Урок чтения + урок валеологии (образовательная система "Школа-2100"). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

1.Формирование навыка выразительного, орфоэпически правильного чтения.

2.Развитие речи, умений и навыков в работе с текстом.

3. Привитие учащимся элементарных навыков гигиенической культуры.

4.Формирование привычки к здоровому образу жизни.

Оборудование: предметы личной гигиены: мыло, зубная щетка, расческа, ножницы, носовой платок, мочалка; сюжетные рисунки “Грязнуля”, “Чистюля”; плакаты с девизами; учебник Р. Бунеева “Капельки солнца”

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Определение темы урока.

1.Чтение чистоговорок.

– Прочитав чистоговорки, вы сумеете догадаться, чему будет посвящен наш урок.

а) Прочитать шепотом, четко проговаривая шипящие звуки.

Зубная щетка по утрам
Поможет чистить зубы нам.

б) Прочитать задорно, весело.

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

в) Прочитать быстро, как “трещотки”.

Прилетели щетки,
Затрещали, как трещотки:
“Моем, моем трубочиста,
Чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист
Чист – чист, чист – чист”.

– Какова же тема урока? (ответы детей).

– Да, тема урока “Правила гигиены”. Гигиена – учение об условиях сохранения здоровья, а также мероприятия, содействующие этому.

Помогут нам рассказать о правилах гигиены и почему нужно знать и соблюдать эти правила Г. Остер и его “Вредные советы” и И. Демьянов и его “Дразнилки”.

III. Работа с серией рисунков с. 94.

а) Рисунок 1. – Посмотрите на первую картинку. У Вовы Колесникова грустный вид. Что случилось? Прочитайте.

– Как понимает воспитание Вова? (Когда его что-то заставляют делать).

– Что ответила Катюша Вове? Прочитайте.

– Как вы понимаете “воспитывают незаметно”? (ответы детей).

б) Рисунок 2. – Как же незаметно воспитывают Катюшу? Прочитайте на рисунке 2.

– Знаете ли вы такие “правильные книжки”? Вам читали такие?

– Какую бы книжку вы прочитали Вове Колесникову, чтобы он полюбил умываться? (“Мойдодыр” К. Чуковского, “Что такое хорошо и что такое плохо” В. Маяковского).

в) Рисунок 3. – Посмотрите сколько книг у Кати и Пети. Что Катя предлагает прочитать Вове?

– Вспомните какие прочитанные нами произведения воспитывают незаметно? (В. Драгунского “Друг детства” и “Сестра моя Ксения”, Г. Граубина “Окно”, А. Барто “Разлука” и др.).

Физминутка.

г) – Посмотрите на с. 94 нарисована Катюша. Она принесла полотенце, тазик с водой. А хочет ли Вова умываться? (Ответы детей). Вова уверен, что поступает правильно и объясняет, почему не хочет умываться, стихами Г. Остера.

IV. Г. Остер “Вредные советы”.

1.Чтение “Вредных советов” двумя учащимися.

– Почему же Вова считает умывание пустой тратой времени?

– А стричься почему бесполезно?

2.Нарисуйте как выглядел бы Вова Колесников, если бы выполнял эти советы?

– На ваших рисунках Вова Колесников выглядит как на рисунке “Грязнуля”. (Рисунок крепится на доске).

– Наверное, Вова кое о чем забыл! Г. Остер дает детям какие советы? (Хитрые)

– А в чем их хитрость? (В том, что поступать надо наоборот).

3.Выразительное чтение.

– Прочитайте советы Г. Остера шутливо.

V. И. Демьянов “Дразнилки”.

– Петя и Катюша нашли для Вовы у поэта И. Демьянова специальные “дразнилки”. Мы сейчас будем их читать. Обратите внимание на интонацию, ведь это “дразнилки”.

а) чтение про себя.

б) чтение первой дразнилки. (читают насмешливо).

в) вопросы после чтения

– Почему руки Вани нельзя отмыть даже в бане? (они очень грязные).

– А что у Вани на голове? (пуд грязи).

– А что такое пуд? (это 16 кг).

– Как вы думаете на самом ли дели у Вани на голове столько грязи?

– С какой целью поэт так преувеличил? (чтобы грязнулям стало стыдно).

– Где же нельзя отмыть эту грязь? (в Неве).

– Поэт почти в каждой строчке все сильно преувеличил. Как вы думаете, для чего он это сделал? (он подчеркнул, что Ваня неряшливый).

– Для кого Катюша читала это стихотворение? (для Вовы).

– Обратите внимание на рисунок, что произошло с Вовой? (он прислушивается).

г) чтение второй дразнилки.

– Чем похожи обе “дразнилки”?

– Найдите преувеличения во второй “дразнилки”.

– Услышав эту “дразнилку” наш Вова не захочет, чтобы у него на щеках и шеи вырос целый огород.

– Как вы думаете, придется ли Катюше и Пете теперь уговаривать Вову умыться?

VI. Знакомство с предметами личной гигиены и правилами гигиены.

– Чтобы быть чистым и опрятным Вове Колесникову и всем нам нужно иметь друзей. А кого именно отгадайте.

1.Отгадывание загадок.

а) Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло).

б) Волосистою головкой
В рот она влезает ловко

И считает зубы нам по утрам и вечерам. (Зубная щетка).

в) Хожу, брожу, не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа).

г) Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик. (Ножницы).

д) Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос. (Носовой платок).

(По ходу разгадывания загадок, названные предметы выставляются на стенд).

2.Игра “Оживи предмет”.

– Это друзья каждого человека. А почему это так, хотелось бы узнать от вас. Представьте себя каким-нибудь предметом и расскажите, чем он полезен и почему необходим человеку. (Ребята рассказывают о выбранном предмете, после каждого рассказа открывается девиз, который дети прочитывают хором).

Мыло: Я прошу вас мыть почаще ваши руки и лицо.

Зубная щетка: Будь аккуратен,
Забудь про лень,
Чисти зубы каждый день.
Расческа: Не забывай, что гребешок,
Это верный твой дружок.
Ножницы: Чтоб микробов победить.
Надо чаще ногти стричь.
Носовой платок: Платок носовой – не пустяк:
Он не даст попасть впросак.

– А всегда ли можно с мылом чисто вымыть тело? (Не всегда, нужна мочалка, она помогает вымыть все тело, а массаж полезен для кожи).

Мочалка: Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите, не беда,
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.

VII. Итог урока.

Как Катюше и Пете и нам удалось убедить Вову Колесникова соблюдать правила гигиены?

О каких правилах гигиены мы говорили на нашем уроке?

Почему о правилах гигиены мы читали на уроке вежливости? (Быть неопрятным, грязным невежливо по отношению к окружающим людям).

Нарисуйте каким теперь будет Вова Колесников. (После обсуждения рисунков крепится плакат “Чистюля”.