Использование краеведения в обучении математике

Разделы: Начальная школа


Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но, прежде всего, самих себя. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живёт, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишён исторической памяти. С первых шагов по земле начинается изучение родного края, которое всегда должно быть актуально. Красота и величие родного края должны трогать сердца детей с первых шагов по земле, развивая и углубляя их духовную культуру.

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается для младших школьников с картинки в букваре, песни матери, берез под окном… Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. В.А.Сухомлинский говорил: “Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия, переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины”.

Большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитание любви к родному краю имеет применение на уроках местного краеведческого материала. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира.

Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Таким образом, краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся основанных на восприятии окружающего мира. Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. От учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала детьми. Примеров много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, протяженность территориальных границ, площади территорий, протяженность рек местного характера и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач.

Приведем примеры.

Задача 1. Площадь Белгородской области 27090 км2, шестая часть ее занята населёнными пунктами, пятая часть занята лесами, водоёмами, целинными степями. Остальную долю занимают пахотные земли. Найдите площадь пахотных земель области.

Задача 2. Общая длина реки Северский Донец – 1053 км, в пределах области– 110 км. Какова длина реки за пределами области?

Задача 3. Красную книгу Белгородской области занесено 125 видов растений, грибов, лишайников, а животных на 158 видов больше. Сколько всего видов растений и животных в Красной книге нашей области?

Задача 4. В Белгороде 64 детских сада, а школ на 15 меньше. Сколько школ в нашем городе?

Задача 5. За 6 часов велосипедист проделал путь из города Белгорода в город Корочу, равный 54 км. С какой скоростью двигался велосипедист?

Познавательный краеведческий числовой дает возможность дополнить задачи учебника, как на этапе изучения нового материала, так и на этапе его закрепления.

Например, во время объяснения темы “Площадь фигуры” учащиеся решают задачу: “В парке “Победы” на берегу реки Везелица находится музей-диорама “Курская битва”. Длина живописного полотна, на котором изображена картина битвы 67 м, а ширина 16 м. Найдите площадь полотна.”

К теме “Карта” (Математика – 4 авт. В.Н. Рудницкая) на с. 139 приведена задача № 515, где требуется рассмотреть карту Подмосковья и вычислить расстояния между городами. Для объяснения темы вместо этого задания можно предложить задачу, отражающую местный числовой материал. В частности, можно раздать детям карту Белгородской области, выполненную в масштабе 1:10 предложить выполнить необходимые измерения и вычислить расстояние между городами:

а) Белгород и Старый Оскол;
б) Шебекино и Строитель;
в) Губкин и Грайворон.

Далее учащимся предлагается сравнить численность населения области по населенным пунктам.

На этапе закрепления умения решать задачи учащиеся должны не только решать готовые задачи, но и уметь составлять их. Эту работу надо вести в течение всего периода изучения математики. Сначала учащиеся ставят вопрос к данной задаче. Например: “В Белгородской области 4 полноводных реки: длина Оскола 220 км, Ворсклы – 118 км, Северского Донца – 110 км, Тихой Сосны – 105 км. Поставьте различные вопросы к условию”.

Затем учащиеся могут составлять задачи на заданную тему. Например:

“ Составьте различные задачи, используя данные таблицы”.

 

Видов в Белгородской области

Включены в списки Красной книги

Птицы

250

31

Земноводные

11

0

Пресмыкающиеся

11

2

Млекопитающие

68

5

Из удачно придуманных учениками задач можно сделать небольшой “задачник”. Это хороший стимул, мера поощрения для авторов задач. Ученики с большим интересом относятся к решению таких задач.

Таким образом, целенаправленная работа по составлению текстовых задач на местном числовом материале, собранном учителем и учащимися, снимает неуверенность ребенка в своих математических способностях, связывает математику с окружающей жизнью, а это и есть одна из основных задач обучения математике.

Литература

1. Е.А. Дзгоева, Л.Г. Колтакова Использование математики в краеведческой работе. \\ журнал “Начальная школа” 1994 № 6.

2. Крупицы опыта: Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона в контексте краеведческого образования: сборник статей и опытно-экспериментальной работы в муниципальной общеобразовательной школе № 45 г. Белгорода \ под ред.Т.Г. Питиновой. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 138 с.

3. Атлас “Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области”: учебно-справочное картографическое пособие.