Особенности обучения литературному чтению младших школьников

Разделы: Начальная школа


Чтение хороших книг - это разговор
с самыми лучшими людьми прошедших времён и притом такой
разговор, когда они сообщают нам
только лучшие свои мысли.

Декарт.

В процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Вот почему одной из основных задач обучения младших школьников на современном этапе является обучение чтению.

Чтение - это целенаправленная речевая деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, воссоздаёт опыт, стимулирует интеллектуальное развитие, влияет на поведение человека, организовывает его, может изменять и совершенствовать личность.

Существует ряд причин, в том числе и социальных, почему многие дети неохотно и мало читают. Но главной причиной такого явления всё-таки является несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. “Чтение - вот лучшее учение”. Смысл этой пословицы очень глубок: от умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все одновременно учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является всё-таки умение бегло читать. Кроме того, чтение предполагает общение с автором и слушателями (при чтении вслух), общение с самим собой: своего отношения к описываемому, осознание собственного “я”, т. е. становление и развитие личности.

Меня всё время волновали вопросы:

  • Как сделать, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку?
  • Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым?
  • Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие детей?

Поиск ответов заставлял пробовать, что-то отвергать, что-то накапливать в своём опыте. Мною сделан вывод о том, что просто научить читать недостаточно. Надо научить ребёнка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события и поступки героев.

Поэтому предметом моего исследования является тот структурный компонент обучения, который подчинён одной цели: обучение качественному чтению.

Формирование навыков чтения оценивается по следующим параметрам:

  • понимание прочитанного,
  • объём прочитанного,
  • способ чтения,
  • скорость (беглость) чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.

Наблюдения также показывают, что выпускники начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, не всегда связно передают содержание прочитанного текста, испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения, допускают ошибки при чтении.

Применение новых приёмов позволяет улучшить качество чтения.

Схема обозначения механизма чтения.

Психологическая структура чтения:

  • звукобуквенный анализ и синтез,
  • смысловые догадки,
  • удержание информации,
  • понимание.

Ознакомившись с трудами доктора педагогических наук, профессора Наталии Николаевны Светловской, руководствуясь её теорией методики обучения чтению. Согласно этой теории работу по формированию правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности начинаю с составления диагностики психологического портрета класса. Инструментарий диагностики, который я использовала, включает в себя следующие методики: методика Айзенка (изучение индивидуально-психологических черт личности), самооценка тревожности (Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М.), методика определения направленности личности и наблюдения за учащимися.

Выявленные мною результаты дают мне возможность проектировать эффективную систему подготовки квалифицированного ребёнка – читателя с соответствующим уровнем, заданным программой

Для себя я выявила следующие направления, над которыми работаю:

  • *формирование навыка чтения, повышение скорости и одновременно качества чтения;
  • *развитие речи учащихся (синтаксический уровень);
  • *расширение, углубление, упорядочение читательского кругозора, что способствует развитию личности ребёнка

Остановлюсь на рассмотрении проблем формирования навыка чтения.

Навык чтения включает в себя два компонента.

НАВЫК ЧТЕНИЯ
Техническая сторона Смысловая сторона
Способ чтения Понимание прочитанного

 

Темп (скорость)
Динамика скорости Выразительность
Правильность

Формирование навыка чтения рассматриваю через:

  • запоминание образа буквы и сопоставления его со звуком,
  • слияние звуков в слоги,
  • слияние слогов в слова.

Современные первоклассники уже к концу первой четверти овладевают навыком чтения. Но, к сожалению, способы чтения у них разные:

  • по слогам,
  • слог + слово,
  • слово + слог,
  • слово (группы слов),
  • всё целыми словами.

Я поставила перед собой задачу: помочь одновременно всем детям пройти эти ступеньки. Дальнейшая моя задача: дойдя до последнего способа, сделать его устойчивым, т. е. довести его до навыка, в результате которого возрастёт скорость чтения.

