Урок литературы во 2-м классе по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Организовать введение в раздел "Сказка – ложь, да в ней намёк…", знакомство с новым произведением "Слониха, слонёнок и слон".
  2. Содействовать развитию устной речи учащихся навыка анализа, выразительного чтения, творческого воображения.
  3. Способствовать воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись колыбельной, иллюстрация с героем Афанасием, рисунки детей, кукла.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Сейчас мы прослушаем с вами отрывок из музыкального произведения. (Звучит музыка "Колыбельная".)

Дети, какую музыку вы сейчас прослушали?

Дети:

- Мы прослушали колыбельную.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Мы не случайно начали урок с прослушивания этой музыки. Какие колыбельные песни вам известны? (Народные и авторские). Мальчики организовали выставку рисунков на эту тему. А с девочками мы проведём игру-конкурс "Дочки-матери". Представьте тёмную ночь, себя на месте своей мамы, у вас маленькая дочка. Какую колыбельную песню вы ей споёте? (Девочки, желающие исполнить песню, садятся на стул, берут в руки куклу и "убаюкивают" её песней. Мальчики определяют девочку-победительницу, ставятся оценки).

III. Введение в главный раздел.

(На доске иллюстрация с изображением Афанасия, идущего к двери.)

Учитель:

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, куда спешит Афанасий?

Дети:

- Афанасий спешит открыть дверь.

Учитель:

- Кто его туда ведёт?

Дети:

- Его ведут животные.

Учитель:

- Это неспроста. Чуть позже мы к этому вернёмся. А сейчас откройте учебник на стр. 53, прочитайте название раздела.

Дети:

- Сказка – ложь, да в ней намёк…

Учитель:

- Кто автор этих строк?

Дети:

- Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель:

- Кто может продолжить эти строки?

Дети:

- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.

Учитель:

- Из какого произведения эти строки?

Дети:

- "Сказка о золотом петушке".

Учитель:

- Как вы понимаете смысл этого предложения? Что значит намёк? Как вы думаете, какие сказки мы будем читать в этом разделе? Как это можно определить?

Откройте содержание (стр. 157). Прочитайте заголовки произведений, фамилии авторов. Теперь легче ответить на этот вопрос?

Дети:

- Это сказки о животных, или анималистические сказки.

Учитель:

- Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на ус? (Предположения учащихся).

А так ли это, вы попробуете ответить после того, как прочитаете все произведения этого раздела.

Работа над стихотворением Ю. Мориц "Слониха, слонёнок и слон…"

Учитель:

- Прочитайте фамилию автора и название произведения, которое открывает этот раздел.

Дети:

- Юнна Мориц "Слониха, слонёнок и слон…"

Учитель:

- Вспомните, какие произведения Ю. Мориц вы читали?

Дети:

- "Попрыгать – поиграть", "Ванечка – пастух", "Ворона", "Что над чем", "Дом гнома, гном – дома"…

Учитель:

- В чём особенность этих произведений?

Дети:

- В них чувствуется любовь автора к детям, животным, они весёлые и очень добрые.

а) Чтение стихотворения про себя.

Учитель:

- Ребята, о чём это стихотворение?

Дети:

- О том, как слоны путешествовали.

Учитель:

- Какие картины вы себе представляли? (Предположения детей).

б) Чтение стихотворения по строфам с комментариями.

Учитель:

- Сегодня мы будем не просто читать стихотворение, и работать над его содержанием, мы начнём создавать свой диафильм. (На столе у каждого ученика лежит лист бумаги, разделённый на 9 частей).

Учитель:

- Читаем первую строфу.

Дети:

Слониха ,слоненок и слон
Устали стоять в зоопарке,
И в море уплыли на синей байдарке
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! Унеслись во-о-н туда!

Учитель:

- Почему слон, слониха, слоненок уплыли на байдарке в море?

Дети:

- Им было скучно, они устали стоять в зоопарке.

