Урок по краеведению во 2-м классе (курс "Маленький Большой Читатель") по теме: "Сказки народов Приамурья"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный урок чтения.

Цели и задачи урока:

  1. Формировать у учащихся ценностное отношение к чтению.
  2. Формировать у детей умение выразительно читать произведения различного вида жанров.
  3. Продолжать знакомство с поэтами и писателями Дальнего Востока.
  4. Развивать познавательный интерес к истории родного края.
  5. Способствовать к созданию яркого, эмоционально-окрашенного образа родного края. Лучше узнать и почувствовать его красоту и самобытность.
  6. Способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка. Учить соотносить пословицы с содержанием изучаемого произведения.

Оборудование:

  1. Портреты поэтов Дальнего Востока, иллюстрации животных Приамурья, костюмов коренных народов Приамурья.
  2. Конверт-помошник, книжка-малышка, тексты сказок на каждого ученика.
  3. Набор карточек со словами литературных жанров, названий национальностей,
  4. словарных слов, хаотично расположенных на доске. Слова – подсказки зелёным цветом. Над доской название большой темы: “ Сказки народов Приамурья”
  5. Слева и справа на планшетах пословицы о сказках эвенского и нанайского народов.

Ход урока

I. Организация детей на занятие. Приветствие.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель:

Ранним утром в воскресенье
В лес с корзинкою пришёл
И такое объявленье
На берёзе я прочёл:

Дети хором продолжают

Приходи, грибов и ягод
Не собрать в лесу и за год!
В лес отныне без билета
Разрешается ходить.
Только помни: здесь всё лето
Тигр
Будет рядом жить!

- Кто придумал такое объявление? (В. Рыбин.) Вывешивается карточка с фамилией поэта.

Учитель:

О летягах шутят:
Зверь на парашюте!

- Кто автор этих строк? (П.Комаров.) Вывешивается карточка с фамилией поэта.

Как живёшь, воробей?
Говорит:
- Ничего…
Крошку хлеба ему
Очень трудно найти…
А вот ты, человек,
С ним делился хоть раз?

- Кто задаёт такой серьёзный вопрос? (Е.Кохан) Вывешивается карточка с фамилией поэта.

- Чьи стихи из этих поэтов мы будем сейчас читать, вы узнаете, определив, кто сказал эти строки: “Мне было радостно видеть, как из липких почек на деревьях пробиваются первые трубочки листьев, как над головой летят гуси, как невдалеке прогуливается по лесной тропинке удод, как в кустарнике на разные лады перекликаются другие птицы” (П.Комаров).

- Порядок чтения стихотворений установим с помощью викторины.

1. -Только на Дальнем Востоке и в Сибири называют это животное “сохатый”. (Лось)

Вывешивается иллюстрация животного после каждого ответа.

Чтение стихов детьми учитель комментирует и оценивает.

Поглядит кругом и снова
Нагибается к траве
Длинноногая корова-
Целый куст на голове.

Кто не знал такого дива-
Не поверил бы никак.
Это просто не красиво –
Голова в таких сучках!..

От соседа- зверолова
Мне услышать довелось:
Это вовсе не корова,
Это здесь пасётся лось…

2.

– И у него веснушки –
Совсем как у девчонки… (Оленёнок)

Среди кустов зелёных
У речки серебристой
Гуляет оленёнок -
Телёночек пятнистый.

Он ходит по опушке
В лесной своей сторонке,
И у него веснушки –
Совсем как у девчонки…

3.

– Пугливое животное с двумя клыками (Кабарга)

Весь день молчит суровая
Столетняя тайга.
У кедра обомшелого
Укрылась кабарга.

Над ней летят пушистые
Снежинки в тишине,
И кружатся, и падают,
И тают на спине…

Сюда в погоду ясную
Охотник завернёт,
Но только снег утоптанный
У дерева найдёт.

4.

– И народ не зря дивится
Пересмешнице такой (Сойка)

Непоседливая сойка
Хитрым делом занята:
Пересмешничает бойко
Возле каждого куста.

Всем она даёт уроки,
И сама за полчаса
У дрозда и у сороки
Перехватит голоса,

Петухом зальётся звонко,
Фыркнет кошкой у окна,
Передразнит жеребёнка –
Молодого скакуна.

Лесоруб идёт с пилой –
Сойка вертится юлой:
Глаз жемчужный завела –
И запела как пила!..

Всех смешит шальная птица,
Потерявшая покой.
И народ не зря дивиться
Пересмешнице такой.

5.

–…И вдруг с тоски заухает,
По-бычьи заревёт,…

- Какая птица умеет издавать такие звуки? (Выпь)

Бухало.

