Тема урока: "Разнохарактерные пьесы"

Разделы: Музыка


Компоненты интеграции: музыка, рисунки.

Цель: формирование представления о разнохарактерных пьесах.

Задачи:

1. Образовательная – научить определять разнохарактерные пьесы.

2. Воспитательная – воспитывать культуру, умение слушать, развитие кругозора.

3. Развивающая – знакомство с различными произведениями,  разными по характеру.

Программа:

1. Ю. Чичков. Чарльстон.

2. И. С. Бах. Менуэт.

3. Э. Сигмейстер. “Поезд идет”.

Музыкальный материал для прослушивания:

1. Ю. Чичков. “Веселый слоненок”.

2. А. Спендиаров. “Колыбельная”.

Ход урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о разнохарактерных пьесах. Это значит, что мы будем слушать, играть и говорить о произведениях  разных по характеру. Как вы думаете, какие произведения  можно назвать разными по характеру?

Ученики: Такие произведения можно назвать контрастными.

Учитель: Послушайте два произведения и скажите можно ли назвать эти   пьесы разнохарактерными (слушание произведений: Ю. Чичков.  “Чарльстон”, И. С. Бах. “ Менуэт”). Что же у них разное?

Ученики: Менуэт – старинный, медленный танец.

Чарльстон – был рожден в Америке и это быстрый танец.

Эти произведения контрастны не только по характеру, но и по  темпу.

Учитель: Я предлагаю вам послушать произведения в исполнении Киреу Владимира (Менуэт ре – минор И. С. Баха) и Алексеевой Инны

(Кабалевский “Полька”).

Чем отличаются эти произведения?

Какое произведение по темпу можно отнести к менуэту, а какое к чарльстону? (назвать прослушанные пьесы).

Ученики: они контрастны по характеру, менуэт – грустный, а чарльстон –   веселый. По ладу, 1-ое произведение звучало в миноре, 2-ое в  мажоре. 1-ое произведение можно отнести к “Менуэту” И.С. Баха, а  2-ое к “Польке” Д.И. Кабалевского.

Учитель: Прослушайте знакомое вам произведение и вспомните его

Название.

Ученики: Это звучала музыка А. Спендиарова “Колыбельная”.

Учитель: Почему музыка звучала тихо?

Ученики: Так как колыбельная звучит спокойно, нежно, ласково и поэтому по звучанию она звучит тихо.

Учитель: Я исполню произведение, но не скажу название.   Попробуйте самостоятельно определить, что же происходит в  этой музыке (исполняю Э. Сигмейстер “Поезд идет”).

Ученики: Это произведение называется “Поезд идет”, написал произведение композитор Э. Сигмейстер.

Учитель: Чем отличаются два последних произведения?

Ученики: Последние 2 произведения разные по характеру

Учитель: Будут ли эти произведения контрастны? (Определить темп,

Характер, динамику).

Ученики: Да, эти произведения контрастные. Последнее произведение звучало быстро, весело, задорно, и громко.

Учитель: Сейчас я вам исполню еще одно произведение, а вы скажите как бы  вы назвали эту пьесу? (играю Чичиков “Веселый слоненок”).

Ученики: Эта пьеса похожа на веселого мальчика.

Учитель: А композитор Чичков назвал ее “Веселый слоненок”. К каким произведениям прослушанными на сегодня на уроке по   характеру подходит “Веселый слоненок”.

Ученики: Д.И. Кабалевский, “Колыбельная” , Сигмейстер “Поезд идет”.

Итог урока:

С какими контрастными произведениями на уроке вы сегодня  познакомились? (Назвать композитора и название произведения).

Домашнее задание:

Привести примеры контрастной музыки с названием пьесы и  композитора. Нарисовать музыкальный контраст. Изобразить в  рисунке пьесу Ю. Чичкова “Веселый слоненок”.