Чтобы дети читали быстро и осмысленно, использую методику, которая способна обеспечить темп чтения. В основу её положены труды харьковского методиста И. Т. Ф. Федоренко. Применение этих методических рекомендаций даёт возможность даже наиболее слабых педагогическом отношении детей научить быстро, читать. Так, устные упражнения по технике чтения я провожу от трёх до пяти раз в неделю. Это даёт возможность за 3 – 4 недели поднять скорость чтения как вслух, так и про себя. Применяю чтение в быстром темпе и чтение с убыстрением. Это способствует выработке навыка антиципации (подготовки) к быстрому и осознанному чтению, позволяет не допускать регрессии (обратного движения глаз для уточнения, прочитанного): чем их больше, тем ниже темп. (Приложение 1)

Приём “Буксир” использую в 3 – 4 кл.: на максимальной скорости организую быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по читаемой строке. Для этого готовлю карточки с текстом в 10 – 20 строк, которые читаются с убыстрением и многократно. По движению карандаша слежу, чтобы скорость чтения была достаточно высокой. Для организации работы на “Буксире” класс разбиваю на пары. Ведущий в каждой из них двигает карандаш по читаемой строке с таким расчётом, чтобы читающий отставал не более, чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп его увеличивается.

С первых уроков изучения согласных букв я применяю графические схемы (дуга, точка, чёрточка ). Дуга – это согласная с последующей гласной, т. е. слог – слияние. Точка – это согласная без последующей гласной или согласная с мягким знаком; чёрточка – гласные звуки, которые надо потянуть. Когда этот механизм усвоен, дети переходят к чтению слоговых таблиц, слов, предложений и текстов. (Приложение 2)

Тут же применяю упражнение “Катаемся с горки” (уже при усвоении нескольких букв, например, а, о, н, с). Далее я фиксирую успехи ребёнка, сравниваю показатели скорости чтения за определённый промежуток времени, тем самым слежу за динамикой скорости чтения.

Многолетний опыт убедил меня, что очень важно следить за правильностью чтения – чтения без ошибок: пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний. На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникнуть из – за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребёнок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве. Чтобы предупредить эту трудность я использую ряд упражнений:

  • работа в парах – нарисуй пальчиком букву на ладошке соседа, отгадывание буквы тем же способом;
  • конструирование букв из ниточки, проволоки, картона;
  • упражнение “Алфавит” (1 этап – показывание букв, называемых учителем, затем то же с убыстрением, 2 этап – показ букв в алфавитном порядке на время);
  • упражнение “Найди такую же”;
  • артикуляционная гимнастика;
  • чтение слогов и пропевка их под мелодию хорошо известной детской песенки, например, “В лесу родилась ёлочка” (упор на зрительное восприятие);
  • чтение и запоминание чистоговорок;
  • упражнение “Абракадабра”
  • упражнение “Снежный ком”

Если говорить о правильности чтения на втором этапе, когда ребёнок читает по слогам и целыми словами, то здесь возникают ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Ограждая в будущем детей от этого, на самых первых уроках использую:

  • упражнение на развитие внимания “Перепутанные линии” (Приложение 3)
  • упражнение для формирования умения сосредоточиться (Приложение 4)
  • упражнения для тренировки внимания (Приложение 5)
  • упражнения для развития у детей периферического зрения (умения видеть без движения зрачков глаз одновременно по несколько слов) В последнем случае я использую упражнения с буквенными и слоговыми пирамидами, таблицами Шульте, предложенными к использованию А. Т. Степанищевым. (Приложение 6)

Чтобы дети читали осознанно, могли пересказать прочитанное, все слова в тексте должны быть им понятны. Знакомлю с толковыми словарями, “Этимологическим словарём” В. Волиной. На этом же этапе использую ряд упражнений:

  • чтение – “спринт” (на максимальной скорости прочитать текст про себя, при этом губы сжаты – вопросы известны до начала чтения текста);
  • чтение незнакомого текста про себя или шёпотом, затем “экспресс-контроль”;
  • знакомство с новыми словами;
  • чтение учителем научной статьи, одновременно с этим дети зачёркивают заданную букву, слушают учителя и запоминают текс; после чтения учителем – ответы на вопросы и проверка, все ли буквы были зачёркнуты – работа в парах.

Итак, понимание прочитанного требует от ребёнка соответствующего этому возрасту словарного запаса, умения грамотно строить правильные грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями. Таким образом, осознанность, её глубина определяются не только технической стороной навыка, но и уровнем развития речи. Это в полной мере обоюдный процесс: чем больше читает и познаёт ребёнок, тем лучше развивается и его речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и тем глубже осознание прочитанного. Вот почему, работая над формированием такого компонента навыка чтения, как осознанность, особое внимание я уделяю развитию речи учащихся. (Приложение 7)

Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность. Она является одним из компонентов навыка чтения. Научить и научиться читать выразительно достаточно сложно. Но, не смотря на сложность уже на начальных этапах обучения можно учить ребёнка выразительному чтению.

Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз (логико-грамматических, психологических и ритмических – при чтении стихотворений), эмоциональную окраску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания. Определяем интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, стараемся читать достаточно громко и внятно.

Уже в период обучения грамоте провожу с детьми такую работу. На доске напечатано предложение, а рядом – вопросы к нему. Использую небольшие по объёму произведения, написанные в форме диалога (и фольклорные, и авторские). Отвечая на вопросы, надо лишь делать разное логическое ударение в этом предложении. (Приложение 8)

Формируя смысловую сторону чтения, обращаю внимание на то, что перенос ударения с одного слога на другой может изменить значение слов, перенос логического ударения с одного слова на другое может полностью изменить смысл одной и той же фразы. (Приложение 9)

Учащимся начальной школы бывает трудно подобрать определение для интонации, поэтому из ряда 5 – 6 слов предлагаю им выбрать подходящее, также использую пиктограммы: изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из них принадлежат слова из данного произведения. (Приложение 10)

Разные виды работ над текстом также способствуют развитию навыков выразительного чтения. Это и чтение по ролям, и инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, а также занятия по “Детской риторике”, когда учащиеся получают задание найти и прочесть предложение (отрывок) с заданной интонацией: вопросительной, восклицательной, просящей и т. д.

На уроках чтения учу детей не только читать и пересказывать, но и анализировать произведения, уметь найти его главную мысль, делать выводы, давать характеристику героям, оценивать их поступки. Использую “Памятки по чтению”. (Приложение 11)

Следовала рекомендациям, описанным В. М. Зайцевым. Приступая к введению этого метода, подробно объясняла его значение учащимся, родителям. Строго следила за тем, чтобы у каждого ребёнка была художественная книга, дети отмечали карандашом то место, до которого дочитали, и начинали чтение на следующем уроке с этого места. Но удовлетворяющих меня результатов не увидела. Причин нашлось для этого достаточно:

  • слишком большие по объёму книги,
  • чаще всего содержание не соответствовало возрасту ребёнка,
  • кто-то приходит без книг,
  • кто-то делает вид, что читает и много других причин.

Пришла к выводу, что пятиминутки “жужжащего” чтения должны быть направлены только на развитие скорости чтения. А для этого нужно, чтобы ученик действительно читал, а не делал вид, что читает. Моя задача создать ему для этого все условия. Учитывая возможности каждого ученика, я давала ребёнку такой текст, который он должен был бы попытаться успеть прочитать за эти пять минут. Считаю, что если ребёнок ясно видит конечную цель своей работы, то и работа спорится (в данном случае чтение). И моё открытие в этом способе чтения дало свои результаты. Дети не просто читают, а стараются успеть дочитать за отведённое время текст до конца, т. к. видят конечную цель.

Формируя навык чтения, как техническую его сторону, так и смысловую, уже в первом классе (со 2 четверти) в конце урока использую детские песни. Дети, даже не умеющие читать или плохо читающие, с помощью тренировок зрительно и на слух запоминают буквы алфавита, улавливают темп, ритм песни, мелодию в целом и со второго раза не только правильно следят по напечатанному тексту, но и подпевают. На одну песню. Как правило, я определяю от 3 до 5 уроков. Это не только помогает в формировании навыка чтения, но и даёт возможность детям узнать и выучить много хороших песен, даже слабоуспевающему ученику (ведь во многих детских песнях есть познавательные моменты, которые побуждают к чтению). (Приложение 12)

В 3- 4 классах эту работу я усложняю. Текст перед детьми, на магнитофоне или на диске – запись песни или какого – то произведения. Дети следят, запоминая темп, правильность и выразительность чтения. На определённом этапе отключаю громкость, а дети читают или поют, соблюдая вышесказанные показатели. Включая звук заново, дети должны читать или петь там же, что и исполнитель.

В классе организована классная библиотека, ребята становятся читателями школьной библиотеки. Начиная с конца первого класса, обучаю ведению записей в “читательских дневниках”. (Приложение 13)

Урок литературного чтения в 4 классе (Приложение14).

Работа учителя по обучению чтению должна быть регулярной и обеспечить приобщение детей к искусству художественного слова, эстетическое и нравственное развитие. Ведь дети чутки к истинно художественной литературе. Научить ребёнка читать – великая дидактическая задача. Приобщение ребёнка к самостоятельному знакомству с художественной и научно-популярной книгой позволит уменьшить растущее негативное влияние телевидения, видео, кино, компьютерные программы и обеспечить расширение кругозора маленького человека, обогащение его личности.

И действительно, “привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”

Сесиль Лупан.