Урок математики в 3-м классе на тему: "Деление многозначных чисел на однозначное"

Разделы: Начальная школа


Тема: Деление многозначных чисел на однозначное.

Цель:

  • Отрабатывать навыки решения примеров, решения задач.
  • Развивать логическое мышление.
  • Прививать любовь к Родине, родному краю.

Оборудование: карточки для устного счета – игра ''Домино’’, карточки с датами, длинами рек Оби и Иртыша фамилия Дунин-Горкавич.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Сегодня мы будем отрабатывать навыки деления многозначных чисел на однозначные, а заодно узнаем о нашем крае.

II.Устный счет

1. Игра "Домино".

Написанные заранее примеры розданы детям. Ребенок выходит к доске, прочитывает пример и говорит сосчитанный ответ. К нему должен присоединиться другой ребенок, у которого первое число примера является ответом предыдущего. Получилась цепочка. Карточки с числами перевернуть, получается слово СИБИРИАДА (в переводе с тюркского языка СИБ – засыпающая, ИР – земля. Засыпающая земля).

7 * 6 = 42
27 * 3 = 81
42 : 2 =21
81 : 9 = 9
21: 7 = 3
9 * 5 = 45
3 * 9 = 27
45 : 3 = 15
15 * 5 = 75

– Что значит для нашего округа число 75? Верно, нашему округу в этом году исполняется 75 лет.

2. Решив эти два примера, мы узнаем две даты, связанные с нашим городом.

2005
– 368
1637

Указом Михаила Романова
образовано поселение
Самаровский Ям.

2005
– 75
1930

10 декабря
Постановлением Президиума
образован  национальный округ.

Пока 2 ученика у доски решают примеры, весь класс работает с учителем.

3. Задача.

– Я задумала два числа. Сумма этих двух чисел 75. Разность 25. Какие два числа я задумала?

(75 – 25) : 2 + 25 = 50 и 25

Проверка примеров и объяснение дат.

III. Ребята, кто назовет реки, у слияния которых стоит наш город? Да, Иртыш и Обь. А знаете ли вы, какова длина этих рек? Давайте решим задачу по номером 1 и узнаем.

Сумма длин двух великих рек 8593км. Разность длин этих рек 97км. Причем Обь длиннее Иртыша. Найди длину каждой реки.

1. 8593
– 97
8496 (км) – сумма двух рек без разности.

2. 8496 : 2 = 4248 (км). – длина реки Иртыш.

3. 4248 + 97 = 4345(км). – длина реки Обь.

Ответ: длина реки Иртыш 4248км, Оби 4345км.

IV.

Иртыш и Обь. Здесь я родилась.
Здесь детство все прошло мое.
Я помню, в шлюпку весело садились.
Затем тянули сеть, кричали Будем есть уху!

– Что такое уха? Верно, это суп из рыбы. Наш край богат рыбой. Названия каких рыб вы знаете? А вот сколько всего видов рыб в реках и озерах нашего округа вы вряд ли сможете назвать. Давайте сосчитаем. (столбиком)

378 : 9 = 42 вида рыбы

V. Физминутка

“Рыбаки”.

1. Выполняют движения при рыбалке на удочку.
2. Выполняют движения при рыбалке неводом.

VI. Разминку сделали, вспомнили движения, которые пригодятся при рыбалке. А сейчас мы будем рыбачить. Вместо рядов у нас будут бригады. Чтобы решить такие примеры, что нужно вспомнить? Верно, нужно вспомнить величины, а потом все числа возвести в единую величину, только потом решать.

1 ряд

29т 7 ц 29 кг + 63 т 9 ц 35 кг – 37 т 12 кг = 56652 кг

1. 29729
+ 63935
93664
2. 93664
– 37012
56652

2 ряд

72 т 356 кг – 14 т 672 кг + 3 т 5 ц = 61184 кг

1. 72356
– 14672
57684
2. 57684
+ 3500
61184

3 ряд

19 т 2 ц + 65 т 245 кг – 27 т 98 кг = 57347 кг

1. 19200
+ 65245
84445
2. 84445
– 27098
57347

– МОЛОДЦЫ!

VII. А чем еще богат наш край? Да, это пушнина, древесина, торф, нефть, газ…

Задание по рядам. Решение выполнить столбиком.

1 ряд

Узнать когда был дан первый фонтан нефти.

13713 : 7 = 1959 год 25 сентября в Шаиме.

2 ряд

Узнать когда был дан первый фонтан газа.

15624 : 8 = 1953 год 21 сентября в Березово.

VIII. Самостоятельная работа

– А кроме рыбы, нефти, газа, пушнины наш край богат природой. Много видов грибов, ягод, растений. Первый ученый который описал природу нашего края был…. А вот кто это, мы узнаем решив эти примеры. Кстати, в его честь одна из улиц нашего города носит его имя. Решите примеры под номером 2 столбиком.

ДУНИН – ГОРКАВИЧ

Д 875 : 7 = 125
У 720 : 6 = 120
Г 518 : 7 = 74
Н 920 : 8 =115
О 504 : 7 = 72
А 522 : 9 = 58
И 594 : 6 = 99
Р 567 : 9 = 63
К 472 : 8 = 59
В 342 : 6 = 57
Ч 384 : 8 = 48

 

125

120

115

99

115

74

72

63

59

58

57

99

48

Д

У

Н

И

Н

Г

О

Р

К

А

В

И

Ч

Проверка.

IX.

Топи болот, да бездонные реки.
Тучи мошки, да холодные ветры.
Вот что зовется Сибирью вовеки.
Раньше была кандалами окована,
Ныне ты славишься
И наливаешься соком культуры
Бывшая каторга, тюрьмы.

– Да, наш край все больше становится красивым, культурным. Каких известных людей края вы знаете? (Е.Айпин, М.Шульгин, Ю.Шесталов, А.Тарханов, Т.Чучелина, А.Конькова, М.Волдина, С.Данч, Ю.Кошкаров, Е.Редькин, Э.Рябов, Круглов, Майгуров…и т.д.)

– Ваши родители трудятся для блага Югры и тоже оставят след в истории края. Вы подрастете, а список почетных людей пополнится и вашими фамилиями.

Сибирь! Сибирь!
Горжусь, что я твой сын!
Одни народы, путь у нас один.
Моей ты стала судьбой.
Мой дивный край, моя Сибирь! (Ю.Шесталов)

X. Итог урока

– Что нового о своем крае вы узнали?
– Назовите фамилию ученого, который первым описал природу Югры.
– Длина которой реки больше Оби или Иртыша?
– Что означает для края 1637 год? 1930 год?
– Что в переводе с тюркского означает Сибириада?

– Урок окончен. Спасибо, до свидания.

XI. Дополнительное задание

Сколько торфяных месторождений в округе?

13056 : 6 = 2176