Конспект урока по курсу "Мир вокруг нас" А.А. Плешакова на тему: "Пожар". 2-й класс

Разделы: ОБЖ, Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить детей с причинами возникновения пожара и их последствиями;
  • изучить правила пожарной безопасности:
  • познакомить детей со средствами пожаротушения:
  • дать представление о профессии пожарных;
  • повторить темы “Берегись автомобиля” и “Домашние опасности”.

Оборудование:

  • учебник А.А.Плешакова “Мир вокруг нас” 2-й класс, “Рабочая тетрадь”, таблицы “Поведение на улице”, “Домашние опасности” и “Пожарная безопасность”;
  • карточки “Дорожные знаки”, “Это опасно”, карточки для индивидуальной работы; ребусы, загадки, видеомагнитофон, видеокассета “Пожарная безопасность”, огнетушитель.

Ход урока

1. Орг. момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

2. Повторение

Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела “Здоровье и безопасность”.

Все знают, что для человека главное - это здоровье.

- Давайте вспомним из предыдущих уроков, что может угрожать безопасности нашего здоровья?

(Ответы детей).

- Правильно, не соблюдение правил дорожного движения и правил безопасности дома может угрожать безопасности нашего здоровья.

- Вспомните, какие правила дорожного движения вы должны соблюдать?

(Учащиеся, пользуясь таблицей “Берегись автомобиля” отвечают у доски).

- Отгадайте загадку и найдите нужный дорожный знак.

Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь, свалка кирпича? (Рис. 1-4)

Я в кругу с обводом красным,
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья

В голубом иду я круге,
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко –
Пешеходная дорожка.

Шли из школы мы домой,
Видим – знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет…

- А рисунки на этих карточках (рис. 5-10) относятся к символам домашней безопасности.

Что обозначают эти символы? Как вы думаете?

Кто нарисовал свои рисунки, отображающие символы домашней безопасности?

3. Сообщение темы урока.

Обратите еще раз внимание на эти карточки (рис.5-10) .

Мы с вами говорили о пользе электроэнергии, что она дает тепло, свет, пищу, но оказывается при не умелом обращении с ней, электроэнергия может принести и вред.

Какой?

(Ответы учащихся ) – Может ударить током и даже убить человека.

Учитель. Неправильное обращение с электроприборами может быть причиной и другой беды.

А о чем я говорю, вы узнаете, если отгадаете ребус. (Рис. 11)

Учащиеся. ПОЖАР.

Учитель. Правильно. Сегодня мы поговорим о причинах, последствиях пожара и соблюдения Правил пожарной безопасности.

4. Новая тема.

Учитель. Огонь не всегда был добрым другом и помощником человека. В древности, когда люди и огонь еще не подружились, он приносил не мало бед. Каких?

Учащиеся. Сгорал урожай, жилища, погибали люди. (При ответах учащихся на доску вывешиваются соответствующие репродукции.)

Учитель. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. И огонь стал служить человеку. Как?

Учащиеся. Обогревает дом, помогает в приготовлении пищи, а также помогает на заводах и фабриках. ( При ответах учащихся на доску вывешиваются соответствующие репродукции).

Учитель. Огонь подчиняется только умелым рукам. Если с огнем обращаться не осторожно, он опять станет неуправляемым. Справиться с ним будет очень трудно.

Причины пожаров бывают разными. Но пожар всегда начинается с того, что огонь остается без присмотра.

Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам сказанное не относится. Но пожаров с каждым днем все больше и больше.

Пожар- страшное зрелище. Особенно страшными бывают пожары в детских садах и школах. (Примеры учащихся).

Вы помните, наверно, недавнюю трагедию, которая произошла в Якутском поселке, когда во время пожара в школе погибло 22 ребенка.

Или пожар, происшедший недавно в московской больнице, где погибло 42 человека.

А ведь у них остались семьи, дети.

Так почему же происходит пожар?