Учитель:

- Как вы представляете себе байдарку? (лодочка)

- Какой главный элемент можно выделить из этой строфы?

Дети:

- Нам нужно нарисовать лодочку.

Учитель:

- Поставьте цифру 1 и нарисуйте этот элемент.

Учитель:

- Читаем вторую строфу.

Дети:

Слониху, слоненка, слона
Пушистые волны качали,
И детской улыбкой дельфины встречали
Слониху, слоненка, слона.
Да-да! И слоны улыбались тогда!

Учитель:

- Как вы себе представляете волны?

Дети:

- Мягкие, пушистые.

Учитель:

- С кем подружились слоны? С чего это началось?

Дети:

- С улыбки.

Учитель:

- Скажите, а "детская улыбка" – это какая?

Дети:

- Добрая, открытая.

Учитель:

- Поставьте цифру 2 и изобразите улыбку на листе.

Учитель:

- Продолжаем создавать диафильм. Прочитайте 3 строфу.

Дети:

Слонихе, слоненку, слону
Глоток задушевности нужен -
Дельфины устроили дружеский ужин
Слонихе, слоненку, слону.
Да-да! И меня пригласили туда!

Учитель:

- Как вы понимаете выражение "глоток задушевности нужен"?

Дети:

- Это, значит, пообщаться сердечно, искренне.

Учитель:

- А когда в вашем доме устраивают дружеский ужин за чашечкой чая, какое главное угощение стоит на столе?

Дети

- Пирог, торт.

Учитель:

- Нарисуйте это в третьем кадре.

Учитель:

- Молодцы! Читаем 4 строфу.

Дети:

Слониху, слоненка, слона
Дельфины любили, как братья, -
Прощаясь, они заключили в объятья
Слониху, слоненка, слона.
Да-да! И меня заодно!

Учитель:

- Как сложились отношения между дельфинами и семьей слона?

Дети:

- Они подружились.

Учитель:

- Из каких слов это видно?

Дети:

- Любили, как братья.

Учитель:

- Что, значит, заключили в объятья?

Дети:

- Обняли на прощание.

Учитель:

- Когда люди прощаются, какие жесты они при этом выполняют?

Дети:

- Они обнимают друг друга, жмут друг другу руки.

Учитель:

- Что можно нарисовать на этом кадре? (Предположения детей)

IV. Физкультминутка.

Учитель:

- А сейчас давайте отдохнём.

Здравствуй, друг.
Как ты тут?
Где ты был?
Я скучал.
Ты пришёл! Хорошо!

- Поставьте цифру 4 и создайте кадр.

Учитель:

- Вот мы и подошли к следующей строфе.

Дети:

Слониха, слоненок и слон
В обнимку растаяли в дымке, -
Дельфинам на память
Остались на снимке
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! И улыбка моя до ушей!

Учитель:

- Что означает "в обнимку растаяли в дымке"?

Дети:

- Исчезли в тумане, пропали.

Учитель:

- А что осталось на память дельфинам?

Дети:

- На память остался снимок.

Учитель:

- Какой основной предмет можно выделить из этой строфы и зарисовать? Поставьте цифру 5 и создайте следующий кадр диафильма.

Читаем следующую строфу.

Дети:

Слониха, слоненок и слон
В авоську сложили подарки,
И в Химки вернулись на синей байдарке
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! Не бросают слоны малышей!

Учитель:

- Почему слоны вернулись?

Дети:

- Наверное, потому, что здесь их дом, у них здесь остались малыши.

Учитель:

- Что привезли с собой слоны?

Дети:

- Они привезли с собой подарки.

Учитель:

- А вы любите получать подарки? Нарисуйте подарок на следующем кадре.

Кто из вас желает прочитать следующую строфу?

Дети:

Слониху, слоненка, слона
Встречал слоновод знаменитый,
И бал ожидал на веранде открытой
Слониху, слоненка, слона.
Да-да! Я с верблюдом плясала тогда!

