < 63,3

45,23 < 54,23

19,1 > 19,09

0,12 < 0,9

45,07 < 45,7

У.: Молодцы, справились.

У.: Дети на числовом луче располагали числа в различных системах счисления. Дошли до 3 и остановились. Почему? (Слайд на экране с началом луча.)

У.: Какое число в четверичной системе счисления на луче должно быть следующим?

Д.: Даны первые однозначные числа, надо найти место первому двузначному числу. Следующее число будет 104. Так как 4 мерки ei в четверичной системе счисления будут составлять одну мерку второго разряда.

4. Работа в группе.

У.: Расположите десятичные и позиционные дроби на числовом луче. (Для каждой группы одна карточка с десятичной дробью.)

5,37

6,67

2,34

3,134

8,6

9,19

У.: Что интересного вы заметили?

Д.: У этих чисел система счисления разная.

У.: Посмотрите внимательно и выберите для работы нужный числовой луч. (На доске заготовки числовых прямых.) Они разные. Обсудите, выберите луч, который подходит вашему числу.