Использование поисково-исследовательского метода по материалам регионального компонента у младших школьников ("Моя семья на сибирской земле")

Разделы: Внеклассная работа


Содержательные линии национально-регионального компонента (НРК) могут реализоваться не только через определенные учебные дисциплины, но и иметь продолжение за рамками учебных предметов. Так, на уроке окружающего мира мы изучали раздел “Человек в разные исторические времена”, в который входят несколько тем:

– Как тебя зовут?
– Как выглядели наши предки в разные исторические времена?
– О чем могут рассказать вещи?

При изучении данных тем использовались материалы НРК. Это вызвало живой интерес у учащихся, в результате чего мы нашли фамилии, имеющие сибирские корни. Готовясь к уроку, один ребенок нашел достоверные сведения, что родственники по мужской линии пришли на территорию края вместе с отрядом Ермака. Другой пример, ученица составляла материал по генеалогическому древу и узнала, что большинство родственников по папиной линии принадлежат к малочисленным народам Севера края (эвенкам). Таким образом, реализуя материалы национально-регионального компонента от объяснительно-иллюстративного мы перешли к поисково-исследовательскому методу.

Учениками была выдвинута идея по организации проектной деятельности. Проект назвали “Моя семья на сибирской земле”. Это краткосрочный проект, который длился четыре месяца. При работе над проектом возникла необходимость организовать дополнительную внеклассную работу по изучению культурно-исторической сферы края. Так, в нашей гимназии появился кружок краеведение, для учащихся первой ступени обучения, под названием “Земля сибирская”. Краеведческую работу с младшими школьниками мы начали с самого доступного для детей – с жизни его семьи.

Необходимость создания такой внеклассной работы продиктовало само время. Невозможно любить страну, не зная своей малой родины. Трудно беречь настоящее, не зная, какую цену, заплатили за него наши предки...

Цели и задачи:

  • Развивать интерес к историческим фактам на своей малой родине через историю своей семьи.
  • Понимать связь времен, преемственность поколений.
  • Ощущать свою причастность к историческим событиям.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Этапы работы:

  • Подготовительный (30.01.06)
  • Поисково-исследовательский (до 07.04.06)
  • Трансляционно-оформительский (до 10.04.06)
  • Заключительный этап (Защита проекта 14, 17.04.06)

Блок 1

Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего...

  • Жизнь сибиряков в разные исторические времена.
  • Появление семьи на землях Сибири.
  • Чему я могу научиться у старших родственников.
  • Суровые жизненные испытания.
  • Трудовые будни сибиряков.

Блок 2

Без вины виноватые...

  • Я – из семьи репрессированныъх.
  • История моей семьи (Семья спецпереселенцев).
  • Без вины виноватые или Оправдан посмертно.

Детские работы (Приложение 1)

Фотографии (Приложение 2)