Учитель:

- Кто такой слоновод?

Дети:

- Человек, который ухаживает за слонами.

Учитель:

- Почему слонов встречал "слоновод знаменитый", да еще устроил им праздник?

Дети:-

- Наверное, потому, что их любили и соскучились по ним.

Учитель:

- Дети, бал-это большой праздник. А в завершении любого праздника какое зрелище вы часто наблюдаете?

Дети:

- Очень часто после праздника мы видим салют.

Учитель:

- Правильно, нарисуйте салют в седьмой кадр.

Следующие две строфы объединим в одну.

Дети:

Слониха, слоненок и слон
Во сне по дельфинам тоскуют,
И хоботом ищут капусту морскую
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! Спят и видят ее,
Любимое блюдо свое!
Слонихе, слоненку, слону
Морская капуста приятна -
Дельфины во сне ее шлют, вероятно,
Слонихе, слоненку, слону.
Да-да! По своей доброте!

Учитель:

- По кому и по чему скучают слоны?

Дети:

- Вероятно, они скучают по дельфинам и по капусте.

Учитель:

- А где они могут попробовать морскую капусту?

Дети:

- Наверное, только во сне.

Учитель:

- Скажите, дети, а когда к нам приходит сон?

Дети:

- Обычно сон приходит ночью.

Учитель:

- Чтобы вы нарисовали на восьмом кадре нашего диафильма?

Дети:

- Звёзды, луну.

Учитель:

- Вот мы подошли к последней строфе стихотворения.

Дети:

Слониха, слонёнок и слон
От нежности рты открывают,
Глаза закрывают, и нам напевают
Слониха, слонёнок и слон.
Да-да! О мечте! О мечте!

Учитель:

- О чем это стихотворение? Найдите подтверждение своего ответа в последней строфе.

Дети:

- "…и нам напевают ( слониха, слониха, слоненок и слон) Да-да! О мечте! О мечте!"

Учитель:

- Да, о мечте. Это веселая добрая фантазия-мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и душевном тепле. Так может фантазировать ребенок и взрослый, который не забыл, что он был ребенком. Когда вы читали стихотворение, чьё присутствие вы ещё ощущали, из какой строчки в каждой строфе это видно?

Дети:

- Чувствуется присутствие автора.

Учитель:

- Попробуйте прочитать последние строчки каждой строфы с тем чувством, которое автор постарался вложить в них. Что можно сказать об авторе?

Дети:

- Он тоже мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей.

Учитель:

- Посмотрите на лист бумаги. У вас получился план диафильма. И не просто план, а план из рисунков. Рисунки помогут выполнить содержание каждой Зстрофы. Домашним заданием вам будет закончить последний кадр диафильма, пофантазировать и помечтать, а также более подробно дорисуйте кадры другими словами-рисунками и выполните их в цвете.

V. Закрепление.

1. Выразительное чтение стихотворения. (Ставятся оценки.)

VI. Прослушивание в грамзаписи песни "Слониха, слонёнок и слон" в исполнении дуэта Никитиных.

Учитель:

- Дети Татьяна и Сергей Никитины на слова Юнны Мориц сочинили музыку, и у них получилась очень интересная и весёлая песенка. Сейчас мы её с вами прослушаем.

VII. Итог урока.

Учитель:

- Дети, почему это стихотворение начинает, открывает раздел" Сказка-ложь, да в ней намёк"?

Дети:

- Потому что стихотворение похоже на сказку, его герои-животные. Люди тоже бывают одиноки, им тоже "глоток задушевности нужен".

Учитель:

- Да, дети, мы прочитали о слонах, а задумались о людях.(Выставляются оценки за работу на уроке.)

VIII. Домашнее задание.

Учитель:

- Дети, Афанасий предлагает вам выучить наизусть английскую народную песенку" Кораблик" и сочинить к ней свою музыку.