Стоит в траве над озером,
Выслеживая рыб,
Большая птица – бухало,
Смешная птица – выпь.

Стоит она в молчании
У приозёрных вод,
И вдруг с тоски заухает,
По-бычьи заревёт,

Заголосит отчаянно,
Пугая перед сном
Ребят, что возле озера
Пасут коней в ночном.

6.

– “Любитель музыки” - назван поэтом этот зверь. (Медведь)

Лесная музыка

Скрипит высокая сосна,
И, молнией расколота,
Весной на землю льёт она
Смолы живое золото.

И каждый вечер по весне
Своей тропинкой узенькой
Идёт к расколотой сосне
Медведь – любитель музыки.

Чуть слышно дерево поёт.
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнёт
Плечом сосну певучую…

Когда ты ходишь по лесам –
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.

- Всех этих животных можно встретить в лесах Приамурья. Многие из них находятся под охраной государства.

III. Изучение нового материала.

- Какое любимое занятие было у П.Комарова, Е.Кохана, В.Рыбина (сочинять стихи)

Стихотворение

- Посмотрите на доску, найдите слова, которые могли бы продолжить логическую цепочку

(басня, рассказ). Назовите одним словом (жанры). А как называется литературный жанр, в котором есть вымышленные (придуманные) лица, события, с участием волшебных, фантастических сил? (“Сказка” – на зелёном фоне). – А кто чаще всего сочиняет сказки – (народ).

Вывешиваются карточки с названиями национальностей.

- Русские живут (говорят дети – в России) и сочиняют какие сказки? (Русские). В Германии придумывают? (Немецкие). Французские сказки где родились? (во Франции). Как можно назвать одним словом: русские, немцы, французы (национальность). Кто знает люди какой национальности проживали триста лет назад в Приамурье? Хотите узнать? Откройте конверт-помошник, достаньте текст (звуковой ориентир, слежение детьми за ведущим голосом. На листе карта расселения коренных народов севера до прихода казаков-землепроходцев в начале XVII в.).

Вначале XVII века на территории области проживали немногочисленные племена эвенков, дауров и дючеров. Эвенки заселяли северные таёжные районы, занимались, в основном, оленеводством и охотой. Жили в чумах. На остальной территории Приамурья проживали дауры и дючеры, которые вели оседлый образ жизни. Кроме охоты они занимались земледелием, скотоводством, рыболовством. Рыбу добывали острогой, ловили сетями. Жили посёлками в бревенчатых домах, окружённых земляными валами и стенами.

- Люди какой национальности проживали в Амурской области? (Дючеры.) (“Эвенки” – на зелёном фоне). – Как называлось их жильё? (Чум) В Читинской области, Якутии, в Хабаровском и Приморском крае, граничащими с Амурской областью, жили другие национальности: нивхи,(на зелёном фоне )-нанайцы.

Вывешивается иллюстрация национальной одежды этих народов.

- В поисках лучших мест для проживания, они переезжали, меняли место жительства. Трудные условия жизни, суровый климат укорачивали жизнь людям. (пословица “Наш врождённый прищур – от снежной белизны и бурь”). Они стали малочисленными. Все, проживающие народы по берегам Амура, стали называть “народы Приамурья”.

Работа в книжках-малышках, вторая страница. Приклеивают названия национальностей народов Приамурья.

- Часто герои сказок должны спускаться в подземелье, заходить в густой лес…

- Что помогало им вернуться из этих “ловушек”? (камушки, клубочек ниток…)

- У народов Приамурья такой помощницей была зарубка – отметка рубящим орудием на чём- нибудь. В тайге на деревьях (Работа в книжках-малышках, третья страница. Записывают новое словарное слово). – Посмотрите на доску. Есть ли, слова, которые продолжили бы синонимический ряд? (Метка, вешка, отметка) Мы узнали прямое значение этого слова. Переносное значение: о том, что запомнилось крепко и надолго. (Зарубка в памяти. Заруби себе на носу). Используя зарубку, на нашем уроке это зелёный фон, определите тему нашего урока. (Нанайские и эвенские сказки). Знакомство с этими сказками мы начинаем новый большой раздел

(на доске) “Сказки народов Приамурья”. К сказкам народы Приамурья относились очень серьезно. В них чувствуется, любовь к природе. “Не знаешь тайги – на охоте заблудишься, не знаешь народных сказок – в судьбе споткнешься”. Так говорит нанайский народ.

Чтение сказки за звуковым ориентиром.

О ТОМ, КАК МЕДВЕДЬ С БУРУНДУКОМ БЕСЕДОВАЛИ

(нанайская сказка)

Все знают, что у бурундука на спине пять тёмных полосок. А когда-то он был весь рыженький. Говорят, что полоски эти – след от медвежьей лапы.

Как-то прыгал, прыгал бурундук по деревьям, но скучно ему стало, и он спустился вниз погулять по земле. Вдруг навстречу ему идёт медведь. Обрадовался бурундук: - О, старый приятель, давно мы с тобой не видались! Как поживаешь? – Ох, - вздохнул медведь, - плохо живу. Одолели меня тяжкие думы, а поделиться не с кем. – Что такое? – встревожился бурундук. – Чем ты расстроен? Расскажи мне, уж я-то тебя пойму, уж я-то тебя утешу! Медведь благодарно посмотрел на бурундука и начал рассказывать: - Видишь ли, последнее время я стал очень боятся тяжёлых железных стрел, с которыми охотятся на меня люди. А вот перед лёгкими деревянными стрелами я никакого страха не испытываю. Разве можно пробить ими мою толстую шкуру? Никакого вреда они мне причинить не могут. – Ты ошибаешься! – воскликнул бурундук. – Деревянные стрелы куда опаснее! А вот железных стрел я совсем не боюсь! Ведь я маленький зверёк, и они всегда мимо меня пролетают. И тебе советую: Остерегайся деревянных стрел! Помолчал медведь, а потом опять заговорил: - Ещё беда у меня одна. Не знаю, как спастись от своры собак, которых охотник на меня напускает. Вот если бы он только одну собаку спускал, я бы с ней быстро расправился, а от своры собак далеко не убежишь. Засмеялся бурундук: - Не понимаю, какой вред может причинить свора собак. Ведь каждая в ней только мешает друг другу! А вот когда нападает одна собака, это страшнее! Мне от одной собаки никуда не уйти, она меня сразу схватит! Советую и тебе, приятель: остерегайся одной собаки. Обидно стало медведю, что не получилась у него беседа с бурундуком. Поднял он свою тяжёлую лапу и с досады провёл когтями по рыженькой спинке бурундука. Потом зарычал обиженно и ушёл прочь. А бурундук так и остался со следами медвежьих когтей на спинке, щеголяет теперь всю жизнь с тёмными полосками. Даже ещё наряднее стал!

- Выберите слова, которые заставили медведя поднять свою тяжёлую лапу на бурундука. (Радость, досада, утешение, обида, боязнь, опасение, осторожность).

IV. Физкультминутка.

Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять читать начнём.

- Я буду называть качества человека, если о них говориться в сказке, то вы встаёте и называете кому они принадлежат. (вежливость, скромность, невоспитанность, хвастливость, раздражённость, нетерпимость, упрямство, уважение…)

V. Знакомство с эвенской сказкой. Эвенский народ говорит: “Сказка помогает пургу скоротать, и характер человека распознать, и ребёнка воспитать”.

Чтение сказки за звуковым ориентиром.

ЗАЯЦ И РОСОМАХА

(эвенская сказка)

Встретились на берегу речки заяц и росомаха. Росомаха посмотрела на зайца, усмехнулась и высокомерно сказала: - Ну и худой же ты, зайчишка! Одна кожа да кости! И кому ты такой нужен? А я вот с каждым днём жирею. Потрогай-ка мою спинку. Видишь, сколько на ней сала наросло? Моя шкура стоит дорого. За один мой хвост можно приобрести медные украшения для подола женского халата. – Что поделаешь! – ответил заяц. – Тебе можно позавидовать. Всё же суп из моего мяса довольно вкусен. А главное, из моей шкурки можно сделать самое лёгкое и тёплое детское одеяло. Люди обёртывают заячьими шкурками детей, и благодаря этому они вырастают здоровыми и крепкими. Вот и посуди, кто из нас полезнее. А как вы думаете?

- Ответьте на вопрос сказки. Скажите своё мнение.

- Сейчас вам будут даны четыре пословицы народов Приамурья. Вам необходимо определить, какая лишняя, какие соответствуют главной мысли сказок. Свой выбор обосновать.

1. Не дразни старого, человека, а то вырастишь глупым.

2. Не убивай орла, а то все птицы на тебя рассердятся. (лишняя)

3. Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.

4. У одного ум в словах, у другого – в делах.

V. Итог урока. (Рефлексия)

Я сегодня узнал…

Меня удивило…

Я научился…

VI. Домашнее задание.

- Приготовить иллюстрацию к сказке. (1 вариант).

- Драматизация (2 вариант).

Приложение к уроку.

Книжка-малышка.

СЛОВАРЬ.

Сохатый – лось.

Зарубка (метка, вешка, отметка) отметка рубящим орудием на чём-нибудь.

Чум – жилище эвенков.

НОВАЯ ТЕМА.

Народы Приамурья.

Эвенки

Дауры

Дючеры

Ульчи

Нивхи

Нанайцы