О причинах пожара нам поможет узнать эта карточка. (Рис.12)

Внимательно рассмотрите карточку и обведите цветным овалом то место, где может возникнуть пожар.

5. Коллективная работа учащихся с карточками. “Причины пожара”.

Учащиеся комментируют свои ответы.

1. Неисправность электроприборов и электропроводов.

2. Забывчивость. (забыли выключить утюг, чайник, телевизор).

3. Близость к огню предметов, которые быстро загораются (занавески, мебель, обои, книги, одежда и т.д.)

4. Перегрузка электросети.

5. Игры со спичками, зажигалками

Учитель. Подумайте, что еще может быть причиной пожара ( Если учащиеся затрудняются в ответе, то помогает учитель.)

6. Воспламенение от искры (костер, печь, камин).

7. Взрывоопасные вещества и жидкости (керосин, порох, лак для волос)

8. Петарды.

9. Небрежно брошенный окурок, не затушенный костер.

6. Физкультурная минутка.

7. Закрепление. Работа с учебником.

Учащиеся читают правила в учебнике А.А.Плешакова “Мир вокруг нас” на стр. 30

8. Просмотр видеокассеты “Пожарная безопасность” О необходимых действиях по ликвидации пожара.

9. Повторение.

Учитель. Что же нужно делать, если вдруг начался пожар?

Учащиеся.

1. Сначала, если только начался пожар, попытайтесь потушить его (используя воду, песок, огнетушитель).

2. Позвонить в пожарную охрану по телефону “01”, сообщить характер возгорания, свой адрес.

3. Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключить электричество, газ.

Учитель. Но при пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться.

Он забирается во все щели. А человеку, порой хватает сделать несколько глотков, чтобы потерять сознание или даже умереть. (Вспомнить случай в Подрезково).

Помни. Защитится от дыма – главное?

1. Надо дышать через мокрую тряпку, плотную материю.

2. Выбраться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.

3. Если никого нет в комнате, быстро уходи на улицу, закрыв за собой дверь.

4. Если ты не можешь выйти на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма.

5. После этого выходи на балкон или открой окно – зови на помощь.

10. Правила пожарной безопасности в нашей школе.

Изучить план эвакуации детей в случае возникновения пожара в школе.

11. Знакомство с профессией пожарного.

Просмотр заключительной части видеокассеты “Пожарная безопасность”, где рассказывается о героической профессии пожарного и средствах пожаротушения.

После просмотра фильма наглядно продемонстрировать устройство огнетушителя.

12. Закрепление пройденного материала. Блиц-опрос.

1. Девочка почувствовала запах дыма и спряталась под кровать.

2. Петя увидел, что из квартиры соседей идет дым. Прибежал домой и набрав номер “01” сообщил о пожаре.

3. Дети играли во дворе со спичками, когда загорелась сухая трава, они испугались и убежали.

Самостоятельная работа. Тест по пожарной безопасности.

1. Соедини стрелочками номера телефонов и название аварийных служб:

01 Газовая служба
03 Пожарная охрана (Служба спасения)
04 Скорая помощь

2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно? Выбери правильный ответ:

а) убежать;

б) закричать, позвать на помощь

в) вызвать пожарных по телефону “01”.

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать? Выбери правильный ответ:

а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в) не обращать внимание, ведь горит не в твоей квартире.

4. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа? Выбери правильный ответ:

а) открыть окно;

б) сразу из квартиры позвонить в газовую аварийную службу “04”;

в) зажечь спичку.

5. Что при пожаре главное? Выбери правильный ответ:

а) защиты от дыма;

б) звать на помощь в открытое окно;

в) залить водой место возгорания.

13. Итог урока.

- О чем говорили на уроке?

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара?

- Как вызывать пожарную команду?

14. Оценки учащихся.

15. Домашнее задание.

Учебник А.А.Плешакова “Мир вокруг нас” 2-й класс стр. 29-31, “Рабочая тетрадь”.