Открытый урок русского языка по теме: "Подробное изложение по деформированному тексту "Заботливый зверек" (Программа "Школа России"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Формировать умения определять последовательность частей в повествовательном тексте.
  2. Формирование умения составлять план текста.
  3. Формирование умения использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.

Оборудование:

  • Опорные слова (показался, выносит, лежат, вводная часть, основная часть, заключительная).
  • Иллюстрации: белка, бурундук, медведь.

Ход урока 1

1. Постановка учебной задачи. Чтение текста.

Сегодня на уроке мы пишем изложение. Работать будем 2 урока. Ваша задача – к концу второго урока написать подробный пересказ текста.

(Текст напечатан, лежит перед каждым учеником).

Заботливый зверёк.

Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти.

Это зверёк выносит свои ягоды на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.

Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.

Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки.

Прочитайте название. Попробуйте определить тему текста. О чём будет идти речь? (гипотеза) (О заботливом зверьке, который запасает припасы на зиму).

На доске записаны опорные слова: показался, выносит, лежат + картинки: белка, бурундук, медведь.

Прочитайте текст.

Что необычного вы заметили в построении текста? (Части текста перепутаны).

Можно ли так написать текст в изложении? Почему? (Неясно, трудно понять текст).

Как должны располагаться части в тексте? (Части должны идти по порядку, т. е. по развитию события).

2. Восстановление последовательности частей текста.

Как нужно расположить части, чтобы получился связный рассказ?

  1. Вводная (начало).
  2. Основная часть.
  3. Заключительная.

Представьте, как происходило событие? С чего всё началось? Что было дальше? Как развивались события? Чем все закончилось?

Работа в парах.

Расположите части в правильном порядке. Работаете в парах.

Проверим, как выполнили задание. Какая часть должна быть первой? О чем говорится в ней? Прочитайте. (Автор шел по лесной тропе).

Это начало события. Вводная часть. Поставьте цифру 1.

Как дальше развивается действие? (Дети читают 2 часть).

Какое слово соединяет эти 2 части? (Вдруг)

Подчеркните это слово.

Какая часть должна следовать за ней? (Дети читают 3 часть – это…)

Что делал зверёк? (Сушил запасы ягод и орехов на зиму).

Каким словом соединяются 2 и 3 под части? (Это).

Подчеркните слово.

Как называется эта часть? (Основная).

Сколько получилось мини – частей в основной части? (2 маленькие части).

Чем закончился рассказ? (Автор не трогает зверька, он уходит).

Какие слова помогли определить порядок частей? (Вдруг, это).

Прочитайте текст, который у нас получился.

3. Чтение текста упр. 259 с. 97. Анализ содержания и языковых средств.

Откройте учебник. Прочитайте текст. Сравните с текстом, который мы составили.

Подтвердилась ли наша гипотеза. Какова тема рассказа? О чем говорится в тексте? (Бурундук – заботливый, запасливый зверек).

Физминутка.

Попробуем определить главную мысль текста. Для этого понаблюдаем, как автор описывает своих героев, их поступки, события, какие использует слова.

Найдите в тексте, описание бурундучка. Какие слова употребляет автор, чтобы вы могли представить зверька? (Щеки у зверька раздуты тугими пузырями).

Какие слова использует, чтобы показать, что это заботливый, аккуратный зверек? (Он выносит свои запасы на просушку. Орехи, ягоды и грибы лежат рядками).

Что еще зверек запас на зиму? (Кедровые орешки, ягоды черники и малины).

Какова главная мысль текста? Как человек отнесся к бурундуку? (Человек очень внимателен к заботливому зверьку. Он поспешил уйти, как только увидел, что зверек заметался).

4. Составление плана.

Сегодня мы составим план рассказа.

Когда произошла встреча?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

Из скольких предложений состоит вводная часть? (1)

Как озаглавим?

Кого человек встретил на поляне? За каким занятием?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

Как озаглавим?

Что зверек запас на зиму? С какой целью бурундук выносил запасы из норки?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

Как озаглавим?

Как человек отнесся к бурундуку?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

Как озаглавим?

План.

1. По лесной тропе.

2. Встреча с бурундуком.

3. Запасы на просушку.

4. Напрасная тревога.

Попробуем пересказать текст по плану. (Пересказываем все вместе, используя движения).

Кто может пересказать сам. (Пересказывает ребенок, учитель показывает движения).

Пересказ детей в парах, друг другу.

Инсценировка текста (Пересказ).

Ход урока 2

5. Орфографическая подготовка.

Что нужно делать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Разобрать в словах орфограммы).

Работать будем в книжках малышках.

Вспомните правило, которое нужно знать, чтобы правильно написать гласные в словах: (слова написаны на доске) л..сной, тр..пе, п..ляне, пок..зался, зв..рька, к..дровые, св..и, р..дками, л..жат, гр..бы. Проверьте гласные в словах.

Найдите в тексте словарные слова.

Вдруг, орехи, солнце, ягоды, черники, малины.

Объясните написание согласных в словах: ла..ками, оре..ки, просу..ку.

Найдите в тексте однокоренные слова. Шел – вышел, орехи – орешки.

Обратите внимание на написание слов: осенним, замер, щёки, тугими пузырями, сдавил, посыпались, на просушку, греются, заметался, поспешил.

Обратите внимание, в тексте есть сложное предложение.

Чертится схема предложения. |_____, и изо ________.

Физминутка.

Закройте учебник. Прослушайте внимательно рассказ еще раз. (Текст читает учитель).

6. Запись текста.

Сколько частей в тексте? Как покажем при записи?

Откройте тетради для творческих работ. Напишите число, изложение, название. Приступайте.

(Дети, написавшие раньше других, получают задание: продолжить текст, нарисовать картинку к тексту).

7. Проверка изложения.

8. Итог урока.

Чему учились на уроке? (Определять последовательность частей, тему текста, выделять главную мысль рассказа).

Что помогает определить последовательность частей? (Порядок событий и слова, связывающие части между собой).