Коммуникативный подход при обучении английскому языку через систему творческих заданий

Разделы: Иностранные языки


Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся.

Как известно, ведущим мотивом деятельности учеников является мотив общения. Наиболее полно он может проявляться через творческий подход к обучению, воспитанию через нетрадиционные, активные формы обучения, которые предполагают свободное общение раскрепощенность, обыгрывание жизненных ситуаций, подготовку самостоятельных заданий по выбору. Формируя речевую компетенцию учащихся через коммуникативное общение, важно, чтобы задания или темы для обсуждения были интересны учащимся. Согласитесь, что формировать речевые навыки невозможно, когда учащиеся со скучным выражением лица рассказывают, как они провели каникулы или описывают классную комнату, квартиру и т. д.

Современный урок – это полилог, единый сценарий, где в ходу не заученные иноязычные конструкции, а живой иностранный язык, свободный разговор преподавателя и учеников, ребят друг с другом. В данной статье мне бы хотелось обратить внимание на 4 момента, влияющих на результативность урока.

Во-первых, важна формулировка темы урока, т.к. она “задает тон”, вызывает интерес с первых минут.

Второй важный момент: весь ход урока требует от учителя и от учеников предельной искренности.

Третий момент: необходимость лексико-грамматических опор. Формулируя высказывание, ученик думает о содержательной и языковой стороне. Чтобы снять трудности, нужно использовать различные лексико-грамматические опоры. В каждой из них заключен важнейший содержательный момент урока. Все вместе они отражают логику урока. И одновременно служат “подсказкой” ученикам, планом их выступления.

Четвертый момент: важно, чтобы учащиеся сами умели добывать знания. Поэтому на уроке должно быть как можно больше ученика и как можно меньше учителя. Допустим, пересказ текста не нужен ни мне, ни, тем более ученику. Тексты, которые предлагаю ребятам – это всего лишь информационный материал. Это “опоры”, которые нужны им для дальнейшей работы, для выполнения творческих заданий.

Задания на выбор являются действенным средством, активизирующим мыслительную деятельность учащихся. Они делают учебный процесс привлекательным и интересным, заставляют учащихся “войти в образ”, волноваться, переживать, думать. Это мощный стимул овладения языком. Задача учителя при выполнении таких заданий состоит в том, чтобы любая информация органично накладывалась на уже известное, чтобы лексика и грамматика запоминались в естественной ситуации разговора, общения, как бы, между прочим, ненавязчиво.

Чтобы новая тема была интересной ученику, бодрила его ум, находила отклик в душе, начинаю с создания образа или ассоциаций. Воплощение идеи в образ предполагает, прежде всего, мышление, заставляет думать образно и, как видите, оригинально, нестандартно. Каждый “образ” аргументирован, доказан, ведь он “родился” в голове автора. Как только учащиеся научатся представлять реальные живые образы, “воплощаться” в них, перехожу к более сложным формам: представлениям понятий.

Творческие задания, использование образного мышления как бы запускают внутренние механизмы развития личности. Ребенок, т.е. сама личность, включается в процесс развития. Образная педагогика направлена на конкретный педагогический замысел, а именно на подсознательное, непринужденное усвоение лексико-грамматических структур и отличается тем, что это не простая передача знаний, умений и навыков, а процесс, развивающий образное мышление. Учитель умело направляет действия учащихся в соответствии с целями и ожидаемыми результатами.

Результаты обучения в условиях апробации описанных приемов обучения: возвращающаяся мотивация учеников к предмету и высокий психологический комфорт на